Рабочая программа по физике (фгос) 7кл


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).
с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
Распределение учебных часов по разделам представлено с учетом межпредметных, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных работ, выполняемых учащимися. Рабочая учебная программа предусматривает около 40% учебного времени отводить на практические формы занятий: выполнение лабораторных работ и опытов, лабораторного практикума, самостоятельный эксперимент и практикума по решению задач, что значительно превышает долю учебного времени, отведенного на эти формы занятий Примерной программой по физике. Практикум по решению задач включает систему качественных, расчетных, графических, экспериментальных заданий.
Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Цели изучения физики в основной школе следующие:
_ усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
_ формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
_ систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
_ формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
_ организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
_ развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Дополнительной целью обучения физике с учетом специфики образовательного учреждения является:
Повышение интереса и мотивации учащихся к дальнейшему изучению физике на профильном уровне;
Побуждение учащихся к выбору профессий технической направленности.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической
жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественно – научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями и компетенциями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёбу, познания, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения физике:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
На основании требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в содержании рабочей учебной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, и деятельностный подходы, определяющие задачи обучения:
приобретение физических знаний и умений;
овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне, рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу физики, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2013
Сборник задач по физике 7-9кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011
Методическое пособие для учителя: Физика. 7-9 классы. Тематическое планирование А.В.Перышкин. –М.: Просвещение
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:
мотивация образовательной деятельности школьников;
сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение, смачивание;
умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру;
владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления, силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения импульса и энергии, понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
5. Содержание учебного предмета (68 часов)
1. Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1.Определение цены деления измерительного прибора
Учащийся научится
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
выполнять измерения физических величин с учетом погрешности
анализировать свойства тел
Учащийся получит возможность
использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Измерение размеров малых тел.
Учащийся научится
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
выполнять измерения физических величин с учетом погрешности
анализировать свойства тел, явления и процессы
Учащийся получит возможность
использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
3. Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема твердого тела.
5. Измерение плотности твердого тола.
6. Градуирование пружины.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Учащийся научится
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
выполнять измерения физических величин с учетом погрешности
анализировать свойства тел, явления и процессы
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений, равномерное и неравномерное движение
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы
Учащийся получит возможность
использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы.
8. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Учебные проекты
Передача давления в гидравлических машинах
Откуда появляется архимедова сила
Учащийся научится
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
выполнять измерения физических величин с учетом погрешности
анализировать свойства тел, явления и процессы
распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел
Учащийся получит возможность
использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
5. Работа и мощность. Энергия (14 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Учащийся научится
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
выполнять измерения физических величин с учетом погрешности
анализировать свойства тел, явления и процессы
описывать изученные свойства тел и явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами
Учащийся получит возможность
использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов
Тематическое планирование
№ Наименование раздела, темы урока Кол. часов Виды деятельности ученика
1. Введение 4ч
- Объясняет, описывает физические явления, отличает физические явления от химических;
-проводит наблюдения физических явлений, анализирует и классифицирует их, различает методы изучения физики
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения 1 Физические величины. Измерения физических величин.
