Рабочая программа факультатива по химии Подготовка к ОГЭ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26 города Южно-Сахалинска
Рекомендована: Утверждаю:
МО учителей естественных наук Директор МБОУ СОШ № 26
МБОУ СОШ № 26 __________Л.Н. СпесивцеваПротокол. № ___, от_______2016 г. Приказ № ___, от______2016 г.

Рабочая учебная программа
Факультативный курс « Подготовка к ОГЭ по химии».
Уровень, ступень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: один год
Составлена на основе:
  1.Требований федерального компонента государственного стандарта   основного образования.
2. Примерной образовательной программы базового уровня по химии для основной школы.
3. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по химии .(ФИПИ 2017).
Составитель:
Садовская Тамара Николаевна, учитель химии, высшая квалификационная категория.
Южно-Сахалинск
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016г.);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 г. № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.
Нормативно – правовые акты регионального уровня:
- Приказ Министерства образования Сахалинской области от 19.07.2011 г. № 862-ОД «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Сахалинской области»;
- Приказ министерства образования Сахалинской области № 01-110/5050 от 31.07.2013 г. «О некоторых аспектах разработки учебных планов в общеобразовательных учреждениях»;
Нормативно – правовые акты образовательного учреждения:
- Устав МБОУ СОШ № 26 города Южно– Сахалинска, утвержденного приказом департамента образования администрации города Южно –Сахалинска (новая редакция) от 24.12.2015 № 1288 «Об утверждении Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 города Южно-Сахалинска в новой редакции»;
- Образовательная программа МБОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска;
- Приказ «Об утверждении Перечня учебников для обеспечения образовательного процесса в МБОУ СОШ № 26 на 2016 – 2017 учебный год» от 18.02.2016 № 93;
- Приказ об утверждении Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 26 от 22.08.2016 г. № 382;
- Приказ об утверждении Учебного плана МБОУ СОШ № 26 от 22.08.2016 №383;

Общая характеристика курса.
В условиях предпрофильной подготовки возникла необходимость разработки факультативного курса химической направленности, который будет способствовать повышению уровня химического образования учащихся.
Факультативный курс «Подготовка к ОГЭ по химии» сопровождает учебный предмет « Химия» и предназначен для учащихся 9 класса , выбравших этот предмет для сдачи экзамена, а также для углубления знаний по предмету.
Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков выполнения заданий ОГЭ.
Курс включает изучение теоретических вопросов, практический эксперимент, решение расчетных задач в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся ля проведения основного государственного экзамена.
Предлагаемая программа предусматривает доступное для учащихся 9-го класса углубленное изучение материала, дополняя и развивая школьный базовый компонент, предполагает создание условий для профориентации учащихся 9-го класса, успешного обучения их в профильной школе и прохождения итоговой аттестации на ОГЭ.
Программа курса способствует формированию теоретического и творческого мышления, а также развитие интеллектуального и творческого потенциала на основе формирования универсальных умений по решению теоретических и практических задач. Позволяет организовать дифференцированную подготовку учащихся к ОГЭ.
При проведении занятий курса используется большое количество заданий различного уровня сложности, что позволяет отслеживать индивидуальный уровень усвоения элементов содержания, составляющих ядро общеобразовательных программ по химии для основной школы.
Цели курса - обобщение и углубление знаний по химии;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- формирование общеучебных навыков мыслительной деятельности;
- оказание помощи в подготовке к сдаче экзамена по выбору (ОГЭ).
Задачи программы:
расширение теоретических представлений о строении вещества, закономерностях химических процессов;
формирование надпредметных умений анализа, сравнения, обобщения, установления причинно - следственных связей между строением и свойствами веществ;
развитие логического мышления на основе моделирования процессов и явлений;
воспитание уважения к достижениям отечественных ученых в развитии основополагающих вопросов химической науки.
развитие интереса к профессиям, связанным с химическими процессами.
подготовка к успешной сдаче ОГЭ
Решению поставленных задач служат разнообразные формы организации обучения: лекции с элементами проблемной беседы, практические работы, постановка лабораторных опытов исследовательского характера, работа с дополнительной литературой, использование ИКТ, работа с КИМами, зачетные задания по темам.
Используемые технологии системно- деятельностного подхода:
проблемное обучение
дифференцированное обучение
проектно - исследовательская деятельность.
Использование данных технологий способствует формированию у обучающихся надпредметных навыков:
- целеполагание,способность ставить задачу и находить способы ее решения;
- самостоятельность суждений;
- коммуникативные навыки -умение работать в группе;
- формирование самооценки,способность к рефлексии собственных действий.
Для организации мониторинга уровня сформированности предметных результатов применяются следующие формы контроля:
1. выполнение индивидуальных домашних заданий;
2. устный опрос на занятиях;
3. многовариантное разноуровневое тематическое и
комбинированное тестирование.
Данный факультативный курс разработан для учащихся 9-го класса и рассчитан на 34 часа в соответствии с годовым календарным графиком на 2016-2017 учебный год.


