Психолого-педагогическое сопровождение реализации Образовательной программы ФГОС НОО и ФГОС ООО


Психолого-педагогическое сопровождение реализации Образовательной программы ФГОС НОО и ФГОС ООО Мышкина Ю.С. -педагог – психолог Реализация ФГОС нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога – психолога как полноценного участника образовательного процесса. Цель работы: Создать благоприятные условия как в начальной школе так и в среднем звене для оказания помощи обучающимся, имеющие проблемы в психологическом развитии (поведении) и обучении. Задачи: 1. Систематический психологический мониторинг школьной мотивации при внедрения ФГОС в образовательный процесс МКОУ;2. При помощи обследования комплексом методик, определение уровеня социально-психологической адаптации обучающихся первых и пятых классов;3. Составление и реализация коррекционно – развивающих программ социально-психологической адаптации к учебной деятельности для первоклассников и пятиклассников. Основные направления деятельности школьной психологической службы Психолого-педагогическая диагностикаЦель данного направления деятельности — выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований, возрастным ориентирам и требованиям общества. Коррекционно-развивающая работаЦель данного направления работы  –  создание условий  для  коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам. Психолого-педагогическое консультированиеЦель данного направления работы – оказание   помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.  Психопрофилактика и просвещениеЦель направления  школьной практической деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической компетентности  (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.  Методическая работаЦель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы. Этапы психолого -педагогического сопровождения учащихся 1 этап – адаптивная площадка. Данный этап начинается в сентябре. В течение года предполагается проведение развивающих занятий для будущих первоклассников, психолого-педагогическая диагностика (октябрь, март), направленной на определение школьной готовности ребенка, проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей будущих первоклассников, проведение родительских собраний. 2 этап - первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников и пятиклассников, организация методической помощи педагогам, организация психолого-педагогической поддержки школьников. А так же работа педагога - психолога заключается в проведении психодиагностического исследования уровня готовности обучающихся 1-х классов и 5-х классов к обучению в школе, мониторинг школьной мотивации обучающихся и диагностика личностных универсальных учебных действий. Показатели школьной мотивации 3х этапов мониторинга внедрения ФГОС, в первых классах (октябрь, январь, апрель) 2012 – 2013 учебный год Показатели школьной мотивации 2х этапов мониторинга внедрения ФГОС, в первых классах (октябрь, январь) 2013 – 2014 учебный год Показатели школьной мотивации 3х этапов мониторинга внедрения ФГОС, в пятых классах (октябрь, январь, апрель) 2012 – 2013 учебный год Показатели школьной мотивации 2х этапов мониторинга внедрения ФГОС, в пятых классах (ноябрь, февраль) 2013 – 2014 учебный год Психодиагностическое исследование уровня готовности обучающихся 1-х классов к обучению в школе Психодиагностическое исследование уровня готовности детей 1-х классов к обучению в школе Психодиагностическое исследование эмоционального состояния учащихся 5-х классов и уровня адаптации их к среднему звену школы В каком классе хотел бы ты учиться, дети отвечали:В начальной школе – 3 человека (9%);в 5 классе – 10 человек (30%); в 8 классе – 5 человека (15%); в 9 классе – 2 человек (6%); в 11 классе – 7 человека (21%). Свою работу в школе учащиеся 5-х классов оценили следующим образом: Образовательная Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. Мониторинг личностных универсальных учебных действий в 1х классах (октябрь) Оцениваемые УУД: интерес к новому, положительное отношение к    учению, чувство необходимости учения. У первоклассников в большей степени сформирована  учебно-познавательная мотивация. Мониторинг личностных универсальных учебных действий в 5х классах (ноябрь) Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося. У пятиклассников в большей степени сформирована  учебно-познавательная мотивация. 3 этап - психолого-педагогическая работа с обучающимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1х и 5х классов и предполагает следующее: - проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп обучающихся, испытывающих трудности в обучении, поведении и в формировании универсальных учебных действий; - индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики; - организация групповой психокоррекционной работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении и поведении. Сопровождение учителей- Индивидуальное консультирование классных руководителей и учителей – предметников по общим результатам обследования первых и пятых классов- Посещение уроковСопровождение родителей- Посещение родительского собрания с представлением результатов обследования в обобщенном виде- Индивидуальное консультирование родителей по результатам обследования. Некоторые выводы:1. ФГОС и Образовательная программа четко задают вектор психологического сопровождения, и направляет на достижение планируемых результатов образовательной программы.2. Данная технология психолого–педагогического сопровождения первых и пятых классов апробируется мной в течение трех лет и думается, является оптимальной для реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО, так как:- позволяет системно работать по данному направлению;- охватывает всех участников образовательного процесса;- выявляет динамику адаптированности группы учащихся в целом и каждого по отдельности;- создает предпосылки для целенаправленной разработки программ коррекционной работы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !