Программа межшкольного факультатива «Подготовка к ЕГЭ в 11 классе»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
межшкольный учебный комбинат
города Кирово-Чепецка Кировской области
Рассмотрено и согласовано Утверждаю:
на заседании городскогоДиректор МКОУ МУК
методического объединения г. Кирово-Чепецка
учителей истории__________________
«____»__________2012г. Филимонов А.Г.
Протокол № ______ «____»_________2010
Приказ №_________
Программа профессиональногосамоопределения средствами
предметной области «История»
(межшкольный факультатив для учащихся 11 классов)
Автор: Пестрикова
Ольга Леонидовна
учитель истории
МКОУ СОШ № 5
Г.Кирово-Чепецка
Кирово-Чепецк
2012Пояснительная записка
Самоопределение – это процесс определения человеком себя, своего места в жизни и среди людей. Для этого учащиеся должны быть способны к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии см ценностными ориентирами.
Внедрение профильного обучения в старших классах актуализирует проблему профессионального самоопределения подростков. Многие из них испытывают серьёзные трудности при выборе конкретного профиля обучения в 10-11 классах. Следует также отметить, что профессиональные предпочтения к моменту окончания учёбы могут измениться. В такой ситуации старшеклассники испытывают потребность в профессиональной помощи и психологической поддержке. Определённую помощь в данной ситуации могут оказать межшкольные факультативы.
Программа факультатива построена на основе кодификатора элементов содержания для составления КИМов ЕГЭ, утверждённого федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Межшкольный факультатив предназначен для учащихся 11 классов. Рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю), продолжительностью – 3 академических часа (2 астрономических).
Ограниченность в часах не даёт возможность повторить весь материал, уделяя каждой теме необходимое количество часов, поэтому на различные темы отводится неодинаковое количество времени в соответствие со значимостью и сложностью материала.

Цель: формирование готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению средствами предметной
области «История».
Задачи: - Информирование учащихся о применении предметной области «История» в различных сферах профессиональной деятельности;
- включение учащихся в ситуативные пробы через решение творческих заданий части «С», построенных на интеграции предметных областей;
- теоретическая подготовка к итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ (систематизация и обобщение изученного материала);
- обучение учащихся выполнению заданий закрытого и открытого типа.
Интегративные связи: обществознание, литература, МХК, краеведение.
Формы проведения занятий: лекции и практические занятия (решения и разбор заданий КИМов), профориентационные занятия.
Методы обучения: интерактивные с применением информационных технологий.
Прогнозируемый результат:
Профессиональное самоопределение выпускников;
Предметная и психологическая готовность к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которая должна выразиться в овладении следующими видами деятельности и умениями:
Хронологические знания и умения:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
Характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.
Знание фактов:
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Работа с источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду;
Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития страны в целом и её регионов в частности в отдельные периоды истории;
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
Высказывать суждение о назначении, ценности источника;
Характеризовать позиции, взгляды авторов источника;
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
Рассказывать об исторических событиях, их участниках;
На основе текста, в том числе дополнительной литературы сопоставлять описание исторических объектов, памятников, событий, явлений;
Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Анализ, объяснение:
Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
Называть характерные существенные черты минувших событий и явлений;
Классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку; б) определяя основание (критерии) самостоятельно;
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия, раскрывать, чем объясняются эти различия;
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
Версии, оценки:
Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
Сравнивать предлагаемые версии и оценки, выявляя сходство и различия;
Высказывать суждения о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
Определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и давать им оценку.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни, в условиях профессионального выбора
Программа межшкольного факультатива по истории
«Подготовка к ЕГЭ в 11 классе».
