Развитие интереса школьников культуре и традициям мордвы в школах с русским языком обучения


Развитие интереса школьников к культуре и традициям мордвы в школах с русским языком обучения.

«Любой язык по- своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое».
Николай Доризо.
В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встаёт проблема приобщения детей к национальной культуре. Уважение к традициям предков, их мудрости, их достижениям необходимо воспитывать с раннего детства. Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык.
Каждый народ на Земле имеет свой язык, свои корни, национальные традиции. Своё богатое наследие имеет и мордовский народ. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он не повторим.
Мы знаем, что было время, когда мы, мордва, стеснялись своего родного языка. И что получилось? В результате стали исчезать многие добрые национальные обычаи, забываться язык. Дети перестали знать известных деятелей культуры своего народа, снизилось чувство гордости за свой этнос. Сколько сил, энергии нужно приложить нам, педагогам, чтобы научить нынешнее поколение чувствовать красоту родного языка, выражать мысли, чувства на своем языке, знать культуру, обычаи, историю своего народа. Воспитание бережного отношения, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, – вот задача, которая стоит передо мной, учителем родного языка.
Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой родной язык и свой народ, за то, что родился и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.
На всех уроках при изучении разных тем, я стараюсь дать больше знаний о наших предках, сравнить, как они жили раньше и как мы живём сейчас. Используя при этом материалы мини-музея, презентации, картины мордовских и русских художников, произведения мордовских писателей и поэтов, народный фольклор. Вот так, совмещая в себе вчерашний и сегодняшний день, мы учимся любить свою Родину. Ведь память – это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем.
Например, изучая тему «Посуда», вспоминаем какой посудой мы пользуемся сейчас и узнаём, какая посуда была у мордвы и у русских раньше. Посуду и утварь мордва исстари изготавливала в основном из дерева и глины. Дети легко запоминают названия посуды на мордовском языке, так как все эти предметы у нас представлены в музее, их можно потрогать и даже поиграть.
При изучении темы «Лес. Деревья» мы с детьми узнаём, что каждое дерево у мордвы являлась символом. Дуб – символ здоровья (шумбраши), берёза – символ красоты(мазыши). Веники, обычно берёзовые или дубовые, являлись непременной принадлежностью мордовской бани. Если рождался мальчик, его парили дубовым веником, полагая, что он будет сильным долгожителем, как дуб, а девочку – берёзовым, чтобы выросла она красивая, как берёзка. Для постройки избы выбирали самый лучший древесный материал – дуб, липу, сосну и ель.
При изучении темы «Поле» мы с детьми знакомимся с полным циклом обработки земли, начиная с распахивания и заканчивая тем, как уже готовые продукты земледелия лежат у нас на столе. При этом дети знакомятся с ключевыми словами: розь – рожь , тозер – пшеница, пинем-овёс ,кши –хлеб, пачат-блины . Также знакомимся с названиями национальных блюд. Ведь современные дети очень мало знают про это.
Большое место уделяется в программе теме «Праздники». Весь цикл мордовских праздников и обрядов можно разделить на три большие группы: зимние праздники и обряды, весенне-летние и осенние. На уроках мы узнаём о том, как праздновали Пасху, Рождество, Масленицу, Троицу.
Эта работа продолжается и во внеурочное время. Каждый год в школе провожу для начальных классов праздник «Масленица». Дети учат заклички, песни, а родители приносят блины. А в конце все вместе сжигаем чучело Масленицы. Ребята с удовольствием учат Рождественские колядки. В нашу школу приезжал с концертом фольклорный ансамбль «Келу». После концерта артисты в кабинете национальной культуры показали мастер-класс и вместе с детьми исполнили несколько песен. После этого дети ещё больше заинтересовались фольклором и очень часто на уроке поём мордовские песни. С большим интересом мы изучаем творчество мордовского художника Ф.В.Сычкова. По его картинам мы узнаём, как наши бабушки и дедушки трудились и отдыхали, встречали праздники.
Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является изучение культуры мордовского народа, привитие любви к своей малой Родине. Хотелось бы, чтобы школьники дорожили прошлым своего народа, знали свой язык, общались на нём. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.