Интегрированный урок биологии и искусства по теме Загадочный мир цветов (6 класс)





ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 6 КЛАССЕ




«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЦВЕТОВ»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Урок подготовили и провели
учитель биологии
Кононенко Н.Ф.,
учитель изобразительного искусства
Щедритская Л.Н.




Интегрированный урок
биологии и изобразительного искусства в 6 классе

Предварительная подготовка учителя биологии создание мультимедийной презентации к уроку, дидактических карточек для проверки знаний учащихся, подборка музыкального сопровождения.

Предварительная подготовка учителя изо оборудование учебных мест картонными муляжами разделочных досок, чайников, простыми и цветными карандашами, фломастерами, красками, кистями, стаканами для воды

Оформление кабинета: натюрморт из предметов быта, украшенных орнаментами из цветов, панно батик, аппликации из цветной бумаги, вышивка с растительными орнаментами,

Оборудование: ИКТ, мультимедийная презентация к уроку, таблицы "Строение цветка", "Простые соцветия", "Сложные соцветия", дидактический материал: немые рисунки с обозначением цифрами для промежуточного контроля, задания с гербариями соцветий для лабораторной работы, девиз урока для мотивации и интегрированного перехода от специальных биологических знаний к правилам изображения соцветий на рисунках; чистые альбомные листы для рисунков, карандаши простые и цветные, репродукции картин, учебные таблицы «Орнамент», «Орнамент в круге», «Стилистическое выполнение цветов», картонные муляжи разделочной доски, чайника, фломастеры, краски, кисти, стаканы для воды

Тип урока: интегрированный урок.

Методы работы:
1. Словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа
2. Наглядный (иллюстративный)
3. Репродуктивный (воспроизводящий)
4. Проблемно - поисковый
5. Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности: поощрения
6. Мультимедийный


Ход урока:
Организационный этап
Активизация знаний учащихся
СЛАЙДЫ 1-3
Учитель биологии:
I. Морфология цветка
- Будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, цветок поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам.
Сегодня, наша задача повторить наиболее общие черты строения цветка на примере, обоеполого цветка с двойным околоцветником.
Цветы – одно из самых великолепных творений Природы. Они разнообразны по цвету и запаху, форме и размерам.
Сообщения учащихся СЛАЙДЫ 4-5
Так, в Индонезии на острове Суматра в чаще тропических лесов можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен по размерам. Цветки этого растения в диаметре достигают ПОЧТИ метра и весят около 11 килограммов. А развивается растение, имеющее такие цветки-гиганты, из самого обычного маленького семечка.
Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер –1 миллиметр.
Древнейший ископаемый цветок был обнаружен в Австралии недалеко от Мельбурна. Его возраст составляет 120 млн. лет. Он был похож на цветок современного черного перца.

Давай рассмотрим строение какого-нибудь цветка.
ЗАДАНИЕ 1 СЛАЙД 6 У ДОСКИ И НА МЕСТАХ

Что тебе больше всего нравится в цветах?
Наверное лепестки Они-то и отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка.
Посмотри-ка еще раз на цветок. Его нежный венчик снизу окружен "юбочкой" из мелких зеленых листочков. Такие листочки есть и у многих других цветков. Они называются "чашелистики". Все вместе чашелистики образуют чашечку.
В центральной части каждого цветка находятся главные участники семенного размножения. Это тычинки.
И пестик.
Части цветка, располагающиеся вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником.
На чем же держатся чашелистики и лепестки? На самом стебле? Нет, на верхушке цветоносного побега имеется утолщение, которое называется цветоложем. Вот к нему-то и прикрепляются все части околоцветника.
Мы узнали названия почти всех частей цветка. А как называется верхняя часть стебля, которая находится непосредственно под цветком? Это цветоножка, она не имеет настоящих листьев.

Посмотрим, что же есть внутри цветка. ЗАДАНИЕ 2 -4 СЛАЙД 7
Вот тычинки, а между ними возвышается пестик. Итак, начнем с тычинок.
Смотри-ка! На длинной ножке сидит головка, да еще и кивает нам. Это тычиночная нить и пыльник. Пыльник соединен с тычиночной нитью так, что может слегка менять свое положение – чуть наклоняться и поворачиваться.
Когда пыльца созревает, пыльники лопаются и пыльца из них высыпается. Давай рассмотрим ее.
Подождем немного, пока осядет облачко пыльцы, чтобы можно было взглянуть на пестик. Смотри, какой он большой. Возвышается, как башня, над тычинками.
Видишь, сверху у пестика есть расширенная площадка. Эта часть называется "рыльце". Осторожно! Не приклейся! На рыльце пестика у многих цветков выделяется клейкая жидкость. Ты пока подумай, для чего, а потом мы к этому вернемся.
Для того, чтобы добраться до нижней части пестика, нам надо спуститься по довольно тонкой части – столбику пестика. Столбик есть у всех пестиков.
Ну вот! Мы спустились к нижней части пестика. Какой же он здесь толстый! Эта нижняя часть – самая главная. В ней-то и образуются семена. Называется она завязью пестика.

ЗАДАНИЕ 5 СЛАЙД 8 РЕШИ ЗАДАЧУ
В одном цветке липы содержится примерно 12 мг нектара, а одно дерево липы дает около 12 кг меда. Сколько цветков опыляет семья пчел при сборе меда с одного такого дерева?
Решении: 1) 12 кг = 12000г, а в 1г = 1000мг, значит 12кг = 12000000мг нектара
2) если в 1 цветке липы 12мг нектара, то семья пчел опыляет 1000000 цветков.

Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга?
Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя.
Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.
А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.
Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики.

Теперь сравним венчик лютика и венчик колокольчика. Конечно, они различаются по цвету. А в чем еще различие?
У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестный венчик. А у колокольчика все лепестки срослись.
Такой венчик называется сростнолепестным.

Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков Она сростнолистная.
А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Чашечка получается пушистая, как и сам цветок. Такая чашечка – раздельнолистная.

Околоцветник может состоять из чашечки и венчика, как у ромашки. Тогда он называется двойным.
Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Как у красавца тюльпана.

ЗАДАНИЕ 6 СЛАЙД 13 ПИСЬМО САДОВОДА
В саду растут три растения облепихи, которые щедро цветут каждой весной, но плодов не образуют. Почему так происходит? Какое строение имеют цветки облепихи? Что необходимо сделать, чтобы облепиха плодоносила?
Ответ: Облепиха – двудомное растение. И значит у садовода растут либо деревья с мужскими цветками, либо с женскими. Необходимо посмотреть эти цветки, и посадить растение противоположного пола.

Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.
А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим пухом.

Мы с вами рассмотрели все строение цветка и теперь хорошо в нем разбираемся. Но вы то знаете, что для того, чтобы описать строение разных цветков, вовсе не обязательно их рисовать с натуры или по памяти. Ведь не все умеют хорошо рисовать.
Ученые-ботаники придумали схематический способ изображения цветков и даже условную запись их строения. Такая схема называется диаграммой цветка, а условная запись состава цветка – его формулой.
ЗАДАНИЕ 7 СЛАЙД 15 - 16
Чашелистики принято отмечать буквой «Ч» и вот таким значком на диаграмме.
Лепестки обозначаются буквой «Л» и вот таким значком.
Тычинки – буква «Т».
Теперь отметим пестик – «П». Фигура, изображающая пестик на схеме, соответствует тому, сколько гнезд с семязачатками в нем находится.
Составляя формулу цветка, мы будем записывать все его части, двигаясь к центру: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик. После каждой буквы ставим маленькую цифру – индекс. Она обозначает количество членов каждого круга.


Смотрите! Перед вами на картинке подорожник. Вы думаете, что его колосок, который поднимается над листьями на длинной ножке, – это цветок?
Нет! Верно. Это не цветок, а соцветие.
Что такое соцветия?
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

ЗАДАНИЕ 8 СЛАЙД 18
Как же устроены соцветия?
В каждом соцветии можно выделить главную ось.
А в некоторых соцветиях есть и боковые оси. Соцветия бывают простыми и сложными.
Если цветки расположены на главной оси, то это значит, что перед нами простое соцветие.
Если они находятся на боковых осях, то соцветие – сложное.



В чем заключается биологическое значение соцветий?
Мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся лучше заметными,
дают больше пыльцы и нектара и этим сильнее привлекают насекомых, переносящих пыльцу с цветка на цветок.

ЗАДАНИЕ 9 СЛАЙД 20 – 29 (ПОКАЗЫВЮТСЯ КАРТОЧКИ)
Затем проверка правильности выполнения задания.
Это простое соцветие называется «кисть», именно такое соцветие у ландыша.

Это простое соцветие называется "колос". Именно такое соцветие имеет подорожник.

Вот соцветие «зонтик». У примулы именно такое соцветие.

Теперь посмотрите на «корзинку». Можно встретить много растений, имеющих именно такое соцветие, например подсолнух.

А вот головка. Она похожа на початок, но основная ось более короткая и мясистая. Такое соцветие у клевера.

А это початок. Такое соцветие можно увидеть у кукурузы.

А вот метелка – соцветие овса и сирени.

Это сложный колос. Его вы можете увидеть у ржи и пшеницы.

Вот сложный зонтик (у моркови, петрушки и борщевика Сосновского).

ЗАДАНИЕ 9

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ВСТАВЛЯЯ НАЗВАНИЯ СОЦВЕТИЙ


1


2


3


4


5


6


7


8


9


















А – СЛОЖНЫЙ КОЛОС
Б – ЗОНТИК
В – ПОЧАТОК
Г – КИСТЬ
Д – ПРОСТОЙ КОЛОС
Е – ГОЛОВКА
Ж – СЛОЖНЫЙ ЗОНТИК
З – МЕТЕЛКА
И - КОРЗИНКА

ЗАДАНИЕ 10 СЛАЙД 30 ЗАДАНИЕ У ДОСКИ И НА МЕСТАХ
Для каждого растения выберите нужные характеристики и занесите в таблицу соответствующие им цифры.