(102 часа)
№ Содержание Кол.часов1 Теория
Практика Информирование учащихся о применении предметной области «История» в различных сферах человеческой деятельности
Диагностическая контрольная тестовая работа по истории России. Подведение итогов, самоконтроль, анализ результатов. 1
2
Раздел 1 – История Древнерусского государства: зарождение, расцвет, распад 12
Тема 1. «Ранняя история славянских народов» 3
2 теория Первобытное общество и наши далёкие предки. Индоевропейская группа народов. Расселение славян по территории Восточной Европы. Выделение восточного славянства. Социально-экономические отношения восточных славян и предпосылки складывания государства. Военная демократия. Религия восточных славян. 2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 1. Урок 1) 1
Тема 2. « Древнерусское государство Киевская Русь» 3
3 теория «Путь из варяг в греки» – консолидирующий стрежень будущего государства. Теории возникновения государства у восточных славян. Этапы формирования Древнерусского государства. Краткая характеристика деятельности первых киевских князей. Принятие христианства. Развитие древнерусского законодательства. Социальная структура общества.
2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 1 Урок 2-3) 1
Тема 3. « Феодальная раздробленность на Руси». 3
4 теория Причины, этапы феодальной раздробленности. Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности. Характеристика крупнейших политических центров Руси периода раздробленности. 2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 1. Урок 4-5) 1
Тема 4. «Борьба Руси с внешними врагами» 3
5 теория Монгольская держава. Поход хана Батыя на Русь. Причины поражения Киевской Руси в борьбе с монголо-татарами. Вассальная и данническая зависимость Руси от Орды.
Натиск на Русь с Северо-Запада. Александр Невский и Орда. Ледовое побоище. Усиление процесса феодолизации Руи в условиях монголо-татарского ига. 2
Профориента-ционное занятие «Педагогическая практика в школе – специфика и проблемы в работе учителя гуманитарных дисциплин»
Деловая игра в форме пресс-конференции 1
15
Раздел 2 – Русское государство в XV – XVI вв. 9
Тема 5. « Возвышение Москвы. Образование единогоцентрализованного государства» 3
6 теория Предпосылки объединения русских земель с точки зрения возможности и необходимости. Особенности и этапы образования единого государства. Почему Москва стала столицей? Политика наиболее выдающихся московских князей. Куликовская битва: причины и значение победы. Завершение объединения земель при Иване ||| Василии |||.
Политический портрет Ивана III. 2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть1 Урок 8-9) 1
Тема 6. «Русское государство в XVI века» 3
7 теория Социально-экономическое развитие русских земель в составе единого государства. Особенности и характерные черты развития экономики регионов. Политическое развитие: Елена Глинксая и её реформы. «Боярское правление». Реформы Избранной рады. Организация власти и управления при Иване VI. Сословно-представительная монархия. Опричнина: её причины и последствия. Ливонская война. Расширение границ государства на восток. Конец династии Рюриковичей. 2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть1 Уроки 10-11) 1
8 Профориента-ционное занятие «Реформаторская деятельность правительства – экономические и политические риски. Политики в русской истории. Бремя власти: плюсы, минусы» Круглый стол в технологии дискуссии 3
24
Раздел 3 – Россия в XVII веке 6
Тема 7. «Смутное время в России» 3
9 теория Причины Смуты. Правители России периода Смуты. Т.зрения на Смуту в России: Н.И.Костомаров, С.М.Соловьёв, К.С.Аксаков, советская и постсоветская историография. Периодизация Смуты. Т. Зрения на народное движение И. Болотникова. Внутриполитические и внешнеполитические последствия Смуты. 2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 2. Урок 1-3)1
Тема 8 «Россия в XVII веке». 3
10 теория Факторы экономического развития: сельское хозяйство, ремесло, мануфактура, торговля. Складывание Всероссийского рынка. Первые Романовы. Реформы Михаила Фёдоровича. Реформы Алексея Михайловича. Крепостное право. Соборное уложение. Церковная реформа и её последствия. Никон и Аввакум. Внешняя политика: русско-польские войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война. Чигиринские походы. «Вечный мир». Пограничные конфликты с Китаем. Нерчинский мир 1689 г. 2
практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 2 Урок 4-6 30
Раздел 4 – Российская империя в XVIII веке 12
Тема 9. «Петровская эпоха» 4
11 теория Особенности петровских преобразований. Экономическая политика Петра. Военная реформа и её последствия. Реформы центрального и местного управления. Социальная структура российского общества в результате петровских преобразований. Пётр и православная церковь. Достижения в области культуры.
