методические рекомендации по использованию технологии Дебаты на уроках истории и обществознания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА
П. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»


Методические рекомендации
по использованию
технологии «Дебаты»
на уроках истории и обществознания



Автор: Крушельницкая Марина Анатольевна
учитель истории и обществознания
МОСШ п. Верхнеказымский











Содержание:
Введение
Педагогические приемы, методы и средства развития познавательной активности учащихся.
Технология «Дебаты»:
Подготовительный этап;
Ввод в игру;
Процесс игры;
Анализ и оценка результатов
Приложения




































«Создание творческого урока –
Это «творчество в квадрате», поскольку
учитель разрабатывает условия для творчества учеников»
А.В. Хуторской

С чем я иду сегодня на урок? Наверно, этот вопрос не один раз задавали себе учителя, перед тем как войти в класс. Что ожидает каждого учителя на уроке? Чего он ждет от него? Гладких ответов отдельных обучающихся по пройденному материалу или горячих споров, поиска, полноценного участия в коллективном труде всех?
Проблема найти такие формы урока, где царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно ощущать себя в роли той или иной исторической личности, является актуальной в школьном историческом образовании.
В поисках ответа на поставленные вопросы мы обращаемся к цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны. Все это в свою очередь требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень, основанный на таких направлениях как:
Гуманизация и демократизация обучения;
Активизация и интенсификация познавательной деятельности;
Эффективность организации и управления процессом обучения
Методическое и дидактическое реконструирование учебного материала.
Следовательно, приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьника самостоятельно добывать знания и уметь их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развить потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончанию школы. Необходимо изменить внутренние пласты педагогической деятельности, стиль поведения педагогов, способы его взаимодействия с учеником:
Включение самого ученика в учебно-познавательную, поисковую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
Обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания знаний;
Последовательное исключение принуждения в обучении, опора на внутренние активизаторы деятельности.
Представленные рекомендации позволяют обеспечить эффективность способов познавательной деятельности, создать условия для развития познавательного интереса учащихся с учетом особенностей самого процесса усвоения школьниками исторического материала.
Особое внимание уделяется формированию умений и навыков сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт; развитию ума и воли учащихся, умению ставить перед собой учебную цель и мобилизовать себя на достижение ее.
На уроках доминирует стремление научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого навыки анализа текста и других источников информации, сравнительно-сопоставительные умения, критично-оценочное восприятие информации. Система творческих заданий способствует развитию познавательных способностей учащихся, развитию коммуникативных умений.
Задачи включают в себя создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов в организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оценивание как результата обучения, так и процесса учебной деятельности.
Любой педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию познавательной активности учащихся.
Развитию познавательной активности на уроках истории и обществознания будет способствовать соблюдение следующих рекомендаций:
Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих возможностей и способностей;
Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.
Для чего нам нужна технология «Дебаты»
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
принимать самостоятельные аргументированные решения.
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
научить определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Использование технологии «Дебаты» на уроке позволит решить ряд проблем, с которыми рано или поздно сталкивается учитель в педагогической деятельности. Такие уроки помогают избежать монотонности, пассивности и рутины. В ходе «Дебатов» ученик, отличающейся леностью ума, стремящиеся получить знания в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов в книгах, энциклопедиях, справочниках и др.
«Дебаты» - это и практическое применение знаний и умений, приобретенных в курсе изучения истории и обществознания, это и интеллектуальная активность, которая ведет к осмыслению истории. Исследования педагогов показывают, что технология «Дебаты» позволяет решить две важнейшие задачи современного обучения истории и обществознания – приобщить школьников к искусству доказательной полемики в учебном диалоге и одновременно сформировать умение воссоздавать образы прошлого. Эти задачи успешно решаются по мере накопления обучающимися опыта творческой деятельности.
На таких уроках целесообразно использовать и элементы информационных технологий (Например: найти информацию в интернете; подготовить презентацию).

