Сообщение :Учитель — ученик в условиях реализации основных направлений ФГОС НОО


г. Острогожск.
Сообщение:»Учитель – ученик в условиях реализации основных направлений ФГОС НОО»
Составила:
Зимникова Надежда Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №6
г.Острогожска
2015 год.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введен в учебный процесс с 1 сентября 2011 г. Он предполагает переход от традиционной системы образования к развивающей системе, переход от объяснительно - иллюстративного метода обучением к системно – деятельностному, компетентсному подходу к обучению, созданию развивающей среды на уроке, в которой становится возможным достижения планируемых образовательных результатов. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие талантов детей.
В соответствии с этим принципиально меняется роль учителя и ученика на уроке. Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки.
Особое место на уроке занимает познавательная самостоятельность. Что это такое? Это свойство личности, характеризующееся умением без посторонней помощи добывать, анализировать и применять на практике полученные знания, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные суждения, контролировать свою деятельность, объективно оценивать ее результаты.
По результатам исследований у младших школьников не сформировано умение самостоятельно добывать знания. Значит, учитель в новых условиях должен учить ребёнка учиться, формировать умения самостоятельно добывать знания, мотивировать к самостоятельной познавательной деятельности, контролировать свои действия, действия своих товарищей, оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Сравнивая работу учителя по старым и новым стандартам, можно прийти к следующим выводам: учитель, работающий по старым стандартам всегда держит дистанцию с учениками. Чаще всего его роль сводится лишь к тому, чтобы начитать учебный материал, дать знания и проверить насколько точно дети его выучили. В новых условиях учитель – одновременно играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, к постановке целей и задач урока, координирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включит в работу каждого ученика.
По новым стандартам уже в 1 классе наряду с традиционным письмом школьники учатся клавиатурному набору тексту, работают с компьютером и интерактивной доской. По каждому предмету есть электронные приложения. Детям с удовольствием на уроках хотят работать с электронными носителями, учатся составлять презентации и показывать их на уроках. В новой школе, уже начиная уже с первого класса ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают их с помощью индивидуальных учебных проектов. Коньком нового стандарта является проектная деятельность. По каждому предмету программой предусмотрено определенное количество проектов. Работа над проектом воспитывает в ребенке самостоятельность, ответственность, коллективизм, желание находить в различных источниках: справочниках, энциклопедиях, словарях, Интернете новое, интересное.
С введением новых стандартов меняется оценивание учебной деятельности ученика. Помимо традиционной репродуктивной оценки, которую выставляет учитель, на каждого ученика заводится портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико – ориентированного, деятельностного подхода в образовании.
Совместная деятельность ученика и учителя в итоге предусматривает достижение не только предметных но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия, управлять ими, приобретать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками) и метапредметных результатов ( о владение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей.