Конспект занятия по профориентации Все работы хороши, выбирай на вкус!



«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Участники: обучающиеся школ города 8-11 класс
Тема: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Цель: познакомить обучающихся с профессиональными и личностными качествами различных профессий
Задачи:
Создание позитивного настроя
Создание атмосферы единства
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути
Расширение представлений о мире профессий
Рассмотрение профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности
Материалы к занятию:
Листы бумаги А 4
Карточки с названием профессий (20 штук)
Карточки с мотивационным направлением (3 штуки)
Ватман (4 листа)
Краски
Кисточки
Стаканы
Маркеры
Журналы
Клей
Ножницы
Пластилин
Цветная бумага
Цветные карандаши
Магнитофон и музыкальный диск
Дополнительные материалы (бусы, ракушки, камушки, бисер и т.д.)
Ход проведения:
Вводная часть:
Игровое упражнение: «В детстве я хотел быть…» (5 минут)
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Участники становятся в круг. Каждый участник представляется и говорит, кем бы он хотел быть в детстве, показывая профессию с помощью невербальных средств общения. Группа повторяет движение по кругу за каждым участником.
Игровое упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…» (5 минут)
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
- Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
Основная часть:
Мозговой штурм (10 минут)
Цель: определить профессии по мотивационным направлениям.
Команда разбивается на три группы. Ребятам будут представлены три направления:
Социально- значимые профессии
Престижные профессии
Высокооплачиваемы профессии
По каждому направлению группы должны назвать за определенное время как можно больше профессий. Затем после коллективного обсуждения, выбирается профессия, которая получила наибольшее количество голосов.
Коллективно-творческая деятельность (25 минут)
Цель: создание портрета представителя определенной профессии
Каждая группа должна создать портрет представителя определенной профессии и с помощью карточек определиться с подарком для другой группы.
1) Игровое упражнение «Подарок»
«Представьте, что нас пригласили на день рождения фирмы (организации, учреждения и т.д.) друзья. Отказаться и не пойти никак нельзя. При этом важно выполнить три условия: 1) подарок должен содержать намек на их профессию; 2) подарок должен быть с «изюминкой», то есть быть веселым, необычным; 3) подарок должен быть доступным по цене.
2) Игровое упражнение «Маскарад»
В данной игре участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии предприниматель это может оказаться костюм в виде изящного галстука «в клеточку», для профессии экономист – костюм «деревянного рубля» и т.д.
3) Игровое упражнение «ПВК»
Участники команды должны подготовить словесный портрет представителя определенной профессии с учетом профессиональных и личностных качеств.
Заключительная часть
Представление продукта коллективно- творческой деятельности (7 минут)
Каждая команда представляет продукт коллективно-творческой деятельности
«Портрет представителя определенной профессии»

Игра: «Поступь профессионала» (5 минут)
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями
Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и вытянет карточку с названием профессий. После этого он продемонстрирует походку данной профессии. Остальные должны будут внимательно наблюдать за ним и постараются отгадать профессию, с которой у Вас проассоциировалась его походка. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.».
Обсуждение. Подведение итогов. Обратная связь. (3 минуты)
Ожидаемые результаты:
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими
Формирование представлений обучающихся о мире профессий
Развитие умения планировать профессиональную карьеру, используя знания о профессиональных и личностных особенностях определенной профессии
Овладение искусством самопрезентацииСоздание продукта коллективно-творческой деятельности: «Портрет представителя определенной профессии»
Список литературы:
Жижова О. «Перспектива успеха». Газета «Школьный
психолог» № 17 сентябрь 2006: Издательский дом «Первое сентября»
2. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
3. Романова Е.С.
99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2- изд. СПб.: Питер, 2006
Резапкина Г. «Уроки выбора профессии». Газета «Школьный
психолог» № 14 июль 2006: Издательский дом «Первое сентября»
Толстик С. «Клуб знатоков профессий». Газета «Школьный
психолог» № 4 февраль 2007: Издательский дом «Первое сентября»
Шеховцова Л., Шеховцов О.
Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: - СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издателсьво «Феникс», 2006.