Технология «Дебаты» - решает следующие задачи
Развитие познавательного интереса к истории и обществознанию;
Создание условий для самовыражения личности;
Повышение творческого потенциала ученика;
Разнообразие учебной деятельности;
Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Технология «Дебаты» выполняет следующие целевые ориентации:
Дидактическую. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активизирует развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, воображения.
Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции.
Технология «Дебаты» способствует формированию умений и навыков
Развитие логического мышления;
Формирование умения задавать вопросы;
Формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
Формирование умения проводить поиск исторической и обществоведческой информации в источниках разного типа;
Формирование умения критически анализировать источник информации;
Формирование умения анализировать историческую и обществоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, процессами;
Формирование умения формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические и обществоведческие сведения;
Формирование умения представлять результаты изучения исторического и обществоведческого материала в различных формах;
Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения;

«Дебаты» – интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего.Технология «дебатов» предусматривает следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Технология «Дебаты» - вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением. Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.
Применение технологии «Дебаты» на уроках истории и обществознания предполагает использование следующих методов организации учебной деятельности:
Словесно-книжный метод. Обучение работе с текстом, составление вопросов к тексту, оценка текста и подбор альтернативной информации.
Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут готовить наглядный материал и использовать его в представлении учебного материала.
Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками.
Метод проблемного изложения ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
Исследовательский метод включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы.
Условия игры
В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из трех или четырех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый этап технологии имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов (см.выше)
Подготовка к игре
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации» ( тема «..», класс). При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатов проблемы;
быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в предоставлении качественных аргументов;
иметь четкую формулировку;
стимулировать исследовательскую работу;
иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.
Работа с информацией по теме:
активизация знаний учащегося (мозговой штурм);
поиск информации с использованием различных источников;
систематизация полученного материала;
составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т.д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
построение стратегии отрицающей стороны;
умение правильно формулировать вопросы;
овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определение каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, т.е. составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

Процесс игры
Ведущий (им может быть педагог или учащийся) открывает «Дебаты». Он сообщает тему (тезис), цель.
Ведущий назначает «тайм-кипера» и знакомит с командой судей, хорошо знакомыми с данной проблемой, ими могут быть ученики.
«Тайм-кипер» сообщает организационный регламент .
Судья знакомит с правилами сотрудничества. Вывешивает плакат (можно слайд) с критериями оценок, который устно комментируется.
Каждая команда (в составе трех, четырех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 4 – 8 мин.
Форма «дебатов»
У1 – первый спикер команды утверждения;
О1 – первый спикер команды отрицания и т.д.
Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией роли и функции, причем, роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли последующих совпадают.
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2,1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
Роли спикеров
Роли спикеров


Спикер У1
представляет утверждающую команду;
формулирует тему, обосновывает ее актуальность;
дает определение ключевым понятиям, входящим в тему;
представляет точку зрения утверждающей стороны
обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
представление кейса утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);
переход к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности)
выдвижение критерия (ценность или цель команды)
заключение (таким образом, готов ответить на вопросы)

Спикер О1
представляет отрицающую команду;
отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
принимает определение понятий, представленные утверждающей стороной
представляет позицию отрицающей стороны
принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты
представление кейса отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы, которые будут доказываться командой в ходе игры);
опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спикером утверждающей команды;
заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
заключение (таким образом, готов ответить на вопросы)


Спикер У2
восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;
приводит новые доказательства;
повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;
подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;
опровергает отрицающий кейс;
новые аргументы не приводит;
заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
отвечает на перекрестные вопросы спикера О1
Спикер О2
восстанавливает отрицающую позицию;
подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;
продолжает опровергать утверждающую позицию;
приводит новые доказательства;
не приводит новых аргументов;
заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
отвечает на перекрестные вопросы спикера У1


Спикер У3
еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;
следует структуре утверждающего кейса; возвращается к аспектам, выдвинутым спикером У1 утверждающей команды и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
не приводит новых аргументов
завершает линию утверждения
задает вопросы спикеру О1.
Спикер О3
еще раз акцентирует узловые моменты;
следует структуре отрицающего кейса;
возвращается к аспектам, выдвинутым спикером О1 отрицающей команды, и объясняет как они подтверждают позицию отрицания;
выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
сосредотачивается в своей речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
завершает линию отрицания, не приводит новых аргументов;
задает вопросы спикеру У1.


Регламент игры
Спикер
Время
выступления
Комментарий

У1
6 мин
Речь первого спикера утверждающей команды (У1)

О3 к У1
3 мин
Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)

О1
6 мин
Речь первого спикера отрицающей команды (О1)

У3 к О1
3 мин
Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)

У2
5 мин
Речь второго спикера утверждающей команды

О1 к У2
3 мин
Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)

О2
5 мин
Речь второго спикера отрицающей команды

У1 к О2
3 мин
Первый спикер утверждающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)