Внешняя политика: задачи на юге и северо-западе и пути их реализации.
Значение реформ Петра I. Политический портрет Петра I. 3
12 практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 2 Уроки 9-12) 1
Тема 10. «Дворцовые перевороты» 3
теория Предпосылки дворцовых переворотов. Хронология правлений. Внутренняя политика России в середине XVIII. Верховные органы власти при императорах в эпоху дворцовых переворотов. Россия в контексте европейской политики. Семилетняя война, её итоги и последствия.
Политический портрет Екатерины II. 2
13 практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 2 Уроки 13-14) 1
Тема 11. « Россия во второй половине XVIII веке» 3
теория Реформы Петра III. Характеристика трёх периодов царствования Екатерины II. Реформы государственных органов власти и местного самоуправления. Наказ и Уложенная комиссия. Сословная политика Екатерины II. Реформы в отношении крестьянства и их последствия.
Внешняя политика: задачи и пути их реализации на западном и южном направлении.
Россия при Павле I. Указы в отношении дворян, крестьян и церкви. Внешняя политика: Суворов. Ушаков. Разрыв с Англией и его последствия. Завершение эпохи дворцовых переворотов. 2
14 практика Тренинги (Эл. Приложение к учебнику Данилова, Косулиной . Часть 2 Уроки 15-17 ) 1
Профориента-ционное занятие Деловая игра «Ярмарка профессий – журналист, политтехнолог, аналитик, международный обозреватель» Презентации «Интервью с правителем государства»; «Программа пиаркомпании»; «Аналитическая статья»; «Россия в европейской политике XVII века глазами международного обозревателя» 2
42
Раздел 5 – Россия в XIX веке 15
Тема 12. «Россия в первой четверти XIX века» 3
15 теория Государственные преобразования Александра I. Проекты Сперанского и их судьба. Военные поселения А.Аракчеева.
Западное направление внешней политики: Аустерлиц, Тильзитский мир. Русско-шведская война. Финляндия. Отечественная война: основные сражения, совет в Филях пожар Москвы. Отступление Наполеона. Заграничный поход русской армии.
«Восточный вопрос»: Грузия, русско-иранская и русско-турецкие войны. Начало Кавказской войны. 2
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 8 1
Тема 13. «Россия в Николаевскую эпоху». 3
16 теория Междуцарствие. Идеологические истоки декабристского движения. Тайные общества декабристов. Сравнительная характеристика программ Северного и Южного обществ. (Отработка заданий части «С» по программам декабристов)
Реформаторская деятельность Николая : реформы и контрреформы.
Внешняя политика России: участие в Священном союзе. Польский вопрос. Восточный вопрос: Туркманчайский мир, Адрианопольский мир. Кавказская война. Крымская война. Парижский мир. 2
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 9. 1
Тема 14. «Россия в царствование Александра II» 3
17 теория Первые либеральные мероприятия царя. Подготовка ОКП. Манифест и «Положение о реформе». Последствия ОКП. Сравнительная характеристика положения крестьян до и после реформы; положения крестьян до и после столыпинской аграрной реформы. (Отработка заданий части «В» и «С» по реформе ОКП).
Либеральные реформы Александра II. Сравнительная характеристика с контрреформами Александра III.
Внешняя политика России во второй половине XIX века. Отмена Парижского мира. Восточный вопрос: русско-турецкая война. Присоединение Средней Азии. Дальний Восток - Айгунский и Пекинский договоры с Китаем.
Политический портрет Александра II. 2
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 10 1
Тема 15. «Основные направления общественного движения в России в XIX веке» 6
18-19 теория Реакционно-охранительное: С.Уваров, Шевырёв, Погодин. Либеральное: славянофилы, западники. Революционеры – демократы: умеренные – М.Буташевич-Петрашевский; революционеры-утописты – Белинский, Герцен, Огарёв.
Развитие общественной мысли во второй половине XIX века. Консервативное: К.Победоносцев, Д.Толстой. Либеральное: Кавелин, Б.Чичерин, Д.Шаховский. Революционное: Н. Чернышевский . Ишутинцы. «Народная расправа» Нечаева. «Большое общество пропаганды» Чайковского.