Точность и погрешности измерений 1
- Измеряет расстояния, промежутки времени, температуру;
- обрабатывает результаты измерений
- Определяет цену деления шкалы измерительного цилиндра;
- определяет объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;
- переводит значение физических величин в СИ
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» 1 - Находит цену деления любого измерительного прибора, представляет результаты измерения в виде таблиц;
- работает в группе;
- анализирует результаты, делает выводы
Физика и техника 1 -Выделяет основные этапы развития физической науки и называет имена выдающихся ученых
- определяет место физики как науки, делает выводы в развитии физической науки и ее достижениях;
- составляет план презентации
2. Первоначальные сведения о строении вещества
6 ч - Объясняет опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение
- схематически изображает молекулы воды и кислорода;
- определяет размер малых тел
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение 2 Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» 1 - Измеряет размеры малых тел методом рядов, различает способы измерения размеров малых тел;
- представляет результаты измерений в виде таблиц;
-выполняет исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делает выводы;
- работает в группе
Движение молекул. Взаимодействие молекул. Различие в строении вещества. 3 - Объясняет явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;
- приводит примеры диффузии в окружающем мире;
- наблюдает процесс образования кристаллов;
-проводит и объясняет опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;
-наблюдает и исследует явления смачивания и несмачивания тел, объясняет данные явления на основании знаний о взаимодействия молекул
3. Взаимодействие тел 22 ч
- Определяет траекторию движения тела;
- переводит основную единицу пути в км, мм, см;
- различает равномерное и неравномерное движение;
- доказывает относительность движения тела
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение 1 Скорость. Единицы 1 - Рассчитывает скорость тела;
- выражает скорость в км/ч, м/с;
- анализирует таблицу скоростей движения некоторых тел;
- определяет среднюю скорость движения заводного автомобиля
Расчет пути и времени движения 1 - Представляет результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков
Инерция 1 -Приводит примеры проявления явления инерции в быту;
-объясняет явление инерции;
-проводит исследовательский эксперимент по изучению явления инерции
Взаимодействие тел 1 -Описывает явление взаимодействия тел;
- объясняет опыты по взаимодействию тел и делает выводы
Масса тела. 1 -Устанавливает зависимость изменения скорости движения тел от его массы;
-работает с текстом учебника, выделяет главное, систематизирует и обобщает полученные сведения
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» 1 -Взвешивает тело на учебных весах и с их помощью определяет массу тела;
-применяет и вырабатывает практические навыки работы с приборами, работает в группе
Плотность вещества Лабораторная работа№4 «Измерение объема тел», Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела». 2 - Определяет плотность вещества; объем тела;
-анализирует табличные данные
Расчет массы и объема тела по его плотности 1 - Применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты
Сила 1 - Графически, в масштабе изображает силу и точку ее приложении;
-анализирует опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делает выводы
Явление тяготения. 1 -Приводит примеры проявления тяготения в окружающем мире;
-работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает сведения о явлении тяготения, делает выводы
Сила тяжести. 1 - Находит точку приложения и указывает направление силы тяжести;
-работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает сведения о явлении тяготения, делает выводы
Сила, возникающая при деформации. 1 - Приводит примеры видов деформации, объясняет причины возникновения силы упругости
Упругая деформация. Закон Гука. 1 -Графически изображает силу упругости, показывает точку приложения и направление ее действия
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой 1 - Рассчитывает вес тела;
- определяет вес тела по формуле
Динамометр.
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» 1 - Градуирует пружину;
-получает шкалу с заданной ценой деления;
-измеряет силу с помощью силомера, медицинского динамометра, работает в группе
Графическое изображение силы. 1 - Графически изображает силу и точку ее приложения в выбранном масштабе
Сложение сил, действующих по одной прямой. 1 - Экспериментально находит равнодействующую двух сил;
-анализирует результаты опытов и делает выводы;
-рассчитывает равнодействующую
Трение. Сила трения. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» 1 -Измеряет силу трения;
-анализирует табличные данные
-называет способы увеличения и уменьшения силы трения;
Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. 1 -Применяет знания о видах трения и способах его изменения на практике
Решение задач по теме «Силы» 1 -Применяет знания из курса математики, географии, биологии к решению задач
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов 22 ч
- Приводит примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;
-вычисляет давление по формуле;
-проводит исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делает выводы
Давление. Давление твердых тел. 3 Давление газа. 3 - Отличает газы по их свойствам от твердых тел и жидкости;
-анализирует результаты эксперимента по изучению давления газа, делает выводы
Закон Паскаля. 3 -Объясняет причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;
-анализирует опыт по передаче давления и объясняет его результаты
Давление в жидкости и газе. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. 4 -Выводит формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;
- работает с текстом учебника и составляет план проведения опытов
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Учебный проект по теме «Передача давления в гидравлических машинах». 3 - Вычисляет массу воздуха;
-сравнивает атмосферное давление на различных высотах от поверхности земли;
-объясняет влияние атмосферного давления на живые организмы;
-применяет знания из курсов географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. 3 -Вычисляет атмосферное давление;
-объясняет измерение атмосферного давления с помощбю трубки Торричелли
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Учебный проект по теме «Откуда появляется архимедова сила». 3 - Доказывает, основываясь на основе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;
-приводит примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;
-выводит формулу для определения выталкивающей силы;
-анализирует опыты с ведерком Архимеда;
-объясняет причины плавания тел.
