Конспект урока по литературному чтению Бегство цветов Н. Сладков


Тема: Н. Сладков "Бегство цветов"
Цель: Продолжить работу над  формированием навыков осознанного чтения.
Задачи:
1.Способствовать формированию представлений о  творчестве Н.И.Сладкова, особенностях его произведений; расширять и углублять знания о жизни растений, продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся, учить строить логически завершенные предложения.
2. Развивать  связную речь, память, логическое мышление, воображение, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать любовь  к природе.
Место урока в учебном плане: 8 раздел «Наша планета Земля». Урок №10
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала: произведение Сладкова; повторение: средства литеературной выразительности; опережающее: подготовка к сочинени.)
Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Принципы: наглядность, доступность, научность.
Результат обучения: учащиеся должны обладать навыками осознанного чтения, уметь работать со средствами литературной выразительности, уметь строить логически завершенные предложения.
Продукт: тест-опрос+ самостоятельная творческая работа
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: флипчарт к уроку, , видеосюжет «Цветущая заповедная степь Маныча», тест, задания группам, карточка с цветами(разрезанная), рисунки цветов, скотч, гора успеха, карандаши, клей, вырезанные цветы, ребус, музыка Свиридова, презентация, карточки «Круги на воде»
 
Ход урока
Этапы урока задания ОДО, ОО
1 Орг момент. Психологический настрой. - Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки. саморегуляция2. Проверка Д/ЗЗакройте глаза  и представьте: Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Такое прозрачно-синее. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Какое время года вы представили? А какие картины вы представляли дома когда готовились Д/ЗЗащита собственного рисунка (подробный пересказ части текста) Суммативное
3. Определение темы. Постановка целей.
Мы продолжаем тему цветов весной. Какие чудеса связанные с цветами мы с вами знаем? Сегодня мы узнаем ещё об одном чуде природы в произведении Н Сладкова.
Отгадайте ребус узнаете название художественного текста.
Б г3397971998500-1053502290900Д е т с т в о ц в е тов
Определим цели:
Знать: содержание произведения, узнать куда убежали цветы
Уметь: читать текст, находить средства языковой выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Формативно-словесное
4. Проблем-ный вопрос. Произведение называется «Бегство цветов» Как вы думаете в каком жанре литературы написано произведение? 5. Чтение текста Читают уч-ся с высокой техникой чтения. Проверка восприятия текста Понравился рассказ? Почему?   
– Где и когда происходят события?   – Почему рассказ так назван?     
– Куда путешествовали цветы? 6.Словарная работа Зарницы, отары, чабан, отрожки, сумерки, лощина, долина гор.
Цветы: маки, незабудки, лютики (слайды из презентации) Беседа по содержанию     
1 ЧАСТЬ   
  – Когда пришли герои рассказа в долину? - Почему долину назвали Мертвой?
Почему автор вначале не поверил, что долина была мёртвой? Что они увидели?    
-С чем писатель сравнивает маки?   
 – Почему у героев рассказа начала кружиться голова и зарябило в глазах?   
- Какие чувства вызвала у героев красота Мертвой долины? (Радость, восторг)  
– А как относились к этому чабаны? Что они рассказали?    
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
Можно ли долину назвать Мертвой? - Почему чабана назвали шутником?  
2 ЧАСТЬ.    –Что произошло в долине через несколько дней?   
Игра «Волшебный сундучок»   Выберите глаголы, которые показывают движение цветов. Отметить.
- Куда стали подниматься цветы?    
  – Как вы думаете, почему уходили из Мертвой долины цветы? Почему они спешили?     Докажите словами из текста. (злее жгло солнце)
3 ЧАСТЬ      
    - Куда поднимались цветы?                
   - Какие цветы отстали первыми?   Почему?             
 - Где остались незабудки?
   - Куда поднимались лютики и маки? Почему?      
 
