Рабочая программа по обществознанию подготовка к ОГЭ 9 класс















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Обществознание»
для подготовки учащихся
к основному государственному экзамену
(ОГЭ)
по обществознанию

Составитель:
учитель истории, обществознания и права
Чистякова Елена Вячеславовна












Долгопрудный, 2015г.




1. Пояснительная записка
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа рассчитана на 145 учебных часов – 96 академических часов
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);
письменные виды контроля (тестирование).

2. Распределение учебной нагрузки
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во ч

1.
Вводное занятие
2 ч

2.
Раздел 1. Человек и общество
10 ч

3.
Раздел 2. Экономическая сфера
15 ч

4.
Раздел 3. Социальная сфера
10 ч

5.
Раздел 4. Политическая сфера
15 ч

6.
Раздел 5. Человек и его права
29 ч

7.
Раздел 6. Духовная сфера
8 ч

8.
Особенности выполнения заданий различных типов
36 ч

9.
Тестирование в форме ОГЭ
20 ч


Итого:
145 ч
(96 академических часов)


3. Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик 9 класса должен:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

4. Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование раздела и тем
Кол-во
ч
Дата прохождения




по плану
факти
чески


Вводное занятие
2




Раздел 1. Человек и общество
10




Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества.
1




Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества.
1




Личность и социальная среда. Потребности человека. Деятельность человека и основные формы
3




Социализация и воспитание.
1




Социально-психологический процесс общения. Межличностные отношения и конфликты
3




Тренировочное тестирование по теме «Человек и общество»
1




Раздел 2. Экономическая сфера
15




Экономика, ее роль в жизни общества. Ограниченность ресурсов
2




Экономические системы и собственность
2




Рынок и рыночный механизм
1




Деньги.
1




Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике
3




Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3




Налоги
1




Экономические цели и функции государства
1




Тренировочное тестирование по теме «Экономическая сфера»
1




Раздел 3. Социальная сфера
10




Социальная структура. Социальная стратификация.
2




Семья как малая группа
1




Многообразие социальных ролей
1




Конфликты в обществе и пути его решения
1




Социальные ценности и нормы
1




Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм. Здоровый образ жизни
1




Межнациональные отношения
1




Тренировочное тестирование по теме «Социальная сфера»
2




Раздел 4. Политическая сфера
15




Власть. Роль политики в жизни общества
1




Государство: понятие и признаки
2




Разделение властей
1




Формы государства
1




Политический режим. Демократия
1




Местное самоуправление
1




Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум
2




Политические партии и движения
2




Гражданское общество и правовое государство
1




Тренировочное тестирование по теме «Политическая сфера»
3




Раздел 5. Человек и его права
29




Право. Роль в жизни общества и государства
1




Норма права. Нормативно-правовой акт
2




Правоотношения и юридическая ответственность
3




Конституция РФ
3




Федеративное устройство РФ
2




Органы государственной власти РФ
3




Правоохранительные органы и судебная система РФ
3




Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы гражданина РФ. Конституционные обязанности
2




Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних
1




Механизмы реализации и защита прав человека и гражданина
1




Международное право
1




Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
2




Семейное право
1




Трудовое право
1




Административное право
1




Уголовное право
1




Тренировочное тестирование по теме «Человек и его права»
1




Раздел 6. Духовная сфера
8




Сфера духовной культуры и ее особенности
1




Наука и образование
2




Религия, религиозные организации. Свобода совести
1




Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность
2




Тренировочное тестирование по теме «Духовная сфера»
2




Особенности выполнения заданий различных типов
36 ч




Тестирование в форме ОГЭ
20 ч




5. Учебно-методические средства обучения


Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2014. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 224 с.
Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 2012. - 66 с.
Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2012. – 136 с.
Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. – М.: Академический Проект; Культура, 2011. – 607 с. – (Gaudeamus).
Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 336 с.












13 PAGE 14115



15