Урок русского языка. Тема Правописание буквосочетаний: жи — ши, ча — ща, чу — щу


Предмет: Русский язык.
Класс: 1 а класс.
Программа: «Школа 2100».
Учитель: Селиванова Татьяна Петровна
Форма урока: Урок – игра.
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу.
Цель:Формирование орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.
Задачи:
создать благоприятные условия для формирования орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, обогащению словарного запаса;
формировать коммуникативные умения;
расширить кругозор.
Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями, солнышко с рифмовками, гроздь винограда, корзинка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Настроение у нас – отличное,А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,Ведь урок начинать нам пора!
2. Прежде чем приступить к активной работе, давайте вспомним правила поведения на уроке (дети высказывают свои предположения)
1. Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать.
2.Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
3. Ответить хочешь – не шуми и только руку подними.
4. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь.
II. Сообщение темы урока
- Ребята, посмотрите кто – то оставил корзинку. Давайте посмотрим, что в ней. Какие - то слова. Давайте отберём то, что нам сегодня нужно на урок.
(деление, умножение, буквосочетания, сложение, правописание, плюс, жи-ши, минус, ча-ща, равно, чу-щу)
-Попробуйте сформулировать тему урока из выбранных слов (Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу).
- На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над правописанием сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
- Посмотрите на слова, написанные на доске, вставьте пропущенные буквы:
Мыш., лыж., ч.йник, ч.лок, рощ., щ.рёнок.
III. Постановка задач на урок
- Урок мы начнем с «Зачетной минутки». К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучики закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Тучки уйдут в том случае, если вы поставите себе задачи на урок, и солнышко подарит вам свои лучики.
-Молодцы, ребята! (открываю солнышко)
-Смотрите, солнышко засияло улыбкой и оно вам дарит свои лучики. Пусть они вам помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день.
(раздаю каждому «солнышко»)
IV. Минутка чистописания
Сядьте прямо, не кривитесь,
За работу все возьмитесь.
Запишите все число,
Классная работа.
- Дети, помогите мне отгадать загадки.
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве…
- Ч (че)
- Что вы можете рассказать об этой букве?
-Буква Ч (че) обозначает звук [ч´]. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.
- Отгадаем вторую загадку.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща-
От леща осталась…
-Щ (ща).
- Верно ли, что буква щ обозначает звук [щ´]; верно ли, что звук гласный, мягкий, глухой, парный, шипящий.
- Целый час жужжит ужеНа цветочке буква ...
-Ж (же)
- Что вы знаете о букве ж?
-Игра «Да, нет» Буква Ж обозначает звук [ж], он согласный, мягкий, парный, глухой, шипящий.
-Для шипенья хорошаВ алфавите буква ...
- Что вы знаете о букве ш?
-Исключите лишнее слово. Звук [ш] - согласный, мягкий, парный, глухой, шипящий.
(Появляются звуки [ж ], [ш] , [щ '] , [ч '] )
- Вспомним, чем отличаются звуки [ж], [ш] от звуков [ч'] , [щ']?
- Запишем красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ, Ж ж, Ш ш.
- Во второй строке запишем буквы И и, У у, А а.
V. Тренировочные упражнения
1.- Вернёмся к тем солнышкам, которые я вам раздала (на них написаны рифмовки – запоминалки). Прочитайте их внимательно и подчеркните самое важное предложение в них.
Ча и ща, ща и ча – Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча – С буквой А и ЩА, и ЧА!
Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи.
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши…
Их с буквой И всегда пиши!
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу. Все слова пишу я с У.
2.-Сделаем вывод по проделанной работа, заполнив таблицу
-Рисуночное письмо (гроздь винограда)
Правило


Ча-ща

Пиши с У !

Мыши

VI. Физкультминутка
3.- Кто к нам стучится? Отгадайте загадку (Ёжик)
Вместо шубки лишь иголки.Не страшны ему и волки.Колкий шар, не видно ножек,Звать его конечно...
-Ёжик захватил с собой скороговорку. Давайте вспомним, что такое скороговорка?
(Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья)
-Соберите из слов скороговорку (Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая).
-Вот послушайте внимательно,
Поразмыслив, не спеша,
И отыщете обязательно
Вы слова со слогом «ча».
-Спишите скороговорку, подчеркните сочетания со слогом «ча».
4.-Следующим заданием Ёжик решил нас удивить, сделав пару снимков. Но увы не все снимки получились.
-Появляются картинки: волка, зайца, галки, белки, сороки, паука.
-Кто изображён на картинках?
-Взрослые животные.
-Вспомним, как зовут детёнышей этих животных? Запишите.
- Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата, паучата.
5.- Работа с рисунками. Для выполнения следующего задания потребуется от вас смекалка и сообразительность.
- Выберите рисунки, которые помогут вам запомнить изученные правила.(На доске картинки с изображением лисы, шиповника, ужей, жабы, ежей, перчаток, шишек, чайки).
VII. Итог
С помощью солнышка ответьте на мои вопросы:
1. Активны вы были на уроке?
2. Трудно ли вам приходилось в течение урока?
3. Всё ли вам было понятно?
4. Выразите свои мысли по поводу урока одним словом.