Разработки уроