Поурочная разработка по биологии 6 класс ФГОС по теме Плод. Разнообразие и значение плодов


Плод. Разнообразие и значение плодов.
Задачи:
1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).
2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.
3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.
Оборудование: презентация, модель цветка, плюсовка Волшебники двора «хорошее настроение».
Здравствуйте ребята! Перед тем как начать наш урок я хочу, чтобы вы посмотрели в окно. На дворе глубокая осень, пасмурно, серо. Осенью, обычно, грустное настроение. Многие русские классики трактуют в своих произведения, что осень – это унылая пора.
А залогом успеха является хорошее настроение. И я хочу, чтобы оно у вас было замечательным на этот урок и на все последующие. Поэтому, в начале урока, я предлагаю вам прослушать детскую песенку. (Волшебники двора «Хорошее настроение»). Звучит музыка.
Во время прослушивания детской песенки, у вас были улыбки на лице, а это значит, что вы ободрились, и настроились на продуктивную работу.
Итак, начнем. У некоторых на столах лежат карточки. Выполните задание (Приложение 1). Обратите внимание на слайд. Все это живая природа. Из этой живой природы важную роль на нашей планете играют растения. Почему? (фотосинтез, продукты питание)
Какая группа растения господствует сейчас на нашей планете?
Покрытосеменные или цветковые растения.
На рисунке слайда изображено цветковое растение? Растение – это организм. А из чего состоит организм? (из органов).
На какие группы мы делим органы растения? (вегетативные и генеративные).
Перечислите вегетативные органы растения? (корень и побег – стебель, лист, почки)
Перечислите генеративные органы растения? (цветок, плод, семя)
Строение каких из этих органов растения мы уже изучили? (корень, стебель, лист, почку и цветок)
Давайте вспомним, каково строение корня? Я прошу выйти к доске ученика. Ему необходимо дать определение понятию «корень», обозначить зоны корня и охарактеризовать их.
А какие функции выполняет корень? (Укрепляет растение в почве, всасывает и передает стеблю растворы минеральных солей, запасают питательные вещества)
Корень – это подземная часть растения. Осевой надземной часть является стебель.
Что такое стебель? Каково его строение? Какие функции он выполняет?
Стебель несет на себе листья. Из каких частей слагается лист?
Листья разных видов растений имеют определенное расположение, крепление к стеблю. Я сейчас буду показывать вам рисунки. Ваша задача, дать название рисунку и охарактеризовать его.
Какую функцию выполняет лист?
- фотосинтез
- газообмен
- испарение воды
- обеспечивает восходящий и нисходящий ток
- служит органом вегетативного размножения
Кроме листьев на стебле имеются почки? Дайте определение этому понятию? Какие виды почек вам известны?
И наконец, генеративный орган растения – цветок. На модели цветка покажите все его части.
Цветок – это генеративный орган растения. Он имеет цветоножку – это часть стебля, на которой развивается цветок. Цветоножка расширяется в цветоложе, которое несет на себе все остальные части цветка. От цветоложе отходят зеленые лепестки – чашелистики. Совокупность чашелистиков – это чашечка цветка. Самой яркой и красивой частью цветка являются лепестки, которые своей окраской привлекают насекомых. Совокупность лепестков – это венчик цветка. Чашечка и венчик образуют околоцветник цветка. Самими главными частями, участвующими в поломом размножении, являются – пестик и тычинка. Пестик – это женский половой орган, состоит из рыльца, столбика, завязи. В завязи развиваются семязачатки, из которых в дальнейшем сформируются семена. А из завязи формируется плод. Тычинка – это мужской орган, который состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике созревает пыльца – это мужские гаметы.
Все ли цветки имеют такой план строение, или какие-то части у них могут отсутствовать?
Цветки могут иметь двойной околоцветник, который состоит из венчика и чашечки. И простой околоцветник – околоцветник, в котором нет разделения на чашечку и венчик (тюльпан).
Цветки могут быть голые, то есть, не имеющие околоцветника. Обоеполые, содержащие пестики и тычинки. И однополые, содержащие либо пестики, либо тычинки.
В связи с этим различают однодомные и двудомные растения. Однодомные растения – содержат однополые цветки на одном растении. Двудомные растения – пестичные и тычиночные цветки на разных растениях.
Всегда ли цветки одиночно располагаются на растении?
Нет. Цветки могут быть собраны в группы. Соцветие – группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении. Различают простые и сложные соцветия. В простых соцветиях цветки располагаются по одному на главной оси побега. В сложных соцветиях на главной оси располагаются не одиночные цветки, а разветвленные небольшие соцветия. Больше разновидностей в группе простых соцветий. Сюда относят: кисть, простой колос, головку, початок, корзинку, простой колос, щиток. Группа сложных соцветий насчитывает три разновидности: метелку, сложный колос и сложный зонтик.
Изучение новой темы
Из любого цветка развивается плод. Плод – это генеративный орган растения. О нем и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, зная, что говорить мы будем о плоде. «Плод. Разнообразие и значение плодов».
Запишите тему урока в тетрадь. Как вы думаете, что мы должны узнать на этом уроке?
Задачи урока:
Научиться понимать смысл биологического термина: плод.
Научиться объяснять особенности строение плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растений, животных и человека.
Итак, мы видим цветок. Из каких частей формируется плод. Вы можете за помощью обратиться к учебнику стр. 112. (Плод образуется из завязи пестика, семена – из находящихся в ней семязачатков).
Но, для того, чтобы это произошло, необходим перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика. Как называется этот процесс?
Этот процесс называется опылением.
Записываем в тетрадь: Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
После опыления произойдет оплодотворение, но с этим процессом мы будем знакомиться на следующих урока. И результатом этих процессов является образование плодов.
Запишите в тетрадь (самостоятельно) из каких частей формируется сам плод, а из каких семена
Запись в тетради: Плод образуется из завязи пестика, семена – из находящихся в ней семязачатков.
У меня в руках плод (слива). Из каких частей он состоит?
Плод состоит из околоплодника и семян
Околоплодник – это наружная часть плода, которая образовалась из стенок завязи пестика. Из семязачатков образуются семена.
Изобразим в виде схемы строение плода:
ПЛОД
ОКОЛОПЛОДНИК СЕМЕНА
- От чего зависит количество семян?
Количество семян зависит от количества семязачатков в завязи.
Рассмотрите рисунок 88 страница 113, проанализируйте его. (Если в завязи пестика семязачаток один, то и семя в плоде будет одно, если семязачатков много, то и семян в плоде много)
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Давайте подведем итог:
плод образуется из завязи пестика, а именно из стенок завязи;
семена образуются из семязачатков (один семязачаток – одно семя в плоде, много семязачатков – много семян в плоде);
плод состоит из околоплодника и семян.
РИТМИЧНАЯ ПАУЗА (физические упражнения под музыку)
Околоплодник защищает семена от высыхания, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды.
У одних растений околоплодник сухой у других сочный, поэтому различают сухие и сочные плоды.
Охарактеризуйте сочные и сухие плоды (обратитесь к тексту учебника стр. 113)
Сочные плоды имеют сочную мякоть (слива, огурец), а сухие – не имеют мякоти (горох, фасоль).
Запишите в тетради схематично:
ПЛОДЫ
СОЧНЫЕ
(имеют сочную мякоть) СУХИЕ
(не имеют мякоти)
Если мы заглянем внутрь плода, мы обнаружим семя. Одно или несколько семян?

У некоторых растений плоды имеют одно семя, у некоторых много семян. Поэтому различают односеменные и многосеменные плоды.
Рассмотрите рис 89 стр. 114 и проанализируйте его.
Сухи е и сочные плоды делятся на односеменные и многосеменные.
Продолжаем составлять схему:
ПЛОДЫ
СОЧНЫЕ
(имеют сочную мякоть) СУХИЕ
(не имеют мякоти)
ОДНОСЕМЕННЫЕ МНОГОСЕМЕННЫЕ
слива, вишня огурец, томат ОДНОСЕМЕННЫЕ МНОГОСЕМЕННЫЕ
пшеница, подсолнух горох, мак
Важным свойством плодов является распространение и это распространение происходит с помощью семян. Семена сочных плодов распространяются животными. Когда в сухих плодах семена созреют, околоплодник должен вскрыться, чтобы дать возможность семенам рассеяться. В связи с этим различают сухие вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды.
