Коррекционное занятие по психомоторике и развитию сенсорных процессов


МОУ «Илимская основная общеобразовательная школа»
Учитель - дефектолог:
Холдеенко О.П.
Коррекционное занятие по психомоторике и развитию сенсорных процессов "Морское путешествие"
для учащиxся специальной / коррекционной/ общеобразовательной школы 8 вида
Тема.
Коррекционная
Коррекция и развитие познавательной активности учащихся с помощью специально подобранных упражнений и игр.
Тема.
Лексическая
"Морское путешествие". Занимательное приключение.
Цель: Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся.
Задачи:
Коррекционно-развивающие
Коррекция произвольного внимания, слухового внимания, развитие способности воспринимать слухо-речевой ритм.
Развитие слуховой памяти, зрительной памяти.
Коррекция мыслительных процессов (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. Коррекция мелкой моторики рук.
Образовательные
Развитие навыка ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
Закрeпить и углубить знания о животных, насекомых, птицах, растениях.
Расширение словаря, обогащение речи «крылатыми выражениями», пословицами ,обучение пониманию образности высказываний.
Воспитательные:
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.
Использовались материалы и оборудование:
Веера с цифрами и настроениями.
Плакаты со скороговорками.
«Островки» из плотной бумаги.
Тетради и карандаши, для выполнения графического диктанта
Карточки с дифференцированными заданиями
Матросская форма
Бутылка с запиской, сундук с кладом, книги.
Слоговые таблицы и карточки с шифровкой
Мел, фломастеры
Компьютер(ноутбук), мультимедийное оборудование, колонки
Диски с релаксационной музыкой
Доска, магниты
Столы, стулья
Дата проведения: 20 апреля 201 О года
Время проведения: 13.00 - 13.40
Место проведения: кабинет коррекционного класса
Средства коррекции: игры, упражнения, графическая работа под диктовку, поисковая деятельность, просмотр презентации и т.д.
Форма коррекции: фронтальная работа, дифференцированная работа, самостоятельная работа .Ход занятия:
Этапы занятия время
Деятельность учителя-дефектолога
Деятельность учащихся
I. Вводный
2 мин -Сегодня занятие у нас необычное. Мы отправимся с вами в морское путешествие на воображаемом корабле. Нас ждут новые открытия и интересные встречи. Слайд .№1.
-А вот, чтобы отправиться в путешествие, мы будем не просто учениками, а станем настоящими матросами. На столе лежит наша форма, давайте её оденем.
-С каким настроением мы отправимся в путешествие?
Слушают звуки: шум моря, крики чаек
Одевают форму.
Поднимают «Веер настроения»
II .Основной
1. Разминка.
1 ) «Ритмический диктант».
Цель: концентрация слухового внимания, способность воспринимать слухо - речевой ритм
2).«Морская качка» Цель: совершенствовать умение расслаблять и напрягать мышцы ног
3).«Ухо-нос».
Цель: развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие пространственного праксиса, межполушарного взаимодействия.
4). «Не подведи товарища».
Цель: развитие чувства
ответственности перед
товарищем, коррекция
мелкой моторики руки.
.
5 мин
-А сейчас проверим, все ли готовы к испытаниям, которые ждут нас впереди.
1.- Настоящий моряк должен суметь дать сигнал в случае беды.
Детям предлагается повторить ряд ритмов, которые отстукивает учитель карандашом.
I II I, II I II , III II I , I II III
-Молодцы! Справились с первым испытанием.
2.«Морская качка»
-Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола): Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох - выдох!
Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать.
Крепче ногу прижимаем,
а другую -расслабляем.
3. -Во время морской качки моряк должен сконцентрироваться и быть ловким. Возьмитесь правой рукой за нос, левой - за правое ухо, хлопните в ладоши и поменяйте руки: левой - за нос, правой - за ухо. (Повторить 3-4 раза).
-Если кому-то трудно, не расстраивайтесь, в трудную минуту всегда можно положиться на товарища. Так ли это, мы сейчас проверим.
4.-Встаньте парами друг напротив друга, держите карандаш одним пальцем и постарайтесь присесть и встать, не уронив карандаш. Помните, что на вас надеется товарищ. (Выполнить 2 раза, поменявшись).
Дети повторяют ритмический рисунок по цепочке.
Выполняют упражнение 2 раза.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
Выполняют упражнение 2 раза.
2. Коррекция
фонематического восприятия.
Игра «Что возьмем с собой в путешествие?»
Цель: закрепление умения выделять первый звук в слове, расширение активного словаря.
2 мин -Ребята, а что же мы возьмем с собой в путешествие?
Учитель держит в руках мячик и говорит, что сейчас надо будет передавать мячик по кругу и говорить: "Я отправляюсь в путешествие и беру с собой ... (называя какой-то предмет на первую букву своего имени и фамилии)". Учитель называет предмет на первую букву своего имени. (Например: « Меня зовут Ольга Петровна, я беру с собой в поход очки и панамку» и т.д.) Я Сережа Астапенко, возьму сети и аптечку.
Я Саша Лобанов, возьму сапоги и лодку.
Я Андрей Ошурков, возьму акваланг и одежду.
Я Толя Ахаимов, возьму телефон и апельсины.
3. Коррекция
произносительной стороны речи. Скороговорка.
Цель: развитие умения четко произносить звуки близкие по артикуляционному сходству в быстром темпе
2мин -Ну, а теперь, занимайте места поудобнее, начинаем наше путешествие. Для этого скажем наш девиз. Слайд
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Произносят скороговорку
4. Коррекция психических
процессов.
1) Игра «Кто ушел?»
Цель: развитие произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов
2) «Кто или что лишнее?»
