Методичка к дипломной работе по теме формирование эстетического вкуса у младших школьников
























ФОРМИРОВАНИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(2 класс)






2016 г.




















Выполнила:
студентка 353 группы
факультета ПиХО Золотарева Д. В.
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
кафедры ДиНО Каландарова Н. Н.




СОДЕРЖАНИЕ
Введение........2
Раздел «Устное народное творчество»........................3
Тема урока: Загадки, пословицы, поговорки.....................3
Тема урока: Русская народная сказка «Каша из топора»..5
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»...5
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»8
Раздел «Люблю природу русскую. Осень»..12
Тема урока: Стихи Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила».12
Тема урока: М.М. Пришвин «Осеннее утро»..14
Тема урока: С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»18
Обобщающий урок по теме: «Люблю природу русскую! Осень»..19
Раздел «Русские писатели»..21
Тема урока: А. С. Пушкин «У Лукоморья»..21
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»...23
Тема урока: Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою».27






























Введение

Перед школьным предметом - литературное чтение - стоит общая задача гуманитарного развития личности, и более частная задача развития эстетического сознания.

Именно на уроках литературного чтения формируются представления о главных эстетических ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни. Литература может дать представления о широкой картине мира, обогатить нравственно и эмоционально, развить и сформировать общую эстетическую культуру человека.

В данном пособии раскрываются содержание и методы по формированию эстетического вкуса во второй год обучения в школе. Даются рекомендации по использованию различных видов искусства на уроке литературного чтения во 2 классе «Школа России» ФГОС.

Задания представленные в методичке направлены, прежде всего, на формирование эстетического вкуса, а именно, учащиеся научатся:
- читать, выражая настроение произведения;
- сочинять стихи, загадки, рассказы;
- придумывать свои собственные сказочные сюжеты;
- объяснять интересные выражения в произведениях;
- представлять и изображать картины природы;
- составлять палитру прочитанного произведения с помощью красок;
- находить средства художественной выразительности, создавать с помощью слова свои собственные картины;
- характеризовать героев произведения;
- оценивать свои достижения.
2
Раздел «Устное народное творчество»
Освоение культурно-художественного наследия никогда не может быть исчерпывающим. Каждое новое поколение из этого сокровища извлекает новые идеи, образы, созвучные с требованиями современного общественного, развития. Огромное значение приобретает изучение различных произведений устного народного творчества (сказки, легенды, пословицы, поговорки и т. д.), которые раскрывают содержание художественно-эстетической и эмоциональной природы народных эстетических представлений и взглядов.

Тема урока: «Загадки, пословицы, поговорки.»

Задание: Сочинить загадку на тему осень.
Работы детей:
Ксюша З.: Пятна разноцветные на земле лежат.
(Осенние листья)
Антон Б.: Ранним утром по земле стелется.
(Туман)
Оля А.: Как воздух прозрачный,
на солнце искрится,
растениям жизни придает.
(Дождь)
Максим Л.: Небо хмуро,
Холодком подуло.
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)

Даша Б.: Висит красивый,
На земле чернеет.
3 В воде не тонет. (Лист)
Задание: Оформи альбом с пословицами. Подбери красочных открыток, рисунки, различные заставки к пословицам.
Работы детей:

Вика П.:
От маленькой искры большой пожар бывает.




Женя В.: Лебедей сзывают голоса, а людей соединяют мысли и руки.









Лиза Ч.: Мороз не велик, да стоять не велит.







4
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и
тетерев»

Задание: Выучить мальчикам слова тетерева, девочкам слова лисы. Учителю подготовить костюмы (маску, перчатки и хвост для лисы, и маску, темную мантию для тетерева). Организовать театрализованное представление.

Тема урока: Русская народная сказка «Каша из топора»

Задание: Разбиться на 2 группы и сравнить, в чем разница между мультфильмом и текстом сказки. Результаты анализа занести в таблицу.

Пример:
Мультфильм
Текст в учебнике

- музыкальное сопровождение;
- дополнительные герои (корова, старик);
-подробное вступление и заключение;
- диалоги отличаются (приводят примеры);
- присутствие междометий.
- нет подробного вступления и заключения;
- четко прописанные диалоги;
- 2 действующих лица (старуха и служивый);
- отсутствие сопроводительной песни при готовке каши.


