Методичка Техники формирующего оценивания


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей г. Хабаровска
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
«Техники формирующего оценивания»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования



Составитель:
Давыдкина С.В., методист
г. Хабаровск, 2016
В том случае, когда учащиеся и педагог одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Учащиеся должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат. 
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого учащегося.
Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:
элемент эффективного планирования,
в центре внимания то, как ученики приобретают знания,
является ключевым профессиональным навыком педагога
обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
развивает способность к самооценке и взаимооценке,
отражает все образовательные достижения;
должна быть постоянным элементом урока.
Формирующее оценивание позволяет педагогов:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Пять принципов формирующего оценивания
Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:
определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;
определить, сформирован ли тот или иной практический навык;
сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
Как разрабатывать систему критериальной оценки:
критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
критерии известны учащимся заранее;
создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему учат.
Чтобы расширить знания и понять, как можно использовать технологию «формирующего оценивания» на занятиях с детьми разных возрастов, мы предлагаем вам ряд методик.
Методика «Светофорик»
Для работы с детьми младшего школьного возраста можно использовать методику «Светофорик».
Учащимся выдаются три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание педагога, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, на сколько им под силу выполнить данное задание:
5016555245
– я не могу выполнить, я не понял;
– я не совсем разобрался с данным
заданием;
– мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь.
Зажигая вместе светофор на разных этапах занятия, педагог имеет возможность быстро увидеть, готова ли группа продолжить занятие, достигнуты ли результаты, реализованы ли цели и задачи занятия.
Такую методику педагог может использовать и при выполнении ребенком теста, по какой-либо теме. Работая с тестом, учащийся оценивает выполнение задания, закрашивая кружок рядом с его номером:
зеленый – выполнил легко без затруднений;
желтый – с некоторыми затруднениями;
красный – самостоятельно с заданиями не справился.
«Методика
формирования оценочных суждений»
Методика может использоваться в работе с младшими школьниками. Основана на сравнении поведения сказочных героев и собственного поведения.
Мальчики Девочки Характеристика героя
Илья Муромец Василиса Премудрая Знаю и отвечаю домашнее
задание.
Активно участвую в обсуждении
новой темы.
Помогаю, но не мешаю другим.
Домовой Русалочка Знаю домашнее задание, но молчу,
руку не поднимаю.
Знаю ответы на вопросы по новой
теме, но никому своего мнения
не скажу.
Не помогаю, но и не мешаю другим.
Соловей Разбойник Пеппи –Длинный чулок Главное отвечаю я, и не важно
– правильно или нет.
Успеваю поговорить со всеми.
Делаю всем замечания, ведь я
лучше знаю, что правильно.
Могу нагрубить.
Рисую, пою, танцую, играю
с телефоном и т.д.
Спящий красавец Спящая красавица Ничего не знаю.
Ничего не говорю.
Мечтаю о своем – мои дела важнее занятия.
И вообще меня здесь нет!
Оценивание учебно-познавательной деятельности и поведения ребенка через «третье лицо» позволяет учащемуся осознать возможность исправления своих ошибок и не ставит на нем клеймо «ты плохой», «ты поступаешь неправильно» или «ты ничего не знаешь» в его глазах и глазах окружающих. Используя эту методику, педагог на каждом занятии раздает детям листы индивидуального оценивания «Кто я сегодня на занятии» (график с изображением героев сказок). После знакомства с характеристиками героев, в конце каждого занятия ребенок самостоятельно оценивает свою деятельность, отмечая свое положение точкой на графике, а затем по просьбе педагога обосновывает свой ответ (почему он относит себя к этому персонажу, тем самым делает анализ своей деятельности). В конце месяца ребенок может наглядно увидеть развитие своей деятельности во время занятий, а педагог может увидеть насколько учащийся был активен.
В работе со школьниками начальных классов можно использовать и карты самооценки. Анализируя такие карты педагог видит, что усвоено учащимися, а над чем нужно поработать, на что обратить внимание. И уже следующее занятие педагог планирует согласно результатам анализа карт самооценивания предыдущего занятия.
Критерий
знаю все буквы английского
алфавита
знаю, какие звуки передают
согласные буквы английского
алфавита знаю, как читать букву Ii в
закрытом слоге могу рассказать о моем
любимом животном могу сказать, что я делаю
каждый день могу сказать, что мой друг
делает каждый день понялсомневаюсьпонял и могу применитьсвои знания
Методика «Волшебные линеечки»
Данную методику, которую можно использовать в работе с детьми среднего школьного возраста. В конце занятия ребенок анализирует свою деятельность и дописывает или договаривает начатые фразы:
Я узнал…
Я знаю…
Я воспользовался помощью…
Мне было интересно…
У меня получилось…
Что было трудным…
Что мешало работе…
Для того чтобы педагог мог проанализировать насколько интересно прошло его воспитательное мероприятие и насколько был активным в нем ребенок, можно использовать
Лист самооценки «Я – участник мероприятия»
Ф.И. _________________
Ты был участником мероприятия _____________
(впиши его название)
Поставь значок в таблице
Я поработал отлично Я поработал хорошо
Было интересно
Нужно постараться еще Я скучал
Или
Мне нравится участвовать в мероприятии, потому что.. Учащийся
Я люблю свой город Мне нравится изучать свой город, его историю Это мероприятие было красиво оформлено, мы много рисовали, украшали Я получаю удовольствие от результата работы Мне нравится находить решения в разных сложных ситуациях Я люблю работать на компьютере, искать нужную информацию Я умею договариваться, кто чем будет заниматься в команде Я умею излагать свою точку зрения, аргументировать ее Мне понравилось участвовать в этом мероприятии, потому что… Техника «Проверки ошибочности понимания» заключается в том, что педагог намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения, а затем просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Техника «Формативный опрос» – это форма проверки знаний учащихся, когда педагог задает дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу. Например:
Как, чем _________ похожи или отличаются от________?
Что неверно в ___________________________________?
Какое заключение вы можете сделать _______________?
Что вы предлагаете сделать ___________________?
Какие критерии вы бы использовали для оценки __________________________________________? и т.д.
Техника «Трехминутная пауза». Педагог предоставляет учащимся возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к …
Я узнал больше о …
Я удивился тому, что …
Я почувствовал …
Я относился …
Список литературы:
Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М: Просвещение, 2013.-80 с.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей
Ильясова Д. Использование формирующего оценивания в начальной школе.

Автор-составитель:
Давыдкина Светлана Владимировна,
методист
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования детей г. Хабароска
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
Методические рекомендации для педагогов
МАУДОД ЦВР «Планета взросления»