Сухие вскрывающиеся плоды бывают только многосеменными, сухие невскрывающиеся – односеменными.
Продолжаем составлять схему:
ПЛОДЫ
СОЧНЫЕ
(имеют сочную мякоть) СУХИЕ
(не имеют мякоти)
ОДНОСЕМЕННЫЕ МНОГОСЕМЕННЫЕ
слива, вишня огурец, томат ОДНОСЕМЕННЫЕ МНОГОСЕМЕННЫЕ
пшеница, подсолнух горох, мак

НЕВСКРЫВАЮЩИЕСЯ ВСКРЫВАЮЩИЕСЯ
Плоды распространяются
- саморасбрасывание (бешеный огурец)
- водой (кувшинка)
- ветром (одуванчик)
- животными (птицы, звери, насекомые)
- с участием человека (занимаясь сельским и лесным хозяйством)
Значение плодов
Орган полового размножение
Расселение растений
Продукт питания
Закрепление: тест (презентация)
Домашнее задание: § 19 стр 112 – 115, зарисовать в разрезе плод и указать его части.
Цветок
Цветок – это генеративный орган растения. Он имеет цветоножку – это часть стебля, на которой развивается цветок. Цветоножка расширяется в цветоложе, которое несет на себе все остальные части цветка. От цветоложе отходят зеленые лепестки – чашелистики. Совокупность чашелистиков – это чашечка цветка. Самой яркой и красивой частью цветка являются лепестки, которые своей окраской привлекают насекомых. Совокупность лепестков – это венчик цветка. Чашечка и венчик образуют околоцветник цветка. Самими главными частями, участвующими в половом размножении, являются – пестик и тычинка. Пестик – это женский половой орган, состоит из рыльца, столбика, завязи. В завязи развиваются семязачатки, из которых в дальнейшем сформируются семена. А из завязи формируется плод. Тычинка – это мужской орган, который состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике созревает пыльца – это мужские гаметы.
Все ли цветки имеют такой план строение, или какие-то части у них могут отсутствовать?
Цветки могут иметь двойной околоцветник, который состоит из венчика и чашечки. И простой околоцветник – околоцветник, в котором нет разделения на чашечку и венчик (тюльпан).
Цветки могут быть голые, то есть, не имеющие околоцветника. Обоеполые, содержащие пестики и тычинки. И однополые, содержащие либо пестики, либо тычинки.
В связи с этим различают однодомные и двудомные растения. Однодомные растения – содержат однополые цветки на одном растении. Двудомные растения – пестичные и тычиночные цветки на разных растениях.
Всегда ли цветки одиночно располагаются на растении?
Нет. Цветки могут быть собраны в группы. Соцветие – группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении. Различают простые и сложные соцветия. В простых соцветиях цветки располагаются по одному на главной оси побега. В сложных соцветиях на главной оси располагаются не одиночные цветки, а разветвленные небольшие соцветия. Больше разновидностей в группе простых соцветий. Сюда относят: кисть, простой колос, головку, початок, корзинку, простой колос, щиток. Группа сложных соцветий насчитывает три разновидности: метелку, сложный колос и сложный зонтик.
Приложение 1
Тест № 1 дата__________ Ф.И. _________________________________ класс__________
1.Генеративным органом растения является…
А) корень Б) побег В) стебель Г) семя Д) лист
2. Вещества передвигаются от корня в побег и обратно благодаря зоне корня…
А) чехлика Б) роста В) растяжения Г) деления Д) всасывания Е) проведения
3. Различают листорасположение (обведи несколько верных ответов):
А)Простое Б) Очередное В) Супротивное Г) Сложное Д) Мутовчатое Е) Черешковое
4. Чем образована жилка листа?