5
Задание: Придумать свой сказочный рецепт.
Работы детей:
Радужные конфетки (Учанов М.)
Радуга – 20 кг
Капельки росы – 5 л
Веселого настроения – 10 кг
Лучики солнца – 5 кг
Мед – 3 кг
Всё смешиваем и делаем конфеты.

Сказка про бельчонка (Максимов Д.)
Жил был бельчонок по имени Гуфф. В один осенний солнечный день Гуфф пошел на прогулку. Гуляя по лесу, он увидел дерево с удивительными плодами. Собрал плоды и принес их домой. Из этих плодов бельчонок решил сварить варенье. Сварив варенье, Гуфф решил пригласить на чай соседей. Испробовав варенье, один из гостей догадался, что варенье из шишек. Рецепт этого варенья очень прост. На одну шишку берем один стакан сахара и варим до готовности.

Коктейль «Лучик солнышка» (Аккузина О.)
Ингридиенты:
Молоко, солнечный свет, немножко звезд, утренняя роса, волшебный нектар.
Способ приготовления:
Всё хорошенько взбить, вуаля, и можно пить.

Овощное варенье с шишками (Богданов А.)
На 4 порции:
250 г моркови , 1 л воздуха, 200 гр огурцов, 2 плитки шоколада, 10 шишек
Приготовление:
Морковь и огурцы почистить, нарезать кольцами. Шишки пожарить. Все продукты сложить в банку, залить воздухом 6
Сказочный рецепт (Люкин М.)
Жили были дед и баба. Решил старый на речку сходить, окуньков и мальков половить. К сожалению, рыбы на реке не оказалось, а квакали лишь зеленые лягушки. Закинул он сеть и поймал золотую лягушку. Принес он домой старухе. Старуха уху сварила, и салат из лягушки скрутила. Ах, какая уха получилась, что старуха в царицу обернулась. Вот какая прекрасная уха и салат из зеленой болотной лягушки. Тут и сказки конец, а кто слушал молодец.
Банановые сосульки (Агафонова О.)
Банан – 2шт
Шоколад – 100 г
Цветочная пыльца – 100 г
Сосульки средних размеров
Мороз лютый
Цветы лютика полевого
Приготовление:
Порезать 2 недозрелых банана пополам и надеть на сосульки. Окунуть их в растопленный шоколад с пыльцой и добавить мороза. Поверх украсить лютиками.
7
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
Задание: Сочинить сказку про двух кастрюль. Установка: Встретились две кастрюли. Одна чистая, другая грязная. О чем они могут говорить и что может произойти между ними?
Работы детей:
- Привет.
- Привет.
- Что ты такая грязная?
- За мной не ухаживают.
- Почему?
- Не знаю.
- А за мной ухаживают: моют, чистят
- Во мне варят кушать, а потом не мытую ставят на полку.
- Мне жаль тебя. Плохо, что я ничем не могу помочь.
(Захапова К.)

Жили были две кастрюли. Одна была ухоженной, а другая очень грязной. Хоть и мыли их, ухаживали, но к одной относились хуже, чем к другой.
Однажды их помыли и поставили вместе. Они ожили. Чистая кастрюля дала другой совет:
- Когда тебя помоют, ты выскальзывай. И тебя будут мыть снова и снова.
Так она и поступила, и стала ухоженной, чистой, блестящей. Поблагодарила кастрюля за совет, и на полке всегда стояли две хорошо вымытые кастрюли.
(Учанов М.)

8
Жили две Кастрюли. Одна синяя и чистая, другая черная и грязная. Синяя и спрашивает:
- Тебя не моют?
- Нет, меня моют. Просто я старая, а ты новая,- отвечает ей черная кастрюля.
Так Кастрюли познакомились и начали дружить.
Однажды они пошли гулять. Бегали по поляне, собирали цветы, плескались в воде. Вернулись домой и увидели, что черная кастрюля вовсе не черная, а красная! Когда они долго плескались в воде вся грязь и сажа сошла с нее.
Так кастрюли еще долго служили своим хозяевам. Ведь теперь за ними хорошо ухаживали!
(Ворончихина К.)

Жили две кастрюли: белая и черная. Как-то раз встретились они и одна другой говорит:
- Почему ты такая грязная?
Черная ей отвечает:
- За мной хозяйка не ухаживает. А как тебе удается быть всегда такой чистой?
- Меня моют. Покупают разные средства, что бы я была еще чище. Давай мы тебя помоем, - предложила белая кастрюля.
- Но как? Мы же не умеем ходить.
- А ты раскачайся и упадешь прямо в раковину. Там-то тебя и помоют.
Черная кастрюля так и сделала. Упала, а на грохот прибежала хозяйка. Кастрюли замерли. А хозяйка увидела черную кастрюлю и удивилась, почему она такая грязная стояла на полке. И никогда больше кастрюля не знала грязи.
(Аккузина О.)




9
Жили были две кастрюли. Одна другой говорит:
- Ты грязная и неухоженная.
- А ты плохая.
- Почему?
- Потому что ты меня обозвала.
- А хочешь дружить будем?
- Но я же грязная?
- Внешность не главное. Ты же варишь вкусные супы. Ты красивая, просто немного почерневшая.
- Спасибо, и ты красивая.
- Давай тебя помоем.
- Хорошо. Когда?
- Завтра и начнем. Мы же с тобой друзья, а друзья в беде никогда не бросят. Я помогу тебе стать чистой и самой красивой.
(Богданов А.)

Встретились две хозяйки с кастрюлями. Одна увидела какую кастрюлю несет ее соседка и испугалась.
- Почему твоя кастрюля такая грязная??
Начали они спорить чья кастрюля чище. Так их дружба и закончилась.
(Чупина А.)
- Привет, как тебя зовут?
- Здравствуй, меня зовут Чистюля. А тебя?
- А меня Грязнуля. Давай дружить?
- Я согласна. Будем дружить. Будем готовить вкусные щи.
Так они и дружили. Но однажды Грязнуле стало обидно, что хозяюшка варит щи только в Чистюле, моет ее, а на нее никто внимания не обращает. Она лишь стоит на полке и пылится. И тогда Грязнуля начала стучать, реветь, бить посуду. Хозяюшка увидела Грязнулю и все поняла. Помыла обе кастрюльки и сказала: «Вот, какие вы у меня красавицы!» Грязнуля стала чистой и больше не плакала и не завидовала.
(Пчельникова В.)
10
Раздел «Люблю природу русскую. Осень»

В современное время дети должны вырастать с сознанием, что природа гораздо слабее людей, что она призывает к защите, к милосердию. Если ученики остановятся равнодушными к этому голосу природы, они не вырастут настоящими людьми, будут жестокими, духовно обездоленными. Стремление побыть с природой наедине подолгу, чтобы вернувшись в повседневный мир, ребенок стал просветленнее, добрее, задумчивее и почувствовал, что за всю эту жизнь он тоже в ответе.

Тема урока: Стихи Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной », К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила ».

(Фрагмент работы со стихами)
- Сейчас вы будете читать стихи про себя. Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэты создают словами. Не забывайте, что мы стремимся стать настоящими читателями.
- Понравились ли вам стихотворения?
- Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз?
- Чем похожи, по-вашему, эти два стихотворения?
- Можно ли сказать, что поэты в стихах рисуют один период осени?
- По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени?
- А теперь поработаем над каждым стихотворением
Чтение стихотворения Ф.Тютчева учителем.
- Какие картины осени вы представили?
А теперь будем читать стихотворение по строфам и разбираться: какой увидел осень поэт Фёдор Тютчев.