Оформление народнической доктрины. 3 течения в народничестве. Организации народников. Террор народников и его последствия.
Рабочее движение. Г. Плеханов. Социал-демократическое направление на основе марксизма. В.Ленин.
Реакционно-охранительное: С.Уваров, Шевырёв, Погодин. Либеральное: славянофилы, западники. Революционеры – демократы: умеренные – М.Буташевич-Петрашевский; революционеры-утописты – Белинский, Герцен, Огарёв.
Развитие общественной мысли во второй половине XIX века. Консервативное: К.Победоносцев, Д.Толстой. Либеральное: Кавелин, Б.Чичерин, Д.Шаховский. Революционное: Н. Чернышевский . Ишутинцы. «Народная расправа» Нечаева. «Большое общество пропаганды» Чайковского.
Оформление народнической доктрины. 3 течения в народничестве. Организации народников. Террор народников и его последствия.
Рабочее движение. Г. Плеханов. Социал-демократическое направление на основе марксизма. В.Ленин. 4
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 11 2
57
Раздел 6 – Развитие русской культуры 6
Тема 16. «Русская культура»(до ХХ века) 6
20-21 теория Основные этапы развития русской культуры. Истоки русской культуры. Особенности русской средневековой культуры. Характеристика этапов по направлениям: материальная культура, летописание, литература, архитектура, живопись. XIV – XV в.: школы иконописи. Развитие общественной мысли. Иосифляне и нестяжатели. Публицистика.
Культура имперской России. Развитие науки и просвещения. Деятельность русских изобретателей. Политическая доктрина русского абсолютизма. Новые жанры в литературе. Театр и музыка. Изменения в жизни общества: летоисчисление, европейская одежда, этикет, городское благоустройство. Социальная мобильность. Достижения в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, музыке. 4
Профориента-ционное занятие «Профессии – экскурсовод, музеолог, туроператор». Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу; презентации «Просветительская деятельность музеев сегодня на примере главного музея страны» и «Реклама новых туров по историческим местам России и ближнего зарубежья» Устный журнал. 2
63
Раздел 7 – Россия в начале ХХ века 6
Тема 17. «Царская Россия в ХХ веке» 6
22-23 теория Экономический кризис. Монополизация тяжёлой промышленности. С. Витте. Иностранный капитал в России. Столыпинская аграрная реформа и её последствия.
Русско-японская война – катализатор первой русской революции. Изменения в политической системе России: парламентаризм и многопартийность в условиях самодержавия. Династия Романовых на закате своего правления.
Первая мировая война и её последствия для России. 4
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 12 2
Раздел 8 – История советского государства 21
Тема 18. «Советская Россия 1917-1927гг». 6
24-25 теория Революция 1917г.: свержение монархии, двоевластие, общенациональный политический кризис, приход к власти большевиков. Причины победы большевиков в Гражданской войне. Сравнительная характеристика экономической политики большевиков в разные периоды: «Военный коммунизм», НЭП 4
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 12 2
Тема 19. «Советская Россия в годы Сталинской модернизации и ВОВ» 6
26-27 теория Сталинская модернизация экономики: индустриализация, коллективизация, их последствия для советского общества.
Периодизация ВОВ, основные сражения. ВОВ в лицах и терминах: Сталин, Молотов, Жуков, Павлов, Зорге, Ковпак, Кузнецов, Конев, Власов и др. ГКО, «Барбаросса», «Тайфун», «Уран», «Рельсовая война» и т.д.Анализ социально-экономического и внутриполитического положения в стране в послевоенные годы. 4
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 13 1
Профориента-ционное занятие Семинар «Эволюция юриспруденции в различные эпохи российской истории»
Презентация «Специализации в профессии юриста» 1
Тема 20. «Оттепель» 3
28 теория Борьба за власть после смерти Сталина. ХХ съезд партии. Попытки реформирования советской системы. Внешняя политика Хрущёва. 2
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 14 1
Тема 21. «СССР в середине 60-х – середине 80 –х гг» 3
29 теория «Развитой социализм» эпохи застоя. Место СССР в биполярном мире периода Холодной войны 2
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 15 1
Тема 22. «СССР периода перестройки» 3
30 теория Реформаторская деятельность Горбачёва (3 этапа), политика гласности во внутренней и политика «нового мышления» во внешней политике. 2
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 16 1
92
Раздел 9 – Российская Федерация в конце ХХ – начале XXI века 6
Тема 23. «Россия в постсоветскую эпоху» 6
31-32 теория Предпосылки распада Союза ССР. ГКЧП. Беловежские соглашения. СНГ. Формирование президентско-парламентской республики. Политический кризис 1993г. Конституция. Чеченский конфликт. Парламентско-президентские выборы. Изменение в политической системе в начале XXI века.
