Готовимся к экзамену по литературе. Конспект урока на тему «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева

План-конспект урока литературы «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева

Тип урока: Урок – исследование.

Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом, расширять читательский кругозор учащихся.
Развивающие: развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, любовь к людям; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева
Средства обучения: проектор, компьютерная презентация, алгоритм-предписание у учащихся, таблицы оценивания
Вид обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение
Методы обучения: метод проектов

Методики обучения: методика обучения анализу текста, методика развития связной речи

Педагогические технологии: компьютерные, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные.


Ход урока:
I.Орг.момент

II. Ребята, мы продолжаем изучать творчество И. С. Тургенева. (Слайд 1) Работа с эпиграфом (аудиозапись) (Слайд 2)
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно,
скучно станетно читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое;
и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу
И. С. Тургенев

- Итак, сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь. («Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева)

Вы прослушали текст эпиграфа нашего урока, вы его можете посмотреть на экране
- Какой же совет он дает своим читателям?
- Почему?

Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Что необычного в названии цикла?

-Значение слов ПРОЗА, СТИХОТВОРЕНИЕ?

- Почему слово стихотворение на 1 месте?

- Как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем определить специфические черты стихотворения в прозе

III. Формулировка определения жанра стихотворения в прозе совместно с учениками
Беседа. Характерные признаки стихотворения в прозе:

небольшой объем;
членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
повышенная эмоциональность;
обычно бессюжетная композиция;
наличие лирического героя. (Слайд 3) Запись в тетрадях.


Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.
IV. Защита проектов
Слово учителя: А сейчас предоставим слово творческой группе ( остальные учащиеся выступают в роли слушателей и экспертов).
Я слушатель и эксперт:
-Наблюдение при прослушивании проекта нужно постараться выяснить - разъяснена ли тема проекта (цели, интерес, выводы), как подаётся материал ( речь), контакт с аудиторией.
-подготовка вопросов в ходе деятельности выступающих формулировать и записывать вопросы.
-достоинства – за что автору можно поблагодарить и сказать «спасибо». Что взять на заметку?
- оценка – результативность по предъявленным аспектам.
Таблица оценивания:

Фамилия, имя
Выра-зительное чтение
Ясность изложения
Аргумен-тирован-ность выводов
Свобода рассуждений
Степень активности при работе над проектом
Итог











Первый проект называется: «История создания стихотворений в прозе».
Цели:
1. Узнать, как возник жанр стихотворения в прозе.
2. В какой жизненный период были написаны эти произведения, и как Иван Сергеевич Тургенев относился к ним
3. Определить круг тем и виды жанров стихотворений в прозе
4. Как восприняли современники Тургенева его стихотворения в прозе.
Истории создания:
Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе французских поэтов. Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.

И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

Тургенев называл свои стихотворения «нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалыОни пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...»
Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять». Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера. Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать. 51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г. Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений , в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение) , была издана только в 1930-1931 г.

Сам Тургенев, хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии. Название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

Круг тем, затронутых в «стихотворениях в прозе» обширен. Это:
Тема нравственного подвига (Порог, Чернорабочий и белоручка)
Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народ и господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека (Деревня, Щи, Два богача)
Вера в великое будущее русского народа (Русский язык)
Фантастические образы и видения (Монах, Молитва)
Психологические наброски человеческих характеров (Близнецы, Эгоист)
Тема всепобеждающей любви (Воробей, Камень)

Они различны по жанру:
сказка ("Старуха"),
сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"),
легенда ("Восточная легенда"),
диалог ("Рабочий и белоручка") и другие.

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал. Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Высказывания о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева:

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».


Выводы по результатам работы:
Стихотворения в прозе были написаны И.С.Тургеневым в последний период жизни, когда писатель был смертельно болен. В своих необычных произведениях на разнообразные темы и жанры автор выражает свои чувства и мысли, переосмысливая прожитые годы.
Второй проект: Анализ стихотворения в прозе «Памяти Ю.П. Вревской»

Цели:
1. Узнать историю жизни Ю. П. Вревской.
2. Найти в тексте характерные признаки стихотворения в прозе.
Для этого мы определили тему стихотворения, главного героя и художественные средства, использованные автором в тексте.

Чтение стихотворения в прозе «Памяти Ю.П. Вревской» под музыку И.С. Баха «Адажио».

Юлия Петровна Вревская (1841-1878) была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе. В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии.

Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их «сёстры милосердия». Главное слово «милосердие». Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других.

Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. В 1873 году Тургенев познакомился с Юлей в Петербурге. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Ей посвящено стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской»). По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.

Основная тема стихотворения И.С.Тургенева: нравственный подвиг Ю.Вревской.
Главный герой в этом стихотворении – Лирический герой. В заключительной фразе явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»

Мы узнали из текста И.С. Тургенева о том, что Юлия Вревская была
(«молода, красива», «Жизнь ей улыбалась», «с лишком две недели умирала она от тифа.», «она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.
В стихотворении нет сюжета, но части текста объединяет единое настроение, которое пронизывает текст, создается оно благодаря тому, что в центре произведения – воспоминания и чувства лирического героя.

Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души Всякое другое счастье прошло мимо». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.
Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее».
Ирония – «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились».
Восхищение – «и такая сила, такая жажды жертвы!»
Умиление – «Нежное кроткое сердце»
Сожаление – «Всякое другое счастье прошло мимо».
Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу»)

Автор использует приём умолчания, для того, чтобы передавать чувства лирического героя, позволяет задуматься читателю - наличие тире и многоточий – позволяет почувствовать настроение текста.

И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как
Метафоры: клады в глубине души
Эпитеты: нежное кроткое сердце, неугасимой веры
Олицетворение: счастье прошло мимо
Выводы по результатам работы:

Данный текст является стихотворением в прозе, так как отсутствует сюжет, небольшой объем, в основе переживания и чувства лирического героя, эмоциональность, а также метафоры, эпитеты, сравнения, прием умолчания, контраст не только в повествовании, но и в персонажах.
Благодарим за внимание. Есть ли вопросы?
Мнения экспертов.
Слово учителя:
- Ребята, мы сейчас услышали о нравственном подвиге Ю.Вревской.
А как вы понимаете значение этого слова?
В каких произведениях поднимаются нравственные проблемы?
(В произведении «Поучение» Владимира Мономаха и в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы говорили о нравственности)
(В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», автор поднимает вопрос нравственности, а именно долга перед родиной)
Ребята, какое слово означает готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия?
МИЛОСЕРДИЕ.

V. Рефлексия.

Итак, подведём итоги
Что нового вы узнали на сегодня уроке?

1) об особенностях жанра стихотворений в прозе

2) какое место занимают они в творчестве писателя

А чем стихотворения в прозе интересны для нас, людей, живущих в 21 веке?
В чем актуальность стихотворений в прозе?

(Автор поднимает вопросы нравственного выбора, показывает патриотизм людей, их мужественность и милосердие).

Слайд 6
Обратимся к эпиграфу. Следуйте совету И.С. Тургенева и продолжайте читать его замечательные шедевры: стихотворения в прозе

Слово учителя:
- Как вы оценили работу своих товарищей? Покажите таблицы.
Консультанты комментируют, как работали учащиеся в группах, оценивают работу, выставляя оценки. Таблица оценивания.

Домашнее задание. Дифференцированное.
На выбор.
1 группа. Я предлагаю вам попробовать самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует
2 группа. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык», провести его анализ











Литература, 7 класс