Тематическое планирование
№п\п Тема Количество часов Практических работ
1 Вещество 5 2 Химические реакции. 6 1
3 Элементарные основы неорганической химиии. 9 4 Решение типовых расчетных задач. 8 5 Экспериментальные основы химии. 4 4
6 Представления об органических веществах. 4 Итого 34 5
Содержание курса.
Тема 1.Вещество (5часов)
Атомы и молекулы. Чистые вещества и смеси. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева . Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Тема 2.Химические реакции.(6 часов)
Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты .Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель .Тема 3.Элементарные основы неорганической химии.
Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних).
Практическая работа №1.Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4.Решение типовых расчетных задач. (8часов)
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5.Экспериментальные основы химии. (4часа)
Практическая работа №2Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.
Практическая работа №3 Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Практическая работа №4 Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Практическая работа №5Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Химия и жизнь.Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Тема 6. Первоначальные сведения об органических веществах (4часа).
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Требования к уровню освоения содержания
Для достижения уровня подготовки, который проверяется в ходе экзамена обучающемуся необходимо:
1.Знать/понимать:
1.1 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
1.2 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
1.2.1 характерные признаки важнейших химических понятий;
1.2.2 о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;
1.3 смысл основных законов и теорий химии: атомномолекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева
1.4 первоначальные сведения о строении органических веществ
2. Уметь:
2.1.Называть: химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза
2.2 Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена
2.3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ
2.4 Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями
2.5 Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций
2.6 Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
2.7. Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония
2.8 Вычислять: 2 массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
2.9 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы
Печатные пособия
1.1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
1.2. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.
2.2. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор № 1и 2 ОС «Кислоты».
3.2. Набор № 3 ОС «Гидроксиды».
3.3. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов».
3.4. Набор № 5 ОС «Металлы».
3.5. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы».
3.6. Набор № 9 ОС «Галогениды».
3.7. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».
3.8. Набор № 11 ОС «Карбонаты».
3.9. Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты».
3.10. Набор № 14 ОС «Соединения марганца».
3.11. Набор № 15 ОС «Соединения хрома».
3.12. Набор № 16 ОС «Нитраты».
3.13. Набор № 17 ОС «Индикаторы».
3.14. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Мультимедийные программы по всем разделам курса химии 9 класса.
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся:
Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. , Химия 9, М.: Просвещение, 2016./учебник для общеобразовательных учреждений
Литература для учителя:
Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа,2016.

Интернет- ресурсы:
http://lib.inorg.chem.msu.ru – Материалы по общей химии для учащихся химико-биологических классов: основные понятия химии, строение атома, химическая связь.
http://www.chem.km.ru – Мир химии. (Образовательный сайт, содержащий теоретические сведения по различным разделам химии, материалы олимпиад, справочные таблицы).
http://cnit.ssau.ru – Органическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова.
www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.
http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.
http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образовании
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Рассмотр: Согласовано: Утверждено
Протокол МО № __ , Протокол МС №__ , Приказ №___ ,
от____________ от ______________ от____________
Календарно-тематическое планирование
Предмет Химия Класс 9 класс
Программа:
Факультативный курс «Подготовка к ОГЭ».
Количество часов 34
1 четверть 8 часов
2 четверть 7 часов
3 четверть 11 часов
4 четветрь 8 часов
Учитель: Садовская Тамара Николаевна, учитель химии,высшая квалификационная категория.