Политический статус России в системе международных отношений.
Распад экономических связей бывших союзных республик. Экономический кризис. Приватизация, гиперинфляция, дефолт. Создание рыночной экономики. Экономический подъём в начале XXI века. 4
практика Тематические тренировочные задания ЕГЭ по истории. М.Просвещение 2010г. Тема 17 2
33 практика Итоговое диагностическое тестирование по заданиям ЕГЭ с проверкой и анализом 3
34 Резерв 3
Итого: 102 ч.
Календарно-тематический план
№ Название раздела Кол-во часов Теория Практика
1 Информирование учащихся о применении предметной области «История» в различных сферах человеческой деятельности
Диагностическая контрольная тестовая работа по истории России. Подведение итогов, самоконтроль, анализ результатов. 3 1 2
2 История Древнерусского государства: зарождение, расцвет, распад 12 8 4
3 Русское государство в XV – XVI вв. 9 4 5
4 Россия в XVII веке 6 4 2
5 Российская империя в XVIII веке 12 7 5
6 Россия в XIX веке 15 10 5
7 Развитие русской культуры 6 4 2
8 Россия в начале ХХ века 6 4 2
9 История советского государства 21 14 7
10 Российская Федерация в конце ХХ – начале XXI века 6 4 2
11 Итоговая диагностика 3 3
12 Резерв (1 занятие) 3 3
Итого: 102 ч. 60 ч. 42 ч.
Информационное обеспечение курса
А.Н. Сахаров, В.И.БугановИстория России с древнейших времён до конца XVII века
М. «Просвещение» 2005
Н.И. Павленко, Л.М.ЛяшенкоИстория России с древнейших времён ко конца XVII века
М. «Дрофа» 2006
Н.В.Загладин. История России и мира в ХХ веке
М.Русское слово 2005
А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. История России ХХ –начало XXI века. М. «Просвещение» 2005
Т.П.Бибанов. Отечественная история
Учебно-методическое пособие Н-Новгород «Арабеск» 2006
Т.П.Бибанов. История русской культуры
Учебно-методическое пособие Н-Новгород «Арабеск» 2006
В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах.
Подготовка к ЕГЭ. М. «Эксмо» 2010
А.С.Тимофеев. История в таблицах и схемах.
С-Петербург «Виктория» 2005
Интенсивная подготовка к ЕГЭ. Тематические тренировочные задания – История России М. «Эксмо» 2008
ЕГЭ – 2010. История. Реальные задания
М. «АСТ» 2010
11.Атласы по истории России:
- с древнейших времён до конца XVIII века
- XIX века
- ХХ века.
Электронные ресурсы:
Электронное приложене к учебнику « История России с древнейших времён до конца XVI века. (с тестами) М.»Просвещение» 2009
Электронное приложение к учебнику « История России в XVII- XVIIIввМ. «Просвещение» 2010 ( с тестами)
3. Уроки Отечественной истории до XIX века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. М. «Кирилл и Мефодий» 2004
4. Женщины, которые изменили мир. Электронная видеосерия.
М. «Нью Медиа Дженерейшн» 2008
5. Правители-завоеватели. Электронная видеосерия.
М. «Нью Медиа Дженерейшн» 2008
6. Кремль – больше чем власть. Электронная видеосерия.
М. «Амфора» 2009