4 ЧАСТЬ    - Как  описывает писатель погоду в Мертвой долине? Найди прочитай. (душные, жаркие ночи, метались зарницы)      
- Прочитайте описание горы. Как менялся ее цвет?  (белая, бурая, зеленая, золотая)        
  - Какие цветы последними вскарабкались на вершину горы?   
5 ЧАСТЬ     - Почему отары белых овец потянулись за цветами?              
– Как выглядела долина? Можно ли ее теперь назвать мертвой?               
  - Почему в начале рассказа Н.Сладков пишет слово Мертвая с большой буквы, а в конце рассказа с маленькой?          
-Чему радовались герои рассказа? Учитель формативноФизминМы глазами миг-миг, Мы руками хлоп-хлоп,Мы плечами чик-чик, Мы ногами топ-топ.Раз сюда, два туда, Повернись вокруг себя,Раз присели, два привстали,  Руки к верху приподнялиРаз, два,   Заниматься нам пора! Постановка проблемного вопроса, формулирование гипотез по теме урока.
Мы все знаем, что весна, как любое время года, бывает разная и вызывает разные эмоции у людей. Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали гимн о весне. Я приглашаю вас в картинную галерею . (Картины великих художников под музыку Чайковского . Слайды).
- С помощью чего художникам удалось передать свое восхищение весенним пейзажем.
(учащиеся отвечают с помощью цвета, красок, с их помощью запечатлевает застывшие мгновения весны. И музыка П.И.Чайковского, способна творить чудеса, обращаясь к нашему сердцу.
Художники для передачи разных настроений используют краски, музыкан-ты -тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение – по эмоциональной окраске голоса говорящего. Это и есть чудо. А как догадаться о настроении в письменной речи ? Что нам в тексте поможет представить это? Средства художественной выразительности. Работа в группах
Деление на группы по раскраске цветов. «маки, незабудки, лютики».
Мы отправляемся на гору успеха.
Каждое задание вы проверите друг у друга (1 б-0 б) по эталону на доске.
К концу урока увидим какая группа поднялась выше.
Определи какой это литературный приём? Карточка –шпаргалка
Синели незабудки= озёра незабудок=
Золотые лютики= маки похожи на красные фонарики=
А)В волшебном сундучке мы собрали слова «пошли, поднимались, уходили, спешили, выплеснулись», найди в тексте и запиши действие каких предметов описывают эти глаголы.
Пошли поднимались уходили
Спешили выплеснулись
Б) Как называется этот литературный приём? Напиши:______________________________
Найди сравнения. Обозначьте цветом.
Иллюстрирование (на горе каждая группа наклеивает цветы в зависимости от части рассказа) и составление картинного плана.
Восстанови порядок аппликаций в соответствии с текстом.
1137285482607512054508535433041910
Критерии: правильно.
Подсчитываем количество баллов, капитаны групп показывают результаты на «горе успеха» Взаимопроверка.
Итог «Гора успеха»
Тест
1.К какому жанру литературы относится произведение Сладкова «Бегство цветов». . Подчеркни.
Сказка, стихотворение, рассказ, басня.
2.Какие цветы описывает автор:
А) ромашки, колокольчики, васильки
Б) маки, незабудки, лютики
В) тюльпаны, васильки, незабудки
3. Соедини словосочетания с названиями цветов.
Синие озёра Маки
Золотые берега Незабудки
Холмы красных песков Лютики
4. «вскарабкались маки»- это литературный приём….
А)сравнение Б)олицетворение В) метафора Г) эпитет Самопроверка по эталону.
Творческое задание 5. Посмотри видеофильм «Цветущая степь Маныча» Придумай 2 предложения в каждом используйте один из литературных приёмов: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение и напиши. Пользуйся шпаргалкой.
1Предложение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи , какой литературный приём использован: ___________________________________
2Предложение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи, какой литературный приём использован:____________________________________
Эксперты: проверьте каждое предложение.
1 балл или 0 баллов за каждое предложение отдельно. Пользуйся шпаргалкой.
Критерии:
Это предложение имеет один из литературных приёмов
Приём определён верно Суммативное оценивание
Рефлексия «Интервью».          
–Что нового узнали?                
- Что понравилось на уроке?         
– Что не понравилось?   Почему?                                                                              
  - Как оцениваете свою работу на уроке?                            
   - Что у вас не получилось?   Как вы думаете, почему?  Что для этого нужно сделать?    самооценка
Рефлексия техника «круги на воде» Завершая наш урок , я предлагаю вам охарактеризовать весну Подберите на каждую букву слова «Весна» слова, которые отражают ее основные признаки
Формативное
V.Подведение итогов урока. - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы ее?Докажите.          
– Узнали ли вы новое, что хотели узнать?                                         самооценка
Д/З
1)Подготовь пересказ стр 154-156 (связный пересказ, близкий к тексту, эмоциональность, использование средств языковой выразительности)
2)мини-сочинение из 7-8 предложений «Весна» с использованием средств языковой выразительности.