Рабочая программа элективного курса Подготовка к ОГЭ.Сочинение С1 и С2 (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. Бакшеево
Шатурского муниципального района
Московской области



«Утверждаю»
Директор школы

_______________Ю.Г.Дремлюга
Протокол педсовета №___
от «____»____________2013 г.
Приказ по школе №__________
от «_____»_______2013 г.



Рабочая программа

Элективный курс
по русскому языку

«Теория и практика
сочинений разных жанров»

9 класс


Составила учитель русского языка и литературы
Скоренко Наталья Николаевна

Рассмотрена на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
Протокол №__________
от «_____»_______________2013 г.
Руководитель ШМО:
___________________Н.Н.Скоренко

2013 г


Пояснительная записка.

Рабочая программа элективных курсов составлена основе материалов:
СВ.Драбкина, Д.И.Субботина Русский язык. 2012. ГИА. Москва, «Интеллект-центр», 2013. ( на каждого ученика)
Раздаточный материал (тексты, задания) на каждого ученика).
Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
.Львова, С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2000.
Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.
.Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Издательство «Первое сентября», 2002.
.Н.Ю.Кадашникова. Сочинение-рассуждение. 9 класс: экзаменационные модели. Волгоград. Учитель. 2011.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его содержании, потому что воспитательная роль связного текста бесспорна. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал не только повторяется на каждом уроке, он постигается через мини-разминки, тестовые задания, аналитические беседы по содержанию исходных текстов. В ходе занятий происходит развитие устной и письменной монологической речи обучающихся. Интерпретация художественного или публицистического текста – основа речевой и коммуникативной компетенции, которая позволяет ученику на экзамене успешно выполнить задание повышенной сложности.
На занятиях обеспечивается системный подход в обучении написания сочинения С.2.1. и С2.2. одному из самых сложных видов сочинений. Такой подход принципиально важен с точки зрения полноценного, глубокого восприятия исходного текста.
Элективный курс носит пропедевтический характер, готовит учащихся не только к сдаче экзамена в новой форме оценивания в IX классе, но и к ЕГЭ в XI классе.
Структура программы позволяет сохранить единство, взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
Актуальность программы определяется, во-первых, прежде всего тем, что полученные знания формируют грамотно выражать свои мысли и создавать собственное суждение.
Представленный курс поможет выпускникам подготовиться к написанию сочинения С 2.1. и С 2.2., предусмотренным новой формой сдачи экзамена по русскому языку в IX классе, поэтому содержание курса направлено на расширение знаний учащихся по вопросам развития речи
Научить и научиться писать сочинение-рассуждение – одна из актуальных проблем современной школы: умение письменно излагать свои мысли необходимо каждому человеку, который мечтает найти своё место в этом мире. Работа над сочинением учит развивать мысли на заданную тему, приобщает учеников к творчеству, позволяет выразить свой взгляд на заданную проблему, реализовывая себя в написанном.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.


Цели:
1. Формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенции при подготовке к ГИА:
развивать осведомленность школьников в системе родного языка;
расширять осведомленность выпускников в особенностях создания собственного текста.
2. Обеспечить подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи:
1. Развитие речи учащихся:
обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи;
формировать умение связно излагать мысли в устной и письменной формах.
2. Обучение написанию собственных текстов:
определять основную идею собственного текста, её развитие по смысловым моделям,
развивать понятие абзаца и главной темы текста,
уметь редактировать собственный и чужой тексты, производить стилистическую и коммуникативную правку текста;
отстаивать собственную точку зрения;
3. Развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи, ориентированной на написание сочинения;
4. Формирование речевой культуры через овладение языковыми нормами;
5. Формирование умения применять полученные знания на практике.
6. Воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные заповеди человечества.
1. Вид курса - предметный.
2. Продолжительность -17 часов в год, т.е. 0,5 часа в неделю
3. Формы проведения занятий: проблемные беседы и лекции, исследование учащимися текстов различных стилей, рецензирование и редактирование , практикум, контрольные занятия.

Методическая система достижения цели :
Для достижения требуемых результатов используются следующие технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
 -информационные технологии
- работа в группах,
- работа в парах (разноуровневая работа :сильный слабый),
-развитие критического мышления через чтение и письмо
Средства достижения цели:
1. рабочая программа;
1. учебные материалы для подготовки к ГИА;
2.сборники тестовых заданий;
3.дидактические материалы;
4.Интернет-ресурсы;
5. Специально оборудованный кабинет.
Календарно-тематический план.

Тема
Форма
занятия
Кол-во
часов
дата





план
факт

1.
Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. ГИА по русскому языку в новой форме в официальных документах. Интернет-ресурсы в подготовке к ГИА. Демо версия 2012 г.
Лекция, ознакомление с документами.
1



2
Анализ критериев части С. Сочинение на лингвистическую тему и по предложенному тексту.
Лекция с элементами беседы.
1



3
Формирование тем для написания сочинения С1
Практическое занятие
1



4
Грамматические и лексические средства языка.
Практическое занятие
1



5

Понятие об аргументе, (пишем аргументы на лингвистическую тему)
Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.
1



6
Понятие об аргументе, (пишем аргументы на лингвистическую тему)
Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.
1



7
Обучающее сочинение на лингвистическую тему.
Практическая работа
1



8
Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему
Контрольное занятие
1



9
Анализ сочинения
Коррекция знаний
1



10
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.
Практическое занятие
1



11
Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы выявления проблемы.
Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию  разными способами.
1



12
Понятие о комментарии
Практическое занятие




13
Понятие об аргументе, (пишем аргументы на текст проблемного характера)
Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.
1



14
Сочинение на тему проблемного характера.
Контрольное занятие
1



15
Грамматические и речевые нормы русского языка. Исправление грамматических и речевых ошибок.
Практическое занятие
1



16
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части. Защита проекта.
Практическое занятие
1



17
Анализ сочинения проблемного характера

1





всего
17




Содержание тем:
Занятие №1.
Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. ГИА по русскому языку в новой форме в официальных документах. Интернет-ресурсы в подготовке к ГИА. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по русскому языку.

