Доклад на тему Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы и перспективы


Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы и перспективы
Нравственное воспитание и развитие
личности может эффективно осуществляться
в процессе этического образования – воспитания
учащихся в рамках учебно- воспитательного процесса
В.А.Сухомлинский.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Базовые ценности духовно-нравственного воспитания:
1.Нравственные
2.Интеллектуальные
В настоящее время в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной 
позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
Основные ориентиры духовно-нравственного воспитания.
Гуманизм
Ответственность
Долг
Совестливость
Чувство собственного достоинства
Гражданственность
Для этого мы строим свои уроки, открытые мероприятия так, чтобы они были направлены на формирование интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные“Дню Независимости ”, “Дню первого президента”, “Дню Победы”и т. д.
В школе проводятся свои праздники:
сентябрь (День знаний);
октябрь День пожилого человека, акция «Забота»
ноябрь (Посвящение в ученики» «Осенний калейдоскоп» «);
декабрь “День Независимости ”, “День первого президента”,
Интересно проходят предметные недели с подведением итогов,: а это и концерты, и олимпиады, и КВНы, конкурсы чтецов
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.