Конспект и презентация к конспекту урока : Изготовление новогодней игрушки

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Грязи Липецкой области
















План-конспект открытого урока на тему :
«В преддверие нового года ».












Подготовил учитель технологии
Зайцев А.Н.







г. Грязи , 2014г
Цель: воспитание творческого восприятия учащихся
Задачи:
1) познакомить с историей елочной игрушки;
2) воспитывать аккуратность и терпение в ходе выполнения практического задания;
3) развивать творческое начало посредством последнего шага практического задания(при обматывании игрушки).

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, карандаши, лобзики, ленточка, дрель, сверло, нити мулине.
Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:
История – исторические события, связанные с историей создания елочной игрушки

План мероприятия:

I. Организационный момент:
Приветствуем учащихся, отмечаем отсутствующих, назначаем дежурных

II. Актуализация знаний и умений, мотивация к мероприятию:
- Новый год - волшебный сказочный праздник.(слайд 1) Его любят все - и взрослые, и дети. Запах мандаринов и хвои, мерцание елочных огней, белый снег за окном и, конечно, музыка. А может много-много лет назад такого праздника и не было??? Или был, но встречали его совсем по-другому?(слайд 2)

III. Подведение к теме мероприятия:
Древние люди считали, что новый год начинается весной. Именно поэтому в Древнем Риме его наступление праздновали 1 марта. И соблюдался этот порядок очень долго.
(Слайд 3)До тех пор, пока римский император Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским) перенес празднования на первое января.
А как же праздновали приход Нового года на Руси? В дохристианские времена встреча Нового года приходилась на март. Этому событию радовались все, особенно веселились парни и девушки. Они пели, водили хороводы, плясали, сжигали чучело холодной зимы. Отголоски обычаев того далекого праздника сохранились у нас до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю.
Продолжалось это чуть более 200 лет, до той поры, пока Петр I не привез из Западной Европы новый праздник.
20 декабря москвичей созвали барабанным боем на Красную площадь и зачитали указ Петра от 15 декабря:
«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия...»
Петр I предписывал украсить дома и дворы деревьями и ветвями сосны, ели и можжевельника, причем украшения эти нельзя было убирать ранее 7 января.
Так на Руси впервые встретили Новый год по-европейски, в разгар зимы.
Традиция проводить новогодний праздник, ночными гуляньями, танцами и фейерверками прижилась в России довольно быстро.
А вот новогодняя елка пробивала себе дорогу с трудом.
До введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с березкой, либо с цветущим вишневым деревом.
Украшать дома елками стали спустя целое столетие после знаменитого указа от 20 декабря 1699 года.
(Слайд 4) Игрушки для елок тогда заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для богатых лиц и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца 19 века было тоже самое. что для современного россиянина купить машину. Шары тогда были тяжелыми - тонкое стекло научились делать только к началу 20 века. Первые стеклянные игрушки на территории России стали делать в период Первой мировой войны в Клину.
(слайд 5) В дореволюционной России был популярен "дрезденский картонаж" - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых кукол с бумажными лицами, приклеенными к телу, из бисера, кружев, бумаги. Были фигурки ангелочков, детей, клоунов, моряков, сделанные из ваты. (слайд 6) На елках развешивали фигуры из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду - шестиконечную.
(Слайд 7) В 1925 году празднование Нового года было запрещено. И возобновлено только в 1935 году. Новый год стал советским праздником. Появились игрушки-подвески в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью СССР, самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона, папье-маше и проволоки.
(слайд 8) Во время Отечественной войны елки на фронтах украшали фигурками из ваты, бинтов, погон и носочков. "Военные" ели украшали "солдатами", "танками", "пистолетами", "собаками-санитарами". (слайд 9) Даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов.
(слайд 10) После войны игрушки стали опять мирными.
С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек-«малюток». (слайд 11) Это было очень удобно, т.к. большинство людей того времени жили в коммуналках. Этими миниатюрными игрушечками можно и сейчас украсить игрушечную елочку, создав себе уют на журнальном или рабочем столе. (слайд 12) В наборе игрушки из стекла, пластмассы, бумаги, их сюжеты соответствовали «настоящим» украшениям это и огурцы с лимонами, и снеговики с мишками, и даже стеклярусные бусы подходили по размеру елочке-малютке. Время игрушек на прищепках – в 50-60-е. (слайд 13) Основные сюжеты советских украшений : дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звездочки. В честь полетов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты. В первые годы производства в стране легковых автомобилей «Победа», естественно, появились игрушки-машины.
Еще одна интересная тема – сказки. К юбилею А.С.Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображениями героев из произведений нашего великого поэта: «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила». Кроме того, появились фигурки из сказок «Чипполино», «Доктор Айболит», «Красная шапочка» и другие. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик.
(слайд 15) После 1966 года производство елочных игрушек стало на поток. Игрушки становятся менее привлекательными и разнообразными: штамповка, переход из качества в количество. (слайд 16) «Экономика должна быть экономной!» Игрушки после этой даты – уже не раритет.
(слайд 17) В семидесятые вместо непременной звезды появляются множество верхушек-пик - совсем по-западному (слайд 18) (там они появились еще в 19 веке). В новогодних украшениях нашло отражение освоение человеком космоса. Появились "спутники", "космонавты", "ракеты", шарики с рисунками на космическую тематику. Тогда же появились электрические елочные гирлянды. (слайд 19) У нас же пика впервые появилась в виде ракеты, отрывающейся от земли. ( слайд 20)
(слайд 21) А в 90-е годы (после распада СССР) стали выпускать много шаров с изображением животных - символов наступающего года, так как страну завоевала мода на гороскопы. Такие шарики выпускают и по сей день. (слайд 22)

IV. Работа над темой урока:
- Итак, дети, а сегодня мы займемся изготовлением одной елочной игрушки «новогодний барашек». Сейчас я вам покажу последовательность выполнения поделки, заодно повторяя правила техники безопасности при работе с ручным инструментом, в частности с лобзиком.

Включаем следующую презентацию, объясняя каждый слайд и попутно повторяя технику безопасности. Посмотрев презентацию приступаем с учащимися к изготовлению поделки. Помогаем им при выполнении задания, если шаг не понятен многим, показываем его снова на мультимедийной доске. Следим за соблюдением техники безопасности, поправляя учащихся.
1этап – разметка. Берем трафарет овечки и приготовленный кусочек фанеры, с помощью карандаша обводим силуэт фигуры.
2 этап – выпиливание. Берем в руки лобзик, одеваем халат, и по начерченному нами силуэту выпиливаем фигурку из фанеры. (помогаем отстающим и затрудняющимся учащимся)
3 этап – зачистка. После выпиливания настало время сделать нашу заготовку более гладкой и ровной. Берем абразивную шкурку и зачищаем заготовку. Следим за техникой безопасности, т.к. учащиеся часто пренебрегают правилом не сдувать мелкую стружку.
4 этап – сверление отверстия под ленточку-держатель. Просверливаем отверстие, помогая учащимся найти центр, чтобы не перевешивала одна из сторон при подвешивании к елки нашей игрушки.
5 этап – завязывание ленточки-держателя. Учащиеся сами выбирают какую ленточку им выбрать из вами предложенных. Завязываем и отрезаем остаточные шнурки ленточек.
6 этап – обвязка «шерсти». Учащиеся сами выбирают цвет нитей мулине, из вами предложенных. Обматывание происходит в любом порядке, как хочется учащимися, строгих рамок нет. После конец нити помогаем им подвязать.
Все, изделие готово.

V. Подведение итогов:
- Чья поделка вам понравилась больше всего? Почему? Можете подарить поделку вашему товарищу. Спрашиваем учащихся, анализируем их ответы все вместе.
- Чему, ребята, вы сегодня научились?
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применять полученные умения, при выполнении каких еще работ?

VI. Окончание урока:
- Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах. Дежурные уберите помещение.
Урок окончен. До свидания.


15