Эссе. Эрих Фром. Бегство от свободы.


centerbottom10500090000492125-267335007242810-26733500-189230000
ЭССЭ
Эрих Фромм. Бегство от свободы
07.05.2016
МКОУ гимназия №2 г. Минеральные Воды
Колотаева Е.Н.

Эссе на тему: «Эрих Фромм. Бегство от свободы».
«Свобода человека в современном мире похожа на свободу человека, разгадывающего кроссворд: теоретически он может вписать любое слово, но на самом деле он должен вписать только одно, чтобы кроссворд решился»
Альберт Эйнштейн
Человечество из покон веков стремится быть свободным. Многие люди отдали свою жизнь за это слово. Я часто слышу свобода выбора, свобода слова, свобода вероисповедания. Но если задуматься, а что такое свобода? Когда она начинается и свободны ли мы на самом деле? На эти вопросы ответы дает книга Эриха Фромма «Бегство от свободы», написанная в 1941 году. Актуальность тематики данная работа не утратила до сих пор.
Автор на протяжении всей книги анализирует феномен человеческого беспокойства, вызванного распадом средневекового мира. Человек, несмотря на существующие угрозы, чувствовал себя уверенно и безопасно. В результате столетней борьбы он создал демократию. Она привела к изобилию материальных благ, дала ему свободу слова, выбора и вероисповедания. При этом свобода изолирует его, пробуждая чувства бессилия и тревоги. Анализируя "Бегство от свободы", я пришла к выводу, что современный человек все еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам - или потерять ее, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомата.
В современном обществе у людей два выбора: либо избавиться от свободы, либо дорасти до полной позитивной свободы. Такой выбор в нас пробуждает чувство ответственности. По моему мнению, это ведет к конфликту, который провоцирует тревогу. В результате свобода превращается в груз. Приведу простой пример – покупатель в магазине. От изобилия выбора на полках магазинов разбегаются глаза, не знаешь, что выбрать. И все равно, приобретая покупку, мы остаемся неудовлетворенными.
По мнению автора, свобода выбора делает нас изолированными. Суть заключается в том, что у человека имеются первоначальные связи, которые называются первоначальными узами. Они обеспечивают человеку безопасность и единство с окружающим миром. Например, это связь ребенка с матерью, с церковью, с Богом. Когда происходит индивидуализация - эта связь рвётся, человек становится свободным, но и одиноким. Мир для него кажется большим и опасным.
Описывая средневековое общество, Эрих Фромм акцентирует внимание на отсутствии личной свободы. Человек связан с церковью и Богом, ощущавший единство с окружающим миром, был счастлив. Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалась сводом строгих правил. Со временем человечество, освободившись от традиционных уз, становится свободнее, но обременённым ответственностью за свою жизнь. Но так ли все плохо со свободой? Автор в своей книге выделяет «позитивную свободу», состоит в «спонтанной активности целостности личности». Она выделяет уникальность индивида. Такой спонтанностью обладают дети. Они думают и чувствуют с наивной непосредственностью. Творчество – это тоже спонтанность, соединяющая человека с природой в акте творения. Я предполагаю, такая свобода раскрывает человека, как личность. К такой свободе необходимо стремиться.
Эрих Фромм является великим философом прошлого века. Он является «поваром», создавший блюдо, к которому необходимо стремиться, но не дал рецепта. Я думаю, что прочтения этой книги, каждый человек сам найдет свой рецепт. Сила человека в том, что он может сделать себя свободным даже в чрезвычайно ограниченных условиях. И наоборот, слабость человека проявляется в "бегстве от свободы", которая налагает на него множество обязательств, заставляя платить высокую цену за право обладания ею. Задавая себе вопрос: «Так ли нам нужна свобода? - думаю - Да!». Надо только найти правильный рецепт.