Мастер класс Приемы формирующего оценивания на уроках биологии


Оргпроект мастер-класса
Тема: Приемы формирующего оценивания на уроках биологии
Проведение мастер- класса организовано
на содержании работ: ФГОС ООО,
Дата, время, место проведения 29.03.2017
13.10
Городское методическое объединение учителей биологии
Участники Попович Е.ВТюленева С.М.
Тайгунова О.РМихайлова Л.А.
Предназначение: для учителей биологии основного общего образования. Выполнила: Лисунова Н.Л. учитель биологии МБОУ СОШ 3 г.Назарово
Содержание мастер-класса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО мы находим соответствующие комментарии. И это повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.
Проблема: В настоящее время существует ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями ФГОС, что выражается в следующем:
- процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
- предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока;
- цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности.
Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. 
Целеполагание. Дерево предсказаний.
С какой целью мы собрались?
Что на ваш взгляд даст наша встреча?
Что мы получим в итоге?
Цель: изучение приемов формирующего оценивания
Задачи:
1. Конкретизировать представления о системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Сформировать представление о формирующем оценивании
3. Представить приемы формирующего оценивания на уроках.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Обратите внимание на рисунок. Можем ли мы оценить всех одинаково? Есть Два пути: оценка каждого учащегося с эталоном или критериями -33718589535оценивания (внешнее оценивание) и оценка индивидуальных достижений каждого учащегося( внутреннее или формирующее оценивание)
Фронтальная работа. Давайте выясним, в чем различия между двумя видами оценивания
формирующеесуммативноецель мотивирование учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения
констатация факта обученности учащихся
Время проведения Непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося по итогам прохождения определенного блока
Шкала оценивания Разработана совместно с учащимися используется общепринятая государственная шкала оценивания. 
Кем проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей внешними органами согласно тем или иным нормативным документам.
Итак, формирующее оценивание – это это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. Система формирующего оценивания должна быть:
1) Настроенная на оценку индивидуального прогресса;
2) Основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
3) Включающая самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения мотивации и самостоятельности учащегося);
4) Доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;
5) Показывающая динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
Как сделать формирующее оценивание частью своей педагогической системы?
С чего учителя могут начать свою работу?
Определение цели и планируемых результатов обучения
Разработка совместных учитель – учащиеся критериев
Организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата
Оценочная деятельность по инструментарию
Создание обратной связи при рефлекии.
Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Обратная связь бывает двух видов: ƒ устная; ƒ письменная.
Какие методы и приемы учитель может выбрать? Приемы формирующего оценивания:
1. Прием «Недельные отчеты»
Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, ДОМА, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность
2. Прием «Составление тестов»
Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Первый урок – получение домашнего задания и комментарии к нему (3 минуты).
Второй урок – сбор домашнего задания, индивидуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), общее обсуждение собранных вопросов.
Третий урок – написание проверочной работы, разработанной на основе детских вопросов (10–12 минут).
На этом же уроке и/или на следующем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут).
Ученик сможет: Повысить качество выполнения домашнего задания. Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
3. Прием «Двойная рефлексия»
Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.
Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит Учителю определить степень выполнения поставленных задач.
4. Прием «Карта Понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы детей
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
.
II. ДЕМОНСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Использование приема «Карта понятий».
Варианты «Карт понятий»:
1. Заполнение карт
Учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
2. Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки.
3. Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины.
4. Картирование-выращивание.
Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
5. Направленный выбор при составлении карт.
Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность учителя Деятельность учащегося Результат
Предлагает разделиться на группы Делятся на группы Групповая работа
Раздает каждой группе задания и инструкции для составления карт понятий Изучают инструкцию и новый материал Изучение нового материала
Наблюдает за выполнением задания Составляют карту понятий Определение связи между понятиями
Координирует выступление Выступление групп.
Обобщение, систематизация знаний
Предлагает учащимся задать вопросы, дополнить, обсудить Дополнение и обсуждение услышанногоПредлагает разработать критерии для оценивания Разрабатывают критерии Критерии оценки адекватны, понятны, известны всем
Предлагает оценить Оценивают Самооценка и взаимооценкаРазработка критериев
1. Определить с учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Записать на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедиться, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии. Расположить критерии по степени важности.
6. если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
7. В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, подведем итоги.
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения.
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы Учитель просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
ƒЯ понимаю ____и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
ƒЯ все еще не понимаю __ (большой палец руки направлен в сторонуƒЯ не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы.
ВЫВОД
Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания. -7239075565 14605427990


Животные Растения Грибы Бактерии
Сорняки Помогают пищеварению Вызывают заболевания Используют в хлебопечении
Используют для лечения Транспортное средство Вредитель леса, полей Заражают злаки
Четырехугольник Фигура Периметр 4 точки, не лежащие на одной прямой
Гидросфера Воды суши Мировой океан Океаны
Моря и их части Поверхностные воды Подземные воды Реки
вершины
стороны Болота Озера
Прилежащие ПротиволежащиеПрилежащие Противолежащиеоценка индивидуального прогресса Совместно разработанные критерии Непрерывно, в ходе обучения уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов
предполагает обратную связь. Внутреннее оценивание Формирующее оценивание Проводится субъектом. находящимся внутри процесса обучения.
соответствие знаний нормам и требованиям стандартов обучения общепринятая государственная шкала оценивания Внешнее оценивание фокусируется на учебной деятельности учащегося
Суммативное оценивание проводится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения
оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения), что сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо,