Презентация: «Сопоставление правописания гласных и согласных в корне слова»


Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне. Праслова Елена Станиславовна, учитель начальных классов МБОУСОШ №5 г. Кимовск Тульской области. Аннотация Название работы: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне». Работа выполнена учителем начальных классов МОУСОШ №5 г. Кимовск, Тульской обл. Прасловой Е.С.Дидактическая направленность:Урок предназначен для проведения занятия по теме в 4 классе.Материал презентации позволит систематизировать знания учащихся по данной теме.Может быть использован учителями-словесниками при проведении «предметных» форм воспитательной работы.Материалы презентации разработаны с целью повышения познавательного уровня детей, воспитания внимательного и бережного отношения к слову.Презентация выполнена в программе PowerPoint, с использованием фрагментов текста WORD, картинки со сканера обработаны в программе Paint.При подготовке использовались картинки и фотографии из Интернета, сканирование, ввод текста, графики, звука, эффекты анимации.Количество слайдов – 15.Объём презентации – 1,58 мб . Цели урока. Формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил.Развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.Воспитывать любовь к предмету и родному языку. Цель нашего урока: развивать навыки грамотного правописания корня на основе сопоставления 3 правил: Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.Под голубыми не…б…самиВеликолепными к…врамиБлестя на со…нце сне… л…жит.Какие орфограммы встретились? С какими правилами мы сегодня будем работать? Безударные гласные в корне Непроизносимые согласные в корне Парные согласные е е о л г е Словарный диктант. Запишите слова в два столбика. Невзрачен, кругл и невелик,У дверей он жить привык.Чуть нажмешь – поднимет крик. В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. Сок из цветков она берётИ в сотах копит сладкий мёд. Эту сказку ты прочтёшьТихо, тихо, тихо.Жили- были серый ёж и его … Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. Я капелька лета на тоненькой ножке.Плетут для меня кузовки и лукошки Ног нет, а хожу; рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. Где так бывает: человек стоит, а лестница шагает. Поверка словарного диктанта. Проверяемые безударные гласные в корне. ЗвонокЛисицаПчелаЕжихаЧасы. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. КартофельЗемляникаМетро По какому признаку делили слова по столбикам?Какие слова в первом столбике? Как проверили?Какие слова во втором столбике? Работа над предложением. Задр…мали звёзды з…л…тые,Задр…жало зерк…ло затона.Знакомы ли вам эти строчки? Кто автор?Как называется стихотворение?Кто может продолжить?Все ли слова понятны?Обратимся к толковому словарю:Затон – длинный и мелкий речной залив, заводь.Вставить и объяснить орфограммы.Разобрать предложение по членам.Выписать словосочетания. е о о о а Игра «Покажи и докажи» М…сленкаСм…льчакДр…жатьВ…твистыйВ…шнёвый Д…р…гойЗ…л…нетьКр…чатьБ…р…даКакие части речи встретились? А Е Е И О, О Е, Е И О, О О Работа с парными согласными. Выписать слова с парными согласными. Орфограммы подчеркнуть.И у берёзки слезки текут, когда с неё кору дерут.Самая лёгкая дорожка та – которую уже прошёл.Картошка поспела – берись за дело.Рыбка мелка – да уха сладка.Какие слова выписали?Какие вы знаете пословицы, чтобы в них были слова с парными согласными?Почему мы проверяем парные согласные? Как мы их проверяем?Приведите ваши примеры. берёзки слезки лёгкая дорожка Картошка Рыбка сладка Работа с непроизносимыми согласными. Замените имена прилагательные в словосочетаниях словом – синонимом.Вспомните, что такое слова – синонимы?Запишите слова –синонимы в тетрадь и проверьте их.Почему проверяем непроизносимые согласные в корне? Какие непроизносимые согласные вы знаете? Печальный рассказ- грустный.Знаменитый писатель-известный.Весёлый народ- радостный.Удачная находка- счастливая. Хмурые дни- ненастные.Шумное торжество- праздник.Яркое светило- солнце. Работа по учебнику. Изучите правила. Ответьте на вопросы.Что общего между этими правилами?1)Учат правописанию корня; 2)способ проверки: изменяем или подбираем однокоренное.Чем эти правила отличаются?Тем как мы проверяем орфограммы.2. Работа над упражнением. Работа в группах по карточкам. Составьте текст на тему: « Мы кормушку смастерили,Мы столовую открыли». Работа в группах по карточкам. Из слов каждой строчки составьте предложение. Запишите. Озаглавьте текст.Чудесен, лес, зимой, и, сказочен.Снег, украшает, деревьев, пушистый, ветви.Шишки, смолистые, висят, ели, на.Вершинам, по, перелетают, елей, клесты-еловики. Работа в группах по карточкам. Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавьте его.Замёрзли реки, пру… за деревней. Наступила з…ма. Теперь можно играть в сне…ки, х..дить на лыжах, б…гать на к…ньках по гла…дкому льду. Сне… покрыл п…ля, крыши д…мов, тр…пинки в л…су. Реб…тишки рады. Дует х…лодный вет…р.