Презентация по литературе на тему «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева (7 класс)


«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе» выступают в виде простого «собранья пестрых глав» (Пушкин) и имеют характерные признаки: небольшой объем; членение на мелкие абзацы, подобные строфам; повышенная эмоциональность стиля; обычно бессюжетная композиция ; общая установка на выражение субъективного впечатления; наличие лирического героя. Темы «Стихотворений в прозе»: раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;размышления писателя о русском народе;гуманность человеческих отношений;торжествующая любовь;противопоставление добра зла;размышления о неотвратимости смерти;тема родины;счастье и красота;воспоминания о давней любви;о подвиге и трусости;о русском языке и его роли. Изображение речи персонажей, диалогичность Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность Специфика повествования Передать сюжет, вызвать представление Передать чувства Задача слова Сужение смысла до одного Многозначность Значение слова Развернутость Краткость Выражение мысли Сплошной текст Строфы (все строки – красные ) Способ размещения на листе - + Рифма - + Ритм проза поэзия Отличие лирического стихотворения от стихотворения в прозе: Номинативно-Указательные(«Щи», «Воробей») Метафористические обобщения(«Голуби», «Роза») Антонимы(«Враг и друг», «Истина и правда») Крылатые слова(«Как хороши, как свежи былирозы…») Конструкции, с излагаемымив тексте мыслямии чувствами(«Мне жаль…»,«Стой!») Синонимы, свернутые метафоры и сравнения(«Порог», «Камень») Палитра заглавий Композиции Последовательная градация, с завершающим оформленным обобщением («Воробей», «Мы еще повоюем!»).Рамочная конструкция с одинаковыми первым и последним предложениями («Восточная легенда»).Анафористические повторения с присоединенной неожиданной концовкой («Мне жаль…»).Рельефно-прослоечная схема («Как хороши, как свежи были розы…», «Без гнезда»). «Два богача». Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту – племянницу в свой разорённый домишко. - Возьмём мы Катьку,- говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить… - А мы её … и не солёную, - ответил мужик, её муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. Г. О. Винокур: «Классик- это писатель, у которого можно учиться образцовой речи, произведения которого представляются наиболее совершенным воплощением практических языковых идеалов, существующих в данной общественной среде».