Занятие №2
Лекция . Познакомиться с критериями оценивания части С. , используя демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по русскому языку.
Практика. На примере образцов сочинений на лингвистическую тему и проблемного характера определить особенности двух видов сочинений. Понимать критерии оценивания. Уметь видеть логические ошибки, используя раздаточный материал «Классификация ошибок».

Занятие № 3
Практика. Ознакомление с тестами сочинений, которые будут предложены для выполнения задания С 2. Формирование тем для написания сочинения на лингвистическую тему в соответствии с разделами лингвистики : лексика, грамматика, синтаксис.

Занятие № 4
Лекция. Дать понятие «Лексические и грамматические средства языка» . Закрепить знания о разделах лингвистики : лексике и грамматике. Комментарий выявления лексических и грамматических явлений на примере исходного текста.

Занятие № 5
Практика. Знать, что при написании сочинения-рассуждения необходимо привести два аргумента (доказательства). Приводить примеры – аргументы из исходного текста, указав их роль в тексте. Оценивание критерия С1К2

Занятие № 6
Практика. Знать, что при написании сочинения-рассуждения необходимо привести два аргумента (доказательства). Приводить примеры – аргументы из исходного текста, указав их роль в тексте. Оценивание критерия С1К2. (Продолжение).

Занятие № 7.
Формировать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Занятие № 8
Контрольное занятие. Проверка знаний, умений и навыков учащихся создания собственного сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по одному из предложенных тестов.

Занятие № 9
Практика. Уметь анализировать свою работу, используя критерии оценивания изложения и сочинения. Знать, что при оценке грамотности ( ГК1 –ГК4) учитывается объем изложения и сочинения. Выполнить работу над ошибками, используя критерии оценки грамотности и фактической точности речи. Использовать классификацию ошибок : логические, фактические, речевые, орфографические, пунктуационные.

Занятие № 10
Лекция. Обобщение сведений о публицистическом стиле речи , его особенностях, отличие от художественного. Сопоставление исходных текстов публицистического и художественного стилей. Видеть композицию публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Занятие № 11
Практика. При работе с исходным текстом уметь выявлять одну-две проблемы (вопросы), поставленные в тексте. Определять микротему, предложения, в которых заключена авторская позиция, определять способы ее подачи.

Занятие № 12
Практика. Знать о том, что комментарий необходим для понимания тезиса в сочинении на лингвистическую тему и к поднятой проблеме в сочинении проблемного характера. Показать приемы выражения комментария. Написания собственного комментария в предложенных текстах. Комментарий использованных приемов.

Занятие № 13
Практика. Знать, что аргументы в сочинении проблемного характера являются способом раскрытия авторского замысла и ответа на поставленный вопрос.. Самостоятельная работа по созданию и оформлению аргументов.

Занятие № 14
Контрольное занятие. Проверить умение учащихся создавать собственные тексты
( сочинение проблемного характера), используя исходный текст. Использовать критерии оценивания сочинений такого типа.

Занятие № 15
Лекция. Закрепление знаний о классификации ошибок, которые используются при проверке экзаменационных работ по русскому языку ( в новой форме) : фактические, речевые, логические, грамматические, Напомнить о нормах русского литературного языка. Используя раздаточный материал «Классификация ошибок» помочь понять учащимся причину появления в предложении грамматической ошибки. Повторить тему «Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании».
Практика. Находить грамматические и речевые ошибки в предложенных предложениях, фрагментах текста, объяснять неверное употребление слов, исправлять .

Занятие № 16
Практика. Обобщить знания о синтаксисе как разделе грамматики , пунктуации. Отличать простое предложение ( распространенное, нераспространенное, осложненное) от сложного ( сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Находить в исходном тексте предложения разных видов, комментировать по постановку знаков препинания. Защита проектов по теме «Выполнение заданий В1-В9».

Занятие № 17.Практика. Провести проверку работ учащихся коллективно, самостоятельно находить и комментировать допущенную ошибку, исправить ответ.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Курс имеет практическую направленность, и в конечном итоге должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся, необходимого для успешной сдачи письменного экзамена в 9 классе по русскому языку (в новой форме) .

Учащиеся должны знать:

1. Требования к сочинению части С ( в новой форме) по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы логических, грамматических , речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;


Учащиеся должны уметь:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи)
8. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
9. редактировать собственное сочинение
10. применять теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Учебно - методическое обеспечение.
Справочная , методическая литература:
1. СВ.Драбкина, Д.И.Субботина Русский язык. 2013. ГИА. Москва, «Интеллект-центр», 2013. ( на каждого ученика)
2Раздаточный материал (тексты, задания) на каждого ученика).
Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
3.Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006 . - 84 с.
4.Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.
5.Львова, С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2000.
Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.
6.Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Издательство «Первое сентября», 2002.
7.Н.Ю.Кадашникова. Сочинение-рассуждение. 9 класс: экзаменационные модели. Волгоград. Учитель. 2011.
8.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
9.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009
10. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
11. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2012.
12 Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
13. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
14. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
15. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
16. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
17. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: М.М.Разумовская. М, «Дрофа»,2012
18. М.М.Разумовская. Учебник по русскому языку. 9 класс. Москва, «Дрофа», 20008
Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран.

15