РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ 9 КЛАСС.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА МАТЕМАТИКЕ«УГЛУБЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КУРСА»Класс: 9.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный и развивающий потенциал математики огромен. В современном обучении математика занимает весьма значительное место. Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей каждого школьника в отдельности. Без факультативных занятий такой подход осуществить крайне трудно.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.
Факультативные занятия проходят 2 раза в неделю, в общей сложности –68 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю.)Цели:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин, для продолжения образования в средних учебных заведениях;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, развитие математического мышления и интуиции;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей математики, эволюцией математики, эволюции математических идей, понимание математики для общественного прогресса.
Формы проведения занятий:
Основная методическая установка учебного курса— обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по решению задач различных видов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, предлагаемых учителем. Кроме индивидуальной, применяется и групповая форма работы. Учителю необходимо создать условия для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в практических работах.
Поэтому, наряду с традиционными формами проведения занятий используются:
- лекции и практикумы;
- доклады учащихся;
- практикумы по решению задач;
- решение задач, повышенной трудности;
- игровые занятия;
-практические занятия, в том числе по изготовлению материальных моделей;
- подготовка и проведение недели «Математики» в школе;
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса. Также проводятся контрольные работы в форме ГИА, позволяющие своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся.
На заключительном этапе предполагается успешная сдача итоговой аттестации.
Общая характеристика курса
В данном курсе представлены содержательные линии
«Алгебраические уравнения, системы нелинейных уравнений»,
«Элементы комбинаторики»,
«Графики функций»,
«Прогрессии»,
«Геометрия»,
«Решение задач повышенной сложности»
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- изучение свойств и графиков функций, их преобразований, иллюстрация широты и применения графиков функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-расширение и совершенствование алгебраического аппарата;
-развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развитие логического мышления;
-формирование умения решения планиметрических задач векторным способом и с применением тригонометрии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Содержание Часы Сроки
1 Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.24ч. Деление многочленов. 2 2 Решение алгебраических уравнений. 2
3 Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. 2
4 Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. 2
5 Различные способы решения систем уравнений. 3
Решение задач с помощью систем уравнений. 3 6 Методы решения рациональных уравнений (разложение на множители, введение новой переменной). 2
7 Уравнения с модулем. 2 8 Решение неравенств. 3 9 Решение неравенств, содержащих модуль. 3
10 Элементы комбинаторики и статистики.10 ч. Элементы комбинаторики и статистики. 2
11 Квадрат многочлена. 2
12 Перестановки и сочетания. 2
13 Треугольник Паскаля. 2
14 Бином Ньютона. 2
15 Графики и свойства функций.8ч. Чтение свойств функции по графику. 2
16 Преобразование графиков функций: параллельные переносы, растяжение и сжатие вдоль координатных осей. 2 17 Построение графиков функций, включающих различные комбинации модуля. 2 18 Графики уравнений ах² +вх+с=0 и т.д.
2 19 Прогрессии. 4ч. Арифметическая прогрессия.
2 20 Геометрическая прогрессия.
2 21 Геометрия12ч. Геометрические задачи на применение теоремы Пифагора. 2 22 Решение планиметрических задач с применением тригонометрии.
4 23 Решение задач векторным способом.
2 24 Решение комбинированных задач.
4 25 Решение задач повышенной сложности.10ч. Решение задач.
10 Литература:
Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы/В.К. Егерев и др.; Под ред. М.И.Сканави.-М.: Высшая школа,1998
Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / авт.:М.И.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич, -М.: Просвещение,1994
Сборник конкурсных задач по математике /В.М.Говоров и др.; Под ред.А.И.Прилепко.-М.: Наука, 1986
Вероятность и статистика.Учебное пособие для учащихся 5-9 классов.Е.А.Бунимович, В.А.Булычев, -М.: Дрофа.2002
Элементы комбинаторики.Е.Е.Мариничев,-Мурманск: МГПИ, 2002