11
Один ученик читает первую строфу.
После чтения первой строфы:
- Что значит «первоначальной»?
- Можно ли уже сказать об отношении поэта к этому времени года?(осень ему нравится: он называет её «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарные вечера»)
- Что значит выражение «дивная пора»? (Удивительная, восхитительная, чудесная).
- Приходилось ли вам наблюдать «хрустальный день»? Опишите его. Какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный)
- «Лучезарные вечера» - как вы представляете их, расскажите. (Вечерняя природа залита лучами заходящего солнца, всё сверкает, сияет )
- Как же поэт относится к осени? (Поэт любит осень, восхищается ею.)
Прочитаем вторую строфу. (Читает второй ученик)
После чтения второй строфы:
- Куда переносит нас поэт в строках стихотворения?
- Что имеет автор ввиду, когда говорит о серпе, как о живом?
(«Бодрый серп гулял» - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колосья)
- Ребята, есть в литературе слова-краски, которые помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом. О серпе поэт говорит как о живом существе. Этот приём называется – олицетворение.
- Какой вы увидели картину отдыхающего поля? Расскажите.
- «Праздная борозда» - какая она? Ребята, сейчас мы будем читать третью строфу. Попробуйте отыскать в третьей строфе синоним, объясняющий значение этого слова.
Чтение третьей строфы. (Читает один ученик)
После чтения третьей строфы:
- Нашли синоним? (праздная – отдыхающая, с неё всё убрали)
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
12
- Ф.Тютчев рисует картины осени, которые приносят с собой пустоту и грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. (теперь уж пусто всё; пустеет воздух; птиц не слышно более)
- Но почему же тогда нас, читателей, не охватывает грусть, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?(«Но далеко ещё до первых бурь»; «И льётся чистая и светлая лазурь на отдыхающее поле»)
- Каким же настроением проникнуты стихи Ф.Тютчева?
- Ребята, вы заметили, в стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие приходят вместе со стихами.
- В каком темпе следует читать стихотворение? (Поэт очарован осенью, он боится нарушить покой осени. Поэтому будем читать в замедленном темпе, напевно, но без грусти).
- Ребята, запомните то, о чём мы сейчас говорили. Это вам пригодится при выразительном чтении стихотворения.
- Ребята, переходим к знакомству со стихотворением К.Бальмонта
Работа со стихотворением К.Бальмонта
Чтение стихотворения учителем.
- Что почувствовали?
- Какую осень нарисовал поэт в своём стихотворении?
- Как вы понимаете выражение «нет в цветах благовонья»?
(нет аромата прежнего, нет душистости)
- Использовал ли автор приём олицетворения? Попробуйте отыскать этот приём. (Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья. Солнце реже смеётся.)
- Дети, поэт создаёт образ осени. Осень – человек, дитя. Как же она заплачет? Отчего? (Заплачет длинными, скучными, холодными дождями от той грустной картины в природе )
- Попробуем заменить эти строчки обычным описанием: скоро начнётся осень и пойдут дожди. Солнце будет светить реже.
Что изменится в стихотворении? В его настроении? (Исчезает образ осени, стихотворение становится скучным, неинтересным. Да и стихотворением его уже не назовёшь).)
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Бальмонт с приходом осени? Подтвердите свой ответ словами из стихотворения. (Много холода, в сердце грусть, солнце реже смеётся, в цветах нет благовонья Даже осень заплачет, когда проснётся.)
- В каком темпе следует читать стихотворение? (медленно, с грустью)
- Ребята, как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты стихи. Попробуем мы прочитать стихи, передать настроение поэтов и ещё раз представить образы осени, которые они рисуют. (Выразительное чтение стихов двумя учениками)

Тема урока: М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Задание: Сочинить стихотворение четверостишие про осень.
Работы детей:
Осень наступила,
Улетели журавли.
Солнце тускло светит,
Начались дожди.

Настроение упало,
Хочется жары,
Чтобы бабочки летали
И кусали комары.
(Максимов Д.)

Осень золотая к нам опять пришла.
И грибов, и ягод много принесла.
Улетают птицы в теплые края.
И в лесу животным спать уже пора.
(Агафонова О.) 14

Вчера здесь только были желтые цветы.
Вчера здесь только были красивые цветы.
Вчера здесь только были зеленые деревья.
А сегодня здесь голые кусты.
Вялые цветы коричневого цвета.
И сочные грибы под жухлою травой.
(Пчельникова В.)

Вот и закончилось лето,
Пришла золотая пора.
Лес так красиво украшен,
Посмотрите в какие цвета:
Ярко-красный и желтый оттенок,
Подарила осень наряд.
Вот за это люблю я осень:
За ее превосходный пейзаж!
(Вершинин Е.)

Слышу крик журавлей, улетающих вдаль.
Ветер листья с деревьев срывает.
И иду я по лесу, не люблю я печаль.
На деревьях последний листок колыхает.
Как люблю я тебя, поздней осени мгла!
Лишь твоя мне прохлада мила.
(Чупина А.)

Дует свежий ветерок.
Наступила осень.
Дождь на улице идет.
А мне быть дома в восемь.
Здорово на улице гулять,
В сапожках бегать по грязи
Кораблики по лужицам пускать.
15 На это мне не могут возразить.
(Злобина Л.)

