Презентация по русскому языку на темуПравописание непроизносимых согласных ( 3 класс )


3-й класс.
ШКОЛА РОССИИ. Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Правописание непроизносимых согласных.
Цели урока:
•формирование умений различать слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых непроизносимые согласные не пишутся;
•развивать навык графического выделения орфограммы;
•способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания;
• прививать внимание к русскому языку.
Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
●создавать условия для развития у учащихся умения:
- формировать систему знаний о словах с непроизносимыми согласными в корне слова и словах, в которых непроизносимого согласного нет;
- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
- подбирать родственные слова;
-делить слова на группы по видам орфограмм;
- уметь пользоваться орфографическим и толковым словарём;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
● создавать условия для развития у учащихся умения:
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- уметь перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
Достижение личностных планируемых результатов:
- воспитание любви к своему родному языку;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач и задач урока.
3. Каллиграфическая минутка.
На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
- Какое сочетание произносится легче? (Три согласных произнести трудно).
4. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске: Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик!
Я хочу много знать! Я буду много знать.
– И сегодня, ребята, вы познаете чудные законы родного языка и повторите правописание непроизносимых согласных в корнях слов.
5. Актуализация знаний.
На доске записан текст:
Охота не удалась.
День был ненастный. Солнце спряталось за тучами. Шёл мелкий дождь. Было грустно. Мы выбрались из чащи. Местность эта была нам известна. Вот пастбища. Тут шалаш пастуха. Здесь мы отдохнем. Охота не удалась.
– Прочитайте внимательно текст.
- Назовите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
– Эта орфограмма и подскажет нашу сегодняшнюю тему урока.
Запишите слова с непроизносимыми согласными в корне слова в столбик.
НА ДОСКЕ ПРАВИЛО В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать!
Давайте прочитаем стихотворение, которое поможет нам в работе с непроизносимой согласной.(Читаем несколько раз, стараемся запомнить.)
Итак, записываем к каждому слову проверочное. Выделяем орфограмму.
- Вспомним, какие согласные могут быть непроизносимыми? ( В, Д, Т, Л )6. Первичное усвоение новых знаний .1. Прочитайте стихотворение ( на индивидуальных карточках ).
Здра…ствуй, радос…ное со…нце,
Вес…ник летнего тепла!
Словно праз…ник, к нам в оконце
Постучалось ты с утра.
Дай блес…нуть лучам прелес…ным,
Всю окрес…ность озари,
И шагай путём извес…нымОт зари и до зари.
– Как вы думаете, почему стоят точки в словах? (В этих словах есть орфограммы, звук не произносится, а буква пишется.)
– Прокомментируйте более подробно написание слов. (Здравствуй – непроизносимый звук [В], т.к. в проверочном слове здравие этот звук есть, только мягкий, поэтому пишем букву в.)
Подобным образом дети подбирают однокоренные слова ко всем остальным словам.
– Сформируем правило, которым вы пользовались при проверке слов. (Выслушать ответы учеников, а затем правило прочитать в учебнике на странице 118.)
Повторить правило в стихотворной форме несколько раз вслух хором ( смотри выше).
2. Выборочное письмо.
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустнул снег под ногами. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы под звёздным небом. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было тепло и уютно. Глеб Иванович угостил нас вкусным чаем.
Выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне , устно подбираем проверочные слова.
- Выписанные слова разбираем по составу.
Физкультминутка.
7. Первичная проверка понимания.
Работа с учебником: Упр. 225 – устно; Упр. 227 – письменно. Выполняем задания к упражнению.
- Назовите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне слова ( используется орфографический словарь учебника страницы 150 – 151).
– Так какую тему мы начали изучать?
– Как проверить написание непроизносимого согласного звука в корне слова?
8. Первичное закрепление .1. Загадки. (Показ слайдов)
- День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
- Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
- Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).
- На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца.)
- Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)
- Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)
2. Слого-звуковой анализ слова - солнце.
3. Творческое задание. Составьте текст с данными словосочетаниями.
На доске фотографии школьного праздника и слова.
- Школьный праздник, радостные лица, участники концерта, прекрасные песни.
9. Домашнее задание.10. Рефлексия, подведение итогов урока.
– Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?
– Каким образом вы справились с этим затруднением?
– Кто запомнил правило в стихотворной форме? Помогите своим товарищам, которые не успели его запомнить, выучить правило в стихах.