У3
5 мин
Речь третьего спикера утверждающей команды

О3
5 мин
Речь третьего спикера отрицающей команды

Анализ игры
После завершения дебатов происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументов и ответы на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.
Готовимся к уроку
Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными ученикам определите следующее:
учебный предмет, класс;
тема «Дебатов» (несколько вариантов);
цель «Дебатов»
принципы формирования команд;
виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
подготовка команд к «Дебатам»;
критерии оценки «Дебатов»
форма анализа и оценки «Дебатов»
Рефлексия
Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки к «дебатам», полученный каждым из участников этой подготовки?
Таблица оценивания
Критерий
Кол-во
баллов
У1
У2
У3
О1
О2
О3

содержание
Определения
до 2 баллов








аргументы
Отношение к теме
до 2 баллов









Разнообразие
1 балл









Глубина
1 балл









Доказательность
до 2 баллов









Фактические ошибки
- 1 балл









Работа с вопросами
до 2 баллов









Использование ИКТ
до 2 баллов









Символические средства
1 балл








Особое мнение
1 балл







структура
Соответствие роли спикера
до 3 баллов








Логика построения речи
до 3 баллов








Структурированность выступления
до 3 баллов








Соблюдение регламента
1 балл








Особое мнение
1 балл







способ
Культура речи
до 3 баллов








Культура общения
до 3 баллов








Корректность
до 3 баллов








Особое мнение
1 балл







Итог по спикерам







Итог по командам







Судья ____________________
Спикеры
У1________________________ О1_________________________
У2________________________ О2_________________________
У3________________________ О3_________________________

Таким образом, технология «Дебаты» является одним из эффективных средств развития познавательной активности. В отличии от традиционных уроков на таких уроках ученики получают более прочные знания, углубляют интерес к предмету, развивают воображение и способность отстаивать свое мнение. Тем не менее, отказываться от традиционной системы обучения, чрезмерно увлекаться «дебатами» не стоит.



Приложение 1
Показатели развития познавательной активности
на уроках истории и обществознания
Уровни
Показатели

Мотивационно – целевой
успеваемость по истории, обществознанию;
участие в олимпиадах, НПК
занятие в кружках по истории;


Когнитивный
сформированность общих умений:
умение работать с учебником, дополнительной литературой; умение планировать работу; рациональная организация её выполнения; осуществление самоконтроля; умение работать в заданном темпе; уровень развития мыслительных операций.
сформированность специальных умений по истории;
сформированность умений работать: индивидуально, коллективно.
уровень понимания материала:
интерес к содержанию усвоенных знаний; интерес к самому процессу учебной деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений.

Деятельностно-
практический
инициативность.
способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы.
способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников учебной и внеучебной деятельности.
способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков.
самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач.
умения выполнять сложные задания.
способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищу.
стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами.

Эмоционально-
волевой
cспособность к преодолению познавательных интересов
стремление к лидерству, интерес к деятельности.
эмоциональные переживания.
наличие положительной мотивации на уроках истории.
наличие установки на творчество




Приложение 2
Памятки – алгоритмы для учащихся
Памятка по формированию (развитию) умения доказывать.
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
определите вывод, который будете доказывать.
определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.
выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Требования к качеству речи.
содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
правильность и чистота речи.
овладение стилем изложения, исторической терминологией.
использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Критерии оценки сообщений учащихся.
содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбранных точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи, владение научной терминологией.


















Приложение 3
Темы уроков по истории и обществознанию, рекомендуемые для проведения технологии «Дебаты»
№ п/п
Тема урока
Класс
Тезис

Обществознание

1.
Социализация личности
11 кл.
«Несчастен тот народ, который родился на плодородных землях»

2.
Противоречивость прогресса
10 кл.
«Технологический прогресс ведет к гибели человеческой цивилизации»

3.
Демократический политический режим
10 кл.
«Демократия существует там, где ее основополагающие принципы признаются обществом и государством и закреплены конституцией»


Виды власти
10 кл.
«Кто хочет властвовать, должен прежде всего заботиться о двух вещах: первое быть щедрым, второе быть снисходительным»

5.
Российская цивилизация
10 кл.
«Не надо несбыточных грез, не надо красивых утопий. Мы снова решаем вопрос: кто мы в этой старой Европе»

История


Царство Московское
10 кл.
«Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным Запдноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству»

2.
Усиление московского княжества
10 кл.
«Московский период был самым плохим периодом в истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу»

3.
Иван Грозный и его время
10 кл.
«Защитник русской земли – «Лютый царь» разорял русские города и села «пуще турецких басурманов». Царь попирал обычай, традицию, христианские представления о справедливости и богатстве.

4.
Россия в XVII в.
10 кл.
«Старое остается, но новое уже появляется. «Новое» входит в жизнь через «Старое», медленно, робко.


Петр I.
10 кл.
«Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово»