Защита опыта работы на тему Проектная деятельность как метод формирования социальных компетенций подростков


МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дом детства и юношества пгт Тымовское»
«Муниципальные педагогические чтения-2017»
ЗАЩИТА ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «Проектная деятельность как метод формирования социальных компетенций подростков»
Подготовила: Наталья Анатольевна ЛОЖКИНА,
педагог-организатор
МБОО ДО «Дом детства и юношества пгт Тымовское»
пгт. Тымовское
2017
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию опыт моей работы на тему
«Проектная деятельность как метод формирования
социальных компетенций подростков»

В условиях модернизации российского образования образовательная организация должна ориентироваться в своей деятельности на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. «Содержание образования должно обеспечить … формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон об образовании. Ст.12. п.2.).
В современном мире основные цели обучения можно обозначить как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией.
В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет проектная деятельность.
Мы с вами знаем, что образовательный процесс должен формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Особое место при этом отводится социальной компетентности субъектов образовательного процесса. Достичь этого возможно, при условии подкрепления теоретических знаний практикой. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такая форма работы с учащимися, как проектирование.
Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка считается подростковый возраст, новообразованием которого является общение. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Не случайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных трудностей тесно связана с такими понятиями, как «адаптация», «социализация» и «компетенция».
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная деятельность имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической и гуманитарной направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией проектной деятельности позволит учащемуся более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере.
Если говорить о практической значимости данного метода, то в условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, следовательно, выбор учащимися содержания, тематики и проблематики проектов происходит в момент выбора одного из направлений работы объединения.
Главное правило, которого мы с учащимися всегда придерживаемся в ходе проектной деятельности, звучит так: «Нет правильных и неправильных ответов, есть только ваше мнение и видение ситуации, которое, безусловно, имеет право на жизнь, а это значит, что ваш проект не может не получиться».
Такая форма работы напрямую влияет на формирование правильных социальных компетенция: эмпатии, толерантности, уверенности в себе и своих силах, коммуникабельности.
Обратимся к понятиям: Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение результата – создание проекта.
Она даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность собственной личности.
Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся, главный педагогический смысл которой – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи социализации: формировать свою «Я-концепцию» (Я-идеальное, Я-реальное) и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающим миром.
Неотделимой, на мой взгляд, от двух предыдущих понятий, является Социальная компетенция - социальные навыки, позволяющие человеку выполнять нормы и правила жизни в обществе, т.е. социализироваться.
К параметрам социальной компетентности относятся:
Самостоятельность
Уверенность в себе
Серьезное отношение к своим обязанностям
Развитие коммуникативных навыков
Организованность
Наличие увлечений
Владение современными технологиями
Самооценка
Можно сказать, что это и есть те механизмы, с помощью которых подросток становится самостоятельной и самодостаточной личностью – другими словами социально адаптированной и интегрированной в современном обществе.
Выделяют три основных критерия социальной компетентности подростка:
мотивационный – когда есть стремление к чему-либо
когнитивный – это та база знаний, на которую подросток опирается на пути достижения поставленных задач
деятельностно-поведенческий – это методы и приемы, с помощью которых данные задачи реализуются.
Для меня, как для педагога, проект – один из любимых методов работы с аудиторией, т.к. он, во-первых, является своеобразной рефлексией, а во-вторых, показывает уровень усвоения предложенного материала.
На занятиях с детьми в объединении «Инсайт» проектирование было неотъемлемой частью каждой нашей встречи. Так, например, на занятии на тему «Самоопределение», ребятам было предложено составить «Пиктограмму самоопределения личности», с помощью которой учащиеся не только пытались выстраивать свои жизненные ориентиры, но и определяли, какие качества их личности помогут им достичь желаемого, а какие, возможно, будут мешать, а значит над этим надо работать.
Выполняя проект под названием «Мечты сбываются!» учащиеся работали в два этапа: сначала свою мечту изображали графически (попросту рисовали её), а затем составляли так называемую «маршрутную карту», в которой поэтапно прописывали путь к своей мечте.
Целью данного проекта было не только помочь ребятам визуализировать свои мечты и поверить в собственные силы, но и натолкнуть их на мысль, что путь к своей мечте не так уж и прост! Т.е если ты хочешь чего-то добиться в жизни, нужно приложить к этому определенные усилия!
Одними из любимых направлений проектной деятельности у учащихся стали, так называемые, «живые проекты»: т.е. не нарисованные, не написанные, а смоделированные либо ими самими, либо с использованием предложенной педагогом темы.
«Психологический театр» - прием, который применялся мной в «живом проекте моделирования ситуаций». Данная методика позволяет подростку развить коммуникативные навыки, умение находить пути решения проблемы, а если таковых нет, не давать негативную реакцию, которая неизбежно приводит к стрессу, а реагировать на ситуацию максимально толерантно и стараться найти компромисс.
Техника «Два стула»: главной целью которой является поиск оптимально правильного решения. Нам с вами известно не понаслышке, что в подростковом возрасте главными авторитетами в жизни ребенка становятся, к сожалению, не родители, а друзья (в психологии - смена кумиров). Поэтому конфликт поколений на данном этапе становления личности неизбежен. Для того, чтобы погрузить подростка в ситуацию «родитель-ребенок» и применяется данная техника. Во время поиска выхода из сложившейся (смоделированной) ситуации, учащийся проживает поочередно обе социальные роли, и, зачастую, соглашается с доводами противоположной стороны. Хотя, как показывает практика, все равно потом делает по-своему! Но, тем не менее, рациональное зерно в сознание ребенка благополучно засеяно.
ИЗО-терапия – своеобразная проективная методика, с помощью которой ребенок прорисовывает цель и путь ее достижения, либо проблему и способы ее устранения.
На слайде показана изо-терапевтическая техника «Рисунок по кругу», суть которой заключается в том, что один из участников тренинга рисует какую-то негативную эмоцию или ситуацию, а затем молча передает свой рисунок рядом сидящему учащемуся, который в свою очередь, анализирует полученный в руки материал со своей точки зрения (то, что видит он) и дополняет рисунок новым, недостающим, по его мнению, элементом. Затем он передает лист следующему учащемуся (тоже молча) и так происходит до тех пор, пока рисунок не вернется к его автору. Затем все изображенное на рисунке озвучивается аудиторией и анализируется.
Безусловно, вероятность того, что первоначальная идея рисунка совпадет на 100% с получившимся в итоге результатом, ничтожно мала, но цель данной проектной деятельности состоит в том, чтобы подросток – автор рисунка - мог увидеть не только пути решения проблемы, но и почувствовать, что находящиеся рядом люди понимают и принимают его и готовы прийти ему на помощь. В данном случае у участников проекта формируется чувство эмпатии – осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.
Таким образом, проектная деятельность дает учащимся возможность знакомства с разными точками зрения на одну и ту же проблему, а главное – является методом формирования ключевых социальных компетенций подростков: таких как самостоятельность, уверенности в себе, коммуникабельность, организованность, адекватная самооценка и многих других.
Как вы сами могли убедиться, проектная деятельность не существует сама по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, направленную на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую – что предполагает владение определенными умениями анализа, сопоставления, мысленного экспериментирования и прогнозирования будущего результата.
Самое главное, по моему мнению, что данный метод рассчитан, не только на умение работать с различными источниками информации, но и на умение работать в команде, формируя, таким образом, в участниках проекта чувство толерантности по отношению друг к другу, что является одной из ключевых составляющих социальной компетенции современного человека.
Спасибо за внимание!