Цель: развивать умение находить одинаковые признаки и свойства, классифицировать предметы
3).Игра «Найди двух одинаковых рыбок».
Цель: развитие объема
внимания
4) Назови одним словом 8 мин -Первая наша остановка на таинственном острове.
Нам надо быть очень внимательными и наблюдательными, ведь мы не знаем, кто здесь обитает. Слайд.
((Кто ушел?» Лев, тигр, слон, крокодил.
Зебра, носорог, бегемот, жираф, обезьяна, черепаха.
«Кто лишний?»
Страус, попугай, муравей, тукан.
Цветы и виноград.
Найди двух одинаковых рыбою
Укажите номера с одинаковыми рыбками.
Молодцы! Вы справились с заданиями.
.
Работа с мультимедийным проектором.
Учащиеся называют животных.
Учащиеся показывают номера (работа с веерами)
ФизминуткаУпражнение -энергизатор «Акула».
Цель: развитие двигательной активности, слухового внимания, дружелюбия по отношению к товарищам.
3 мин -А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Акула».
(На полу чертятся несколько «островков». Всем участникам дается инструкция. )
-Все вы сейчас будете рыбками. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей комнате, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» - все рыбки сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» - вы все опять начинаете плавать и веселиться.
После каждого «прихода» акулы один из островков убирается (стирается). Таким образом, в конце игры остается только один остров, на котором должно сохраниться как можно больше участников «рыбою). -Учитель сопровождает действия детей стихами.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. Ученики изображают рыбок, двигаются по классу, по команде занимают «островок».
6. Графический диктант. Работа в тетрадях.
Цель: закрепить умение ориентироваться на листе
в тетради,
совершенствовать понятия право-лево, верх-низ,
устойчивость и
концентрация внимания
3 мин - Только что поступило сообщение, что на дне моря ведутся научно-исследовательские работы. Один из водолазов не может найти выхода на поверхность среди кораллов и рифов, подводных скал и пещер. Давайте поможем и укажем маршрут. Слайд .NH5
5 клеток вправо
1 вверх
3 клетки влево 1 вверх
3 вправо
1 вверх
11 влево
1 вверх
3 вправо
1 вверх
3 влево
1 вверх
5 клеток вправо
Проверка графического диктанта. Слайд .№6. Выполняют графический диктант в тетрадях.
7.Дифференцированная
самостоятельная работа.
6 мин Водолаз благодарит вас за помощь. На дне моря он нашел бутылку, в ней записка.
«Кто отважен и смел, не боится преград,
Тот на острове чудесном отыскать сможет клад.
Но клад охраняет старый пират». Ученик читает записку.
1) «Когда так говорят» Цель: развитие навыков самоконтроля в процессе выполнения заданий с возможностью самопроверки
Грозно волны шумят,
Дует ветер холодный в лицо.
Я безжалостный пират,
Джон Сильвер - имя мое.
-Ребята, попробуем справиться с заданием пирата? Слайд .N7.
«Когда так говорят».
Задание: объясни смысл выражений из левого столбика. Подбирай объяснения из правого столбика. Что получилось?
1 ученик
Море по колено - всё нипочем, не страшно, ничего не значит.
Ждать у моря погоды - пассивно ожидать чего-либо, бездействовать. Морской волк - опытный моряк.
Капля в море - ничтожно малое количество. 2 ученик
Выйти сухим из воды - действуя обманным пyтём, оставаться безнаказанным. Концы в воду - чтобы не оставалось никаких следов.
Как рыба в воде - совершенно свободно, вполне естественно и просто. Водой не разольёшь - очень дружные, всегда вместе. Два ученика работают у доски. Самопроверка.
(Справа по вертикали получится слово « Молодец!») 2).Собери слоги в слова
Цель: развитие навыков самоконтроля в процессе выполнения заданий с возможностью самопроверки
2.Собери слоги в слова.
Задание: Соедините стрелками слоги, чтобы получились слова. Убери полоску, проверь.
Ком-пас
Ма-як
Па-рус Ост-ров
Чай-ка
1 вид помощи: смотри картинки,
2 вид помощи: собери слоги по цвету. Два ученика работают по карточкам. Самопроверка.
8. Коррекция навыка чтения. Задание «Расшифруй пословицу».
Цель: развитие зрительномоторной координации, формирование умения объяснять скрытый смысл пословиц, обогащение словаря.
6 мин
-Мы справились с заданием пирата и он отдал нам клад. Но как открыть сундук? Здесь таинственная надпись.
Чтобы открыть сундук надо прочесть таинственную надпись.
К 3 га 65 10 б56 105, 10 4 7 2 п 47 бьёт 60 з 105.
«Книга подобна воде, дорогу пробьет везде».
1 п 46 с 5 й т49 д 3857 ть 5094 96 з к54чJ9 и у120ть 34 96 з
Kн111
«Напрасный труд ловить рыбу без крючка и учиться без книги».
К 3 109 д49г
Книга- друг.
-Ребята, как вы думаете, что в таинственном сундуке?
-Да, это книги. Работают со слоговыми таблицами.
Объясняют смысл пословиц.
Получают книги.
III.Заключительный. Подведение итогов. Рефлексия. «Веер настроения». З мин -Ребята, мы успешно справились с заданием пирата, побывали на таинственном острове, помогли водолазу, нашли клад, пора возвращаться домой
Флот плывет к родной земле,
флаг на каждом корабле.
с каким настроением вернулись? Что понравилось больше всего? -Что узнал нового? Что было самое трудное? Что было самое интересное? Произносят скороговорку. Поднимают «Веер настроения». Отвечают на вопросы.
,