Исследовательская работа на тему Кокошник

Исследовательская работа по краеведению «История русского кокошника»


Цель исследования: выяснить историю русского кокошника.


Задачи : 1. Проанализировать литературные источники и материал из Интернета.

2.Сравнить кокошники.

3.Проследить историю создания кокошников.


Методы исследования :
1. Теоретические методы :
- изучение литературных источников и обобщение опыта в аспекте изучаемого вопроса в сети Интернет;
- анализ информации;
2. Практические методы:
- сбор информации по теме, беседы.











- Здравствуйте ! Меня зовут Фросин Андрей. Я учусь в 4 классе Чамзинской средней общеобразовательной школе. Тема моего исследования «История русского кокошника».(слайд 1)
Цель моего исследования – выяснить историю русского кокошника.(слайд 2,3)
Перед новогодними праздниками я пришёл в гости к двоюродной сестре. Моя тётя, Елена Николаевна , шила ей карнавальный костюм . Она делала очень красивый головной убор.(слайд 4)
Я поинтересовался как он называется. Ответ был – кокошник . Я задумался , что же такое кокошник ? И решил найти ответ на свой вопрос в сети Интернет . Вот , что я узнал .
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха.
(слайд 5) Коко
·шник старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосника.
По краям кокошника могли быть пущены жемчужные нити, сам он мог быть обшит сеткой из жемчуга. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки .
Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых драгоценными камнями.
(слайд 6) Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей.
В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символы супружеской верности. На тыльной части кокошника - стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
Я узнал ,что в каждой губернии была своя форма кокошников.
(слайд 7)


Кокошники, слева направо: A двурогий кокошник, Нижегородская губерния ; B однорогий кокошник, Костромская губерния ; C и D кокошники, Московской губернии, Е кокошник, Владимирская губерния, F кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) , Тверская губерния ;G двухгребенчатый или седлообразный кокошник , Курская и Орловская губернии.
В Симбирской губернии женщины носили кокошники полумесяцем.
Вот описание некоторых форм кокошников:
(слайд 8) Однорогий кокошник. Обычно имел бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей.
(слайд 9) Двурогий кокошник кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами.
(слайд 10) Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним.
(слайд 11) Kокошник, сшитый в виде конуса . Украшался золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно поверьям, символ плодородия.
(слайд 12) Двухгребенчатый, или седлообразный кокошник с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником узкой полоской ткани, завязывавшейся вокруг головы.
- Я предлагаю ,вашему вниманию , просмотр кокошников из разных уголков России. (слайды 13- 22)

(слайд 23) Также я узнал, что кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.
В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. .
В Новое время вплоть до 19- 20-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты . Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».
В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.
Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Кокошники продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках и делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.
(слайд 24) Кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду и вернувшей его в маскарадный костюм.
(слайд 25) В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.
(слайд 26)В настоящее время кокошники мы можем увидеть только в краеведческих музеях и русских народных костюмах у хоровых групп,
(слайд 27) а также на новогодних праздниках в карнавальных костюмах девочек.
И в заключении хочу представить вашему вниманию портреты разных художников – русских красавиц в кокошниках. (слайд-шоу 28- 43)

Спасибо за внимание !

Источники:
1. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова –
4-е изд. , дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ» , 2003. - стр.
2. Картины русских художников
3. Ресурсы Интернет.






15