Цветение:
происходит ранней весной;
происходит в конце весны;
происходит летом.

Очень часто красотой цветов и соцветий определяется эстетическая роль их в жизни человека. Восторг, очарование, трепет, нежность... - вот те немногие эпитеты, которые отражают наше отношение к ним. Цветы вдохновляют, помогают людям выражать чувства и отношение к окружающей природе и друг к другу.

Часть урока, посвященная изобразительному искусству
СЛАЙД 31
На интерактивной доске цитата Клода Моне «Тому, что я стал художником, я обязан цветам». После чего демонстрируются репродукции его картин «Сирень на солнце», «Подсолнухи».

СЛАЙДЫ 32-34
Перед вами картины французского художника-импрессиониста Клода Моне. Но это моя вам подсказка.

А теперь вы мне назовите имена художников, чьи картины будут представлены на доске.
СЛАЙДЫ 35-38
Итак. Кому принадлежит натюрморт «Сирень»?
- Натюрморт «Сирень» принадлежит перу Петра Кончаловского.
- «Клубника и белый кувшин»?
- Ивану Ивановичу Машкову.
- «Цветы»?
- Мартиросу Сарьяну.
- «После дождя»?
- А.М. Герасимову
Все верно. А скажите мне, в каких видах изоискусства мы чаще всего встречаем изображения растений и цветов?
- В натюрморте, пейзаже.

Да, лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создает ему объем, возможно, приближение к натуре. Но эти работы относятся к станковым, т.е. для обозрения, выставок. В задачу же орнамента входит украшение бытовых изделий (утвари, белья, иллюстрирование художественных произведений и т.д.). Основную роль играет сам предмет, который, благодаря орнаменту, становится красивым, индивидуальным, декоративным.
На доске проходит демонстрация росписи подносов из Жостова, дымковской игрушки, разделочной доски. СЛАЙДЫ 39-44

Учитель обращает внимание детей на представленный натюрморт, состоящий из самовара, разделочной доски и плошек с хохломской росписью.
- Взгляните, чем отличается изображение растений и цветов на этих предметах от настоящих?
Ответ ученика: цветы здесь стилизированы, упрощены.
- Правильно.
Учитель подходит к таблице «Стилизированное изображение цветов».
- А что же составляет орнамент? Как называется чередование одинаковых элементов или групп элементов?
- Раппорт.

- Взгляните на таблицу «Растительный орнамент в круге». Как называется правильное взаиморасположение различных деталей в рисунке?
- Композиция.

Практическая работа учащихся.
Вводный инструктаж учителя:
- На розданных вам шаблонах разных бытовых предметов (блюдо, чайник, доска разделочная) составьте эскиз росписи применяя растительный орнамент. Орнамент в круге.
Учащиеся приступают к работе.
Звучит музыка.
Слова учителя:
- Звучит музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893гг.). Он родился в городе Воткинске на Урале. Написал множество музыкальных произведений. И среди 12 фортепианных пьес «Времена года» вот эта пьеса названа «Апрель».
В процессе работы учащихся учитель контролирует, помогает советом, демонстрирует начальное правильное и неточное построение композиций отдельных учеников.
Готовые работы вывешиваются на магнитной доске, оцениваются самими учениками и учителем.

В конце урока демонстрируется видеоклип на песню Ю.Антонова «Не рвите Цветы».

- Ребята, сегодня мы с вами провели необычный урок, очень плодотворно поработали. Но на этом наш разговор об удивительном мире цветов не окончен, его мы будем продолжать на следующих уроках. А сейчас нам хотелось бы от вас услышать, что вам понравилось на сегодняшнем уроке.
СЛАЙД 45
- Нам с вами было очень приятно работать, спасибо всем за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.

























ЗАДАНИЕ 9

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ВСТАВЛЯЯ НАЗВАНИЯ СОЦВЕТИЙ



1


2


3


4


5


6


7


8


9























А – СЛОЖНЫЙ КОЛОС
Б – ЗОНТИК
В – ПОЧАТОК
Г – КИСТЬ
Д – ПРОСТОЙ КОЛОС
Е – ГОЛОВКА
Ж – СЛОЖНЫЙ ЗОНТИК
З – МЕТЕЛКА
И - КОРЗИНКА

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАДАНИЕ 9

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ВСТАВЛЯЯ НАЗВАНИЯ СОЦВЕТИЙ



1


2


3


4


5


6


7


8


9























А – СЛОЖНЫЙ КОЛОС
Б – ЗОНТИК
В – ПОЧАТОК
Г – КИСТЬ
Д – ПРОСТОЙ КОЛОС
Е – ГОЛОВКА
Ж – СЛОЖНЫЙ ЗОНТИК
З – МЕТЕЛКА
И - КОРЗИНКА


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415