Дополнительное образование как ресурс формирования современного читателя, организации внеурочной деятельности.


Наталья Михайловна Новик
Учитель начальных классов МАОУ «Комсомольская СОШ»
п. Комсомольский Тюменская область
Дополнительное образование как ресурс формирования современного читателя, организации внеурочной деятельности.
330490396882Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский.
00Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский.

Как учитель начальных классов, работающий по программе Л.В. Занкова, я постоянно задаю себе вопросы: как заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой.
В современном мире с появлением компьютера, планшетов, телефонов отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы, педагоги, обучаем наших детей работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Всегда актуален вопрос, как приобщить ребенка к чтению?
В связи с этим одной из основных задач учителя начальных классов является необходимость вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
С целью расширения читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитания ученика-читателя, мною организованы занятия внеурочной деятельностью «В мире книг». Данные занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Для того чтобы занятия были интересными и продуктивными, я применяю различные формы организации занятий – это литературные игры, конкурсы кроссвордов, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.
Одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры (различного виды викторины, литературные викторины, инсценировки).
Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, отгадывание имён литературных героев, фамилий авторов произведений, отгадывание героев и книг по описанию.
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры – это игры – состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме занимательными, оживлёнными и даже весёлыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам большое удовольствие. Часто я провожу тематические литературные викторины. Например, «Волшебные страны», «Кто есть кто», «Удивительные путешествия сказочных героев», «Миллион приключений», «Из книжек, которые читала твоя прабабушка».
Само умение читать – это творческое общение с детской книгой, т. е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребенка. На своих занятиях я учу детей чтению–общению, чтобы они научились читать–думать, читать–чувствовать, читать–жить.
После прочтения книги и её анализа часто использую игру-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются.
Минуты поэзии посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.
Процесс чтения для ребёнка младшего школьного возраста, а особенно для детей с задержкой психического развития - это тяжёлый труд, работа многих анализаторов, психических функций. При низком уровне данных психических функций учащимся трудно стать активными читателями, так как многие ребята не справляются с нормативами техники чтения. Необходимо воспитать в детях потребность в чтении, интерес. Необходим творческий процесс, в который будут вовлечены все ученики. Поэтому актуально стало в моей педагогической деятельности проектное обучение, которое развивает общекультурную коммуникативную, информационную и учебно-познавательную компетенции. Считаю, что данный метод продуктивен.
Движущей силой проектной деятельности выступает интерес, возможность делать то, что хочешь и можешь. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то выпуск газеты, устного журнала, защита проекта познавательного журнала. Наконец, в данной работе более откровенно само общение. Взаимоотношения учителя и ученика отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
Для обучающихся в начальной школе при организации данной работы, прежде всего, учитываю возрастные психолого-физиологические особенности детей. А именно: темы детских работ выбираю из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. В процессе работы над темой включаю  экскурсии, прогулки – наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся провожу подготовительную работу.
1.Прежде всего, я рассчитываю ресурсы учебного времени так, чтобы избежать перегрузки детей. В этом помогает внеклассная работа и внеурочная деятельность.
2. Учитываю степень овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта, так как далее им понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта я даю, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми.
Во время работы над проектом учащиеся приобретают определенные  умения и навыки, способствующие саморазвитию и самообразованию.
Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Встретились следующие трудности: временные (не хватает учебного времени на подготовку проекта) и при защите проекта (нет разнообразия форм защиты проекта, дети не владеют навыками работы с компьютером). Однако когда я вижу огонёк в глазах своих ребят, когда мой ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаюсь в том, что труды и время потрачено не напрасно. Вся данная работа несёт большой эмоциональный заряд.
Большую роль в воспитании гражданина, формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет технология рефлексии читателя, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов. Эта технология направлена на развитие самоуправления своей учебной, в данном случае - читательской, деятельности. В реальной учебной ситуации Портфель - это папка, куда обучающийся складывает свои работы – проекты, планы, схемы, диаграммы, отзывы, творческие работы и др. По нему можно судить о прогрессе читателя. Портфель является мотивирующим фактором чтения. Он стимулирует наблюдение и анализ за собственным ростом, развивает рефлексивное мышление. С этой целью разработана модель «Читательского портфеля». «Портфель читателя» выступает как индивидуально-образовательный маршрут участника проекта, он состоит из четырех разделов: «Книги, которые я прочитал на уроке», «Книги, которые я прочитал самостоятельно», в данных разделах портфеля обучающиеся отражают название книги, автора, что пережили при чтении, кому посочувствовали, над чем задумались, с чем согласились или не согласились.
Реализация данного направления деятельности ставит перед собой решение следующих задач: включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов; сформировать способность откликаться на мысли и чувства автора, персонажей своими чувствами и мыслями; возродить традицию семейного чтения. В третий раздел Портфеля «Творческие работы читателя» обучающиеся помещают отзывы, эссе, рецензии на прочитанные произведения, кроссворды, викторины, рисунки и т. д.. И к заполнению четвертого раздела привлекаются родители, педагоги, библиотекари, старшие товарищи, которые дают советы юным читателям, он так и называется «Советы юным читателям».
И в заключение хотелось бы отметить, что данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя.
Дети - это национальное достояние любой страны, её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст и организует условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу России.