Осень по лесу идет,
Листья всем раздает.
Листья дает разные
Кружевные красные,
Золотом покрытые,
Дождиком помытые.
(Люкин М.)

Красный, желтый, золотистый
Ложится на землю лист.
В зелено-желтый и пятнистый
Украсит землю лист.
(Ворончихина К.)


Осень принесла нам желтые листочки,
И прекрасны стали леса наши, лесочки.
Теплая погода дарит наслажденье,
Солнышко нас греет теплым настроеньем.
Скоро дождь наскучит. Холода нагрянут.
И прогонят нашу осень золотую.
(Богданов А.)

Осень многолика:
То дождлива,
То смешлива,
То красива в золотом наряде,
То печальна с голыми ветвями.
Она с кленами, как на параде,
Она с шорохами листьев под ногами.
(Суворов И.)

16
Тема урока: С. Есенин «Закружилась листва
золотая», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»



Задание: Написать стихотворение, сочинение о ветре или нарисовать ветер.

Работы детей:
Ветер по лесу гулял.
И лягушку увидал.
И спросил он у нее,
«Как дела?» и про жилье
А лягушка ему в ответ:
«Ветерок, большой привет!
Все в порядке у меня
Ведь со мной мои друзья!»
(Аккузина О.)

Ветерок на улице
Дул в лицо приятно.
Он играл с ребятами
Весело, занятно.
(Баженова Д.)

Осенний ветер листья сорвал,
Со мною играть обещал.
Я за ветром весь день скакал.
И к вечеру сильно устал.
(Вершинин Ж.)

Дует свежий ветерок.
Залетает на урок.
Лист бумаги он смахнул.
И тут же быстренько уснул.
(Злобина Л.)



Ветер, ветер, ветерок.
Мой единственный дружок.
Веешь ты по всему свету,
Видишь многое вокруг.
Мне б с тобою полетать,
Только крыльев не видать.
(Богданов А.)

Ветер дул всю ночь,
Шумела, морщилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда.
Выло, дуло, завывало,
А когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было, и нет.
(Черенева Л)

- Что за стук в окошке? -
Задает вопрос Сережка.
- Это ветер к нам пришел. –
Отвечает Тошка.
Он приходит в гости к нам,
Чтоб устроить тара-рам!
(Максимов Д.)








Ветерок, ветерок,
Самый лучший ветерок!
Самый нежный, самый теплый,
Самый сильный ты дружок!
Ты всегда повсюду бродишь,
Видишь темные поля.
Ты друзей себе находишь,
Может быть не навсегда.
Я люблю, когда в день знойный
Дуешь ласково ты мне.
Пусть частенько ты холодный,
Но мы помним о тебе!
(Пчельникова В.)


Ветер, ветер, ветерок.
Ты летаешь где захочешь.
Летом солнышко горит.
Жаром мне в лицо палит.
Жарко мне ведь летом ветер.
Ты лети ко мне скорей.
Будет мне прохладней и нежней.
(Захапова К.)





(Ворончихина К.)


Дует легкий ветерок,
Листьями играет.
Будет теплый вечерок,
Солнце плавно тает.
С мамой рядышком сидим
Книжицу читаем.
Обо всем мы говорим,
О будущем мечтаем:
«Дом у речки, тишина,
Ветерок играет.
Пахнет сладко бузина
Солнце плавно тает.
(Учанов М.)


Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул.
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
(Чупин К.)
18 Обобщающий урок по теме:
«Люблю природу русскую! Осень»

Задание: нарисовать осень так, как они ее видят. Для кого-то осень - это слякоть, дождь, голые деревья, а для других - это яркие краски листьев, последние лучи солнца и грибы. Другой вариант: нарисовать осень по любому из изученных стихотворений.
Свой рисунок они демонстрируют, отвечая на вопросы: «Что для тебя осень? Какое настроение передает твой рисунок?». По желанию ученики рассказывают наизусть стихотворения про осень, либо выразительно их читают. Рисунки собираются учителем, он организовывает выставку, и дети путем голосования, проводят рефлексию, выбирая лучшие рисунки. У каждого ученика 3 голоса, он выбирает понравившиеся рисунки и объясняет свой выбор, за свой рисунок ученик так же может голосовать.

