Проектная деятельность учащихся начальных классов как условие формирования УУД


“ Проектная деятельность учащихся начальных классов как условие формирования УУД”.
Цель:
Рассмотреть методы и приёмы организации проектной
деятельности в начальных классах.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.
Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа. У неё много плюсов.
1. Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и контроля.
При подборе материалов обучающиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. В классе прошли серия классных часов, были организованы выставки рисунков, викторина по именам.
2. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.
3. Плюс проектной работы также в том, что формируются навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
4. Ещё одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в разжеванном виде. Но самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Но есть и минусы.
Конечно возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в мл. шк. возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, которые способствуют в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Ещё 1 минусом является то, что в нач. кл. ученики только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. Поэтому начиная с 1класса в рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
международные – в них реализуется диалог культур.
Классификация проектов может основываться по числу участников:
-индивидуальные (личностные);
-парные;
-групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
-краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
-среднесрочные (1 – 2 месяца);
-долговременные (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские; Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: наблюдение за ростом лука «Свет, вода, жизнь»
творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.
игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
информационные; Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Мы и наши имена» в котором ученики 3-в класса собрали интересные материалы об именах и выпустили сборник имён нашего класса.
социально-значимые. Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Чистое село”.
Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
· мотивационный
· планирующее -подготовительный
· информационно-операционный
· рефлексивно-оценочный
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2 этап – планирующее -подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.
3 этап. Информационно- операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.
РАБОТА В ГРУППАХ ( мотивация- продукт-презентация)
Предлагаю работу в парах. Предложите виды работы на этапе мотивации, т.е. каким образом можно подвести к теме проекта. Каким может быть продукт проекта и виды его презентации.


Работая по данной технологии в течении трёх лет, я добилась следующих результатов. В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:
а) познавательные и регулятивные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);
б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);
в) личностные и коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);
г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).



ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ИМЕНА»
Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в проектной работе.
Сегодня мы поговорим о..
А впрочем, отгадайте загадку: «И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать.» (имя)
-А зачем человеку имя?
- Правильно, как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?
Здесь уместно поговорить с детьми о правилах знакомства.
Давайте и мы познакомимся . А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Начнём с меня- Татьяна-творческая..( Я прохожу и всем подаю вазочку)
Спасибо!
- А вы знаете почему вас так назвали? (высказывания) У кого вы это можете узнать?
- Каждое имя имеет свою историю. Даётся информация из истории имён.
- А кто знает, что обозначает его имя и из какого языка оно к нам пришло? А хотите узнать? А где это узнать?
В этом нам помогут наши помощники книги. (КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА)
– Коллеги, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли зелёную конфету. Во вторую группу проходят коллеги с желтой конфетой.
Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?»

Первая группа: будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего ,используя печатные материалы и свой жизненный опыт..
Вторая группа: проведёт своё исследование с женским именем. которое, по их мнению, встречается реже всего, используя электронные материалы.
План вашей работы:
-поставить цель и наметить задачи по решению проблемы
-Выдвинуть гипотезу и, используя предложенные вам материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.
Сделайте вывод по представленной проблеме.
Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод ,исходя из полученной информации и своего жизненного опыта.
На всю работу -5 минут. Выберите человека, который будет следить за временем. Приступайте к работе.
(Включить музыку)
Уважаемые коллеги, продолжаем работать.
Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы.
Презентация работы второй группы.

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
- Как вы думаете, на каком этапе проекта может быть проведено это занятие?

Вывод: Наше исследование –это лишь маленькая частичка большого проекта.. Чтобы оно было полным нам необходимо наблюдать ,опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени.
Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях
Закончить нашу работу я хотела бы ,используя метод «Незаконченные предложения »
• «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»
• « Использование метода проектов позволило мне…»
• «Для меня было новым…»


Своё выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения.
Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
сделай вместе со мной – и я научусь.