Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии, биологии


Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС
в процессе обучения школьников географии, биологии
Т.И. Мащенок,
учитель географии и биологии
МОУ «Новгородская СОШ им. В Н. Лесина»
В условиях реализации ФГОС к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Концепция обновления содержания образования, ставит перед нами задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Первый год я участвую в реализации новых образовательных стандартов в обучении географии и биологии. За это время стало очевидным, что изменилась роль учителя, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Это требует не только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и активного применения различных педагогических технологий.
На мой взгляд, проектная, исследовательская деятельность становится столь востребованной в современной школе. Выпускник должен научиться:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, для решения рассматриваемой проблемы;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме .
Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.
Практико-ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем использовать в работе. В качестве примера приведу урок-проект «Вехи великих географических открытий». В начале урока выявляется проблема, связанная с трудностью выбора «Какие открытия можно считать самыми главными в открытии и освоении материков?», определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с помощью проектной работы по созданию «Ленты времени». Работа организуется по группам. Каждая группа исследует главные результаты великих географических открытий. В процессе выполнения заданий составляется лента времени: путешествия каменного века, путешествия морских народов, открытие «Нового Света», пути в Индию, Австралии, Антарктиды.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателя. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества. Школьники активно включаются в информационные проекты. Например, при изучении темы «Горные породы» был предложен исследовательский проект по теме «Откуда берутся горные породы и минералы и почему они так разнообразны?» Проект создавался с целью выяснить, откуда берутся горные породы и минералы и причины их разнообразия на Земле. В ходе работы были проведены мини-исследования горных пород различными методами по следующим параметрам: внешние признаки, плотность, твердость. Конечным продуктом стала презентация, по материалам которой прошла защита проекта.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа. Например, при изучении темы «Движения земной коры« с большой мотивацией в изучении данной темы группой учащихся была представлена модель вулкана с имитацией выхода лавы из кратера вулкана и выбросом пепла. Особой популярностью при выборе темы работы у учащихся пользуются «Путешествие к центру Земли», « Загадки мирового океана», «Я оболочка Земли …», «Исследователь тундры». Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути реализации проекта и представляют полученный продукт.
Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию. Этот метод позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.
Кроме положительных моментов отмечаю проблемы в реализации новых стандартов:
Нехватка времени урока. Хочется успеть сделать так много, но не всегда получается. Затруднения в постановке целей и задач урока детьми. Порой трудно себя ограничить от изложения информации. Слабое обеспечение методическим комплексом.Очень много времени требует подготовка урока.
Литература
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. Просвещение - 2011г.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. А. М. Кондаков, Л. П. Кезин. Основная школа. Москва. Просвещение -2011г.
3.К.Н.Поливанов. Проектная деятельность школьников. М.Просвещение – 2011г.
4. О.В.Рыбьякова. Информационные технологии на уроках в школе. Издательство Учитель. Волгоград - 2008г.