А) Сосудами Б) Ситовидными трубочками В) Волокнами
Г) Сосудами и ситовидными трубочками Д) Сосудами, ситовидными трубочками и волокнами
5. Лист не выполняет функцию…
А)Полового размножения Б)Вегетативного размножения В)Газообмена
Г)Испарения воды Д)Фотосинтеза Е)Транспорта веществ
6.Почка, имеющая зачаточные: стебель, листья и почки, называется…
А) вегетативной Б) генеративной В) вегетативно-генеративной Г) генеративно – вегетативной
7.К околоцветнику цветка относится …
А) венчик Б) венчик и чашечка В) все лепестки Г) чашелистики Д) цветоножка Е) цветоложе
8.Главными частями цветка являются…
А) тычинки и пестики Б) околоплодник и тычинки В) околоплодник и пестик Г) венчик и пыльник
9.К простому соцветию не относится…
А) щиток Б) кисть В) метелка Г) головка Д) корзинка Е) початок
10. Соцветие – это группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении.
Тест № 1 дата__________ Ф.И. _________________________________ класс__________
1.Генеративным органом растения является…
А) корень Б) побег В) стебель Г) семя Д) лист
2. Вещества передвигаются от корня в побег и обратно благодаря зоне корня…
А) чехлика Б) роста В) растяжения Г) деления Д) всасывания Е) проведения
3. Различают листорасположение (обведи несколько верных ответов):
А)Простое Б) Очередное В) Супротивное Г) Сложное Д) Мутовчатое Е) Черешковое
4. Чем образована жилка листа?
А) Сосудами Б) Ситовидными трубочками В) Волокнами
Г) Сосудами и ситовидными трубочками Д) Сосудами, ситовидными трубочками и волокнами
5. Лист не выполняет функцию…
А)Полового размножения Б)Вегетативного размножения В)Газообмена
Г)Испарения воды Д)Фотосинтеза Е)Транспорта веществ
6.Почка, имеющая зачаточные: стебель, листья и почки, называется…
А) вегетативной Б) генеративной В) вегетативно-генеративной Г) генеративно – вегетативной
7.К околоцветнику цветка относится …
А) венчик Б) венчик и чашечка В) все лепестки Г) чашелистики Д) цветоножка Е) цветоложе
8.Главными частями цветка являются…
А) тычинки и пестики Б) околоплодник и тычинки В) околоплодник и пестик Г) венчик и пыльник
9.К простому соцветию не относится…
А) щиток Б) кисть В) метелка Г) головка Д) корзинка Е) початок
10. Соцветие – это _____________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тест № 1 дата__________ Ф.И. _________________________________ класс__________
1.Генеративным органом растения является…
А) корень Б) побег В) стебель Г) семя Д) лист
2. Вещества передвигаются от корня в побег и обратно благодаря зоне корня…
А) чехлика Б) роста В) растяжения Г) деления Д) всасывания Е) проведения
3. Различают листорасположение (обведи несколько верных ответов):
А)Простое Б) Очередное В) Супротивное Г) Сложное Д) Мутовчатое Е) Черешковое
4. Чем образована жилка листа?
А) Сосудами Б) Ситовидными трубочками В) Волокнами
Г) Сосудами и ситовидными трубочками Д) Сосудами, ситовидными трубочками и волокнами
5. Лист не выполняет функцию…
А)Полового размножения Б)Вегетативного размножения В)Газообмена
Г)Испарения воды Д)Фотосинтеза Е)Транспорта веществ
6.Почка, имеющая зачаточные: стебель, листья и почки, называется…
А) вегетативной Б) генеративной В) вегетативно-генеративной Г) генеративно – вегетативной
7.К околоцветнику цветка относится …
А) венчик Б) венчик и чашечка В) все лепестки Г) чашелистики Д) цветоножка Е) цветоложе
8.Главными частями цветка являются…
А) тычинки и пестики Б) околоплодник и тычинки В) околоплодник и пестик Г) венчик и пыльник
9.К простому соцветию не относится…
А) щиток Б) кисть В) метелка Г) головка Д) корзинка Е) початок
10. Соцветие – это _____________________________________________________________________