5. Работа и мощность. Энергия 14 ч
-Вычисляет механическую работу;
-определяет условия, необходимые для совершения механической работы
Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела. 2 Мощность. 3 -Вычисляет мощность по известной работе;
-приводит примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;
-выражает мощность в различных единицах;
-проводит исследование мощности, технических устройств, делает выводы
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия 3 - Применяет условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;
-определяет плечо силы;
-решает графические задачи
«Золотое правило» механики. КПД механизма. 3 -Приводит примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;
-сравнивает действие подвижного и неподвижного блока;
-работает с текстом учебника;
-анализирует опыты, делает выводы
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. 3 - Приводит примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;
- работает с текстом учебника;
- приводит примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и потенциальной и кинетической энергией;
- участвует в обсуждении презентаций и докладов
материально-техническое обеспечение
Технические средства: мультимедийный проектор и экран; компьютер
Оборудование для выполнения лабораторных работ по физике:
Лабораторное оборудование
Класс Темы лабораторных работ Необходимый минимум
(в расчете 1 комплект на 2 чел.)
7 класс Определение цены деления измерительного прибора Измерительный цилиндр (мензурка) –1
Стакан с водой – 1
Небольшая колба – 1
Три сосуда небольшого объёма
Определение размеров малых тел. · Линейка – 1
· Дробь (горох, пшено) – 1
· Иголка – 1
Измерение массы тела на рычажных весах. · Весы с разновесами – 1
· Тела разной массы – 3
Измерение объема тела. · Мензурка – 1
· Нитка – 1
· Тела неправильной формы небольшого объема – 3
Определение плотности вещества твердого тела. · Весы с разновесами – 1
· Мензурка – 1
· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1
Градуирование пружины · динамометр – 1
· грузы по 100 г – 4
· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1
Измерение силы трения с помощью динамометра · Деревянный брусок – 1
· Набор грузов – 1
· Динамометр – 1
· Линейка – 1
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. · Динамометр – 1
· Штатив с муфтой – 1
· Лапкой и кольцом – 1
· Тела разного объема – 2
· Стакан – 2
Выяснение условий плавания тела в жидкости. · Весы с разновесами – 1
· Мензурка – 1
· Пробирка-поплавок с пробкой – 1
· Сухой песок – 1
Выяснение условия равновесия рычага. · Рычаг на штативе – 1
· Набор грузов – 1
· Линейка -1
· Линамометр – 1
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. · Доска – 1
· Динамометр – 1
· Измерительная лента (линейка) – 1
· Брусок – 1
· Штатив с муфтой и лапкой – 1
Учебно-методическое Обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся
Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2013
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика-7. Кирик Л.А. -5-е изд., перераб.-М.: ИЛЕКСА, 2009
Сборник задач по физике 7-9кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011
Сборник задач по физике 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват учреждений/ В.И. Лукашик, Е.И.Иванова.- 24-е изд.-М.: Просвещение, 2010
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
Литература для учителя
Основная:
Требования Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).
авторская программа (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
Примерная программа основного общего образования по физике. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Физика. 7-9 классы. Тематическое планирование А.В. Перышкин. – М.: Просвещение, 2011
Дополнительная:
Электронные пособия:
Открытая физика / под ред. С.М. Козела. – М.: Физикон.
Физика. Механика. Методики и материалы к урокам.
Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон.
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.
Ученический эксперимент по физике. – М.: Центр МНТП.
Школьный физический эксперимент. – М.: ИД «Равновесие».