Осенняя картинная галерея 2 класса:
«Осенние радости»








19
«Осень в лесу»







«Опавшая листва»





«Листопад»




«Осенняя тропа»








«Осень»
20
Раздел «Русские писатели»

Авторские произведения способствуют глубокому личностному освоению эстетических ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и эстетического развития личности ребенка, его воспитание. Читая, ребенок анализирует и задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, прекрасном и безобразном, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его места в мире.

Тема урока: А. С. Пушкин «У Лукоморья»

Задание: Прочитать и проанализировать сказку А. С. Пушкина «У Лукоморья» (из поэмы «Руслан и Людмила»).
Прослушать «Песня про сказку» на стихи Б. Грачевской и вспомнить песню «Сказка по лесу идет» на сл. Ю. Мориц.
Нарисовать свою сказку и дать название своему рисунку.

Сказочная картинная галерея 2 класса:





«Счастливый случай»




21
«Сказочная встреча»








«Волшебство клоуна»






«В поиске сказки»



« Сказочная Снегурочка»








«Дружба в сказке» 22
Тема урока: А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Задание: обобщить знания по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Фрагмент урока:
-Над какой сказкой мы работали на последних двух уроках?
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру «Ловись рыбка золотая». У кого улов будет больше?
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку.

Вопросы:
1.Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
2.С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
3.С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
4.Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
5.Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
6.В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
7. Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
8.Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Подведение итогов.
- Почему я вам за правильные ответы давала золотых рыбок?
23
Какие еще главные действующие лица есть в сказке?
- Сегодня будем учиться характеризовать главных героев сказки. На экране план, по которому вы будете давать характеристику героям. Давайте начнем с отрицательного героя. Это кто?
(Учитель направляет детей наводящими вопросами, просит найти подтверждение в тексте)
-Как автор ее наказал? Зачитайте.
- Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Оно стало крылатым выражением – фразеологизмом. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- А давайте разберемся, каким – положительным или отрицательным героем является старик.
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
Вывод: старик не является положительным героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер.
Знакомятся с планом:
1. Где живет герой?
2. Чем занимается?
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Что думает о нем автор?
6. Что вам понравилось или не понравилось в герое?
- Какого персонажа начнем характеризовать?

24
Старуха
1.Живет у самого синего моря в ветхой землянке
2.Пряла свою пряжу
3. Постоянно бранит старика, заставляет просить у рыбки сначала корыто, потом избу, хочет стать дворянкой, царицей, владычицей морскою.
4.Характер властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
5.Отношение автора –осуждает, наказывает
6. Не понравилась ее жадность, грубость.
Старик
1. Живет у самого синего моря в ветхой землянке
2.Ловил неводом рыбу
3.Поймал рыбку, пожалел и отпустил. Потом ходит к морю с просьбами.
4. Характер мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
5.Автор жалеет его, немного насмехается. В его лице высмеивает человеческие пороки – безволие, безответность.
6.Нравится: воспитанный, ласковый, добрый. Не нравится: не смог поставить старуху на место.
- А какая рыбка? Докажите цитатами из текста. Она положительный или отрицательный персонаж?
-Почему не исполнила последнюю просьбу? (Потому что милость не безгранична).


25
-Рыбка ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
Рыбка
1. Живет в море
2.Гуляет себе на просторе
3.Исполняет просьбы старика
4.Характер: спокойная, сдержанная, свободолюбивая, честная, надежная
5.Автор ею восхищается
6.Нравится: огромным терпением обладает, сумела противостоять старухе и поставить ее на место.
- Проследим по тексту, как менялось море с каждым новым приходом старика. Почему так происходило? Прочитайте, как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик с первой просьбой.
- Как изменилось море во второй раз? Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
( Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже. И море дает старику об этом знак. )
- Как встретило старика море в четвертый раз?
(Все беспокойнее становится море.)
- Что увидел старик на море в последний раз?
(Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Так море восстало против человеческой жадности со стороны старухи и безволия со стороны старика.)
- Море - еще одно действующее лицо. Найдите в тексте описания моря. (Море слегка разыгралось. Помутилося синее море. Не спокойно синее море. Почернело синее море. На море черная буря) 26
Задание по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:
Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» Сначала определи:
о чем ты будешь писать, кто будет главным героем, какое событие будет лежать в основе рассказа.
Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки.
Придумай своего героя, исполняющего желания.

Тема урока: Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою».

Задание: Нарисовать Зимнюю Чародейку или Чародея.

Зимняя картинная галерея 2 класса:











27