АДРЕСА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих цифровых образовательных ресурсов, реализуемых с помощью сети Интернет:
Интернет-поддержка курса физики
№ Название сайта Электронный адрес
Коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ruКоллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru –
Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ruСервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации http://genphys.phys.msu.ruУроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mktФизика в анимациях. http://physics.nad.ruИнтернет уроки. http://www.interneturok.ru/distancionno
Физика в открытом колледже http://www.physics.ruГазета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ruКоллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ruВиртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ruЗадачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ruЗанимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина http://elkin52.narod.ruЗаочная физико-техническая школа при МФТИ http://www.school.mipt.ruКабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования http://www.edu.delfa.netКафедра и лаборатория физики МИОО http://fizkaf.narod.ruКвант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ruИнформационные технологии в преподавании физики: сайт И. Я. Филипповой http://ifilip.narod.ruКлассная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной http://class-fizika.narod.ruКраткий справочник по физике http://www. physics.vir.ru
Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ruОбразовательный сервер «Оптика» http://optics.ifmo.ruОбучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана http://www. physics-regelman.com
Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ruРегиональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ http://www. phys.spb.ru
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физпрактикум и демонстрации http://genphys. phys.msu.ru
Теория относительности: Интернет-учебник по физике http://www.relativity.ruТермодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/
Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
Физика в анимациях http://physics.nad.ruФизика в Интернете: журнал «Дайджест» http://fim.samara.wsФизика вокруг нас http://physics03.narod.ruФизика для учителей: сайт В. Н. Егоровой http://fisika.home.nov.ruФизика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ruФизика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина http://www.physica.ruФизикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ruЭлектродинамика: учение с увлечением http://physics.5ballov.ruЭлементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ruЭрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudit.nm.ruПланируемые результаты изучения курса физики
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Контрольная работа №1
Вариант 1
Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
Вариант 2
Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?
Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?
Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Вариант 1
Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?
Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3
Вариант 2
Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3
Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»
II вариант
1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?

Рис. 1
2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.
3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?
4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3)
I вариант
4739640279401. Одинаковые ли давленияпроизводят на стол кирпичи( см. рис.)? Ответ объясните.
2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
3. Найдите давление воды на глубине 25 м. Плотность воды 1000 кг/м3
4. Масса лыжника 60 кг.Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?
Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание» Вариант 1
Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3
Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?
Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3
2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3
3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?
4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.
А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?
Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?
Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»
Вариант 1
1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3
Вариант 2
1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?Постройте график движения.
Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.
Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.
Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3
Техника безопасности в кабинете физики
Проведение инструктажа по правилам ТБ
Для усвоения учащимися правильных и безопасных приемов работы учителя обязаны проводить инструктаж по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.
Инструктаж проводится со всеми учащимися
при первом посещении кабинета (вводный инструктаж)
перед выполнением каждой лабораторной и практической работы (на рабочем месте).
На вводном инструктаже учитель в форме беседы знакомит учащихся с правилами работы в кабинете физики, обращает их внимание на опасные моменты, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и сообщает о соответствующих мерах предосторожности.
Инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении конкретной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Он должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.
В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать действия учащихся.
Извлечения из Правил безопасности труда
для кабинетов (лабораторий) физики
В соответствии с положением об организации работы по охране труда в общеобразовательных учреждениях директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (учитель физики) и руководители кружков обязаны создавать здоровые и безопасные условия для проведения занятий в кабинете физики. Они несут личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил безопасности труда.
Заведующий кабинетом (лабораторией) физики, учителя физики принимают необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий; обеспечивают выполнение действующих правил и инструкций по безопасности и гигиене труда; обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов; немедленно извещают руководителей учреждения о каждом несчастном случае; несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими обязанностей, возложенных настоящими правилами.
Меры безопасности при подготовке и выполнении
демонстрационных опытов
1. Демонстрационные опыты готовит учитель физики, соблюдая при этом требования правил безопасности труда.
2. При работе со стеклянными приборами необходимо:
применять стеклянные трубки с оплавленными краями;
правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, концы трубок смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином;
использовать стеклянную посуду без трещин;
не допускать резких изменений температуры и механических ударов;
соблюдать осторожность при вставлении пробок в стеклянные трубки и обратном процессе;
отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся.
3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха на демонстрационном столе, со стороны учащихся устанавливают защитный экран, а учитель пользуется защитными очками. В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла убирать руками. Для этого используются щетки и совок. Так же убирают железные опилки, используемые при наблюдении магнитных спектров.
Запрещается закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до тех пор, пока она не остынет; нельзя брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.
4. Температура наружных элементов конструкций изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна быть выше 45 °С. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45 °С на видном месте этого изделия должна быть сделана предупреждающая надпись “Берегись ожога!”
5. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
6. Запрещается применение: парообразователей металлических, ламп лабораторных бензиновых, прибора для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром).
7. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин.
8. Нельзя превышать пределы допустимых скоростей вращения на центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске, обозначенные в технических описаниях. Во время демонстрации необходимо следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования отлетевшими деталями, необходимо устанавливать защитный экран.
9. Запрещается применение пылесоса и других воздуходувов при постановке демонстрационных опытов с прибором по механике на воздушной подушке, если уровень фонового шума превышает установленный ГОСТом 12.1.003—76. 5.2.10. При постановке всех видов физического эксперимента запрещается применение:
металлической ртути;
генератора УВЧ на октальных лампах;
индукционных катушек ИВ-50, ИВ-100 и прибора для демонстрации электроискровой обработки металлов, так как эти приборы создают сильные радиопомехи;
электрического учебного оборудования с открытыми контактами на напряжения выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного.
10. До включения электро-, радиоприборов в сеть необходимо убедиться в соответствии положения переключателя сетевого напряжения его номинальному значению, а также в исправности предохранителей.
11. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединяются проводниками с надежной изоляцией, снабженными одно-, двухполюсными вилками. Присоединять вилки (щуп) к схеме нужно одной рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и других электропроводящих предметов. Особую осторожность следует соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы.
12. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в цепях учебных установок производятся только после их выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
13. При необходимости настройки или регулировки радиоустройства (подстройка контуров, регулировка подстрочечных конденсаторов или резисторов и т. п.) во включенном состоянии пользуются инструментом с надежной изоляцией.
14. При налаживании и эксплуатации осциллографов и телевизоров необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее расплавленного припоя, так как это может вызвать взрыв трубки.
15. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, так как в этом случае электролитические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда и взрываются.
16. При перегреве трансформатора, появлении запаха гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство следует немедленно выключить.
17. Нельзя оставлять включенные электро-, радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.
18. При эксплуатации источников высоких напряжений (электрофорная машина, преобразователи типа ^разряд”) необходимо соблюдать следующие предосторожности:
- не прикасаться к деталям и проводникам руками или токо- проводящими предметами (материалами);
- высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового разрядника следует перемещать с помощью изолирующей ручки (можно использовать чистую сухую стеклянную трубку);
- после выключения нужно разрядить конденсаторы путем соединения электродов разрядником или гибким проводником в хлорвиниловой изоляции.
19. Категорически запрещается использование в школах безнакальных трубок: рентгеновской, для отклонения катодных лучей, вакуумной со звездой, вакуумной с мельничкой и др.
20. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.
21. Не разрешается эксплуатация лазера без защитного заземления прибора и ограничения экраном распространения луча вдоль демонстрационного стола. Запрещаются перемещение лазера по оптической скамье во включенном состоянии и все виды регулировок при снятой верхней части корпуса.
Меры безопасности при постановке и проведении
лабораторных работ и работ практикума
1. Все положения по защите от механических, тепловых и других травмирующих факторов, изложенные в разделе <Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов”, распространяются на постановку и проведение лабораторных работ и работ практикума.
2. При выполнении работ на установление теплового баланса воду следует нагревать не выше 60—70 °С.
3. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.
4. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.
5. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале.
6. При постановке лабораторных и практических работ запрещается применение учащимися приборов с надписями на их панелях (корпусе) “Только для проведения опытов учителем”.
7. Учебные приборы и изделия, предназначенные для практических работ учащихся, по способу защиты человека от поражения электрическим током должны иметь двойную или усиленную изоляцию или присоединяться непосредственно к источникам питания с напряжением не выше 42 В.
Типовая инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание я ход выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета физики.
Критерии оценивания знаний обучающихся.
Оценка устных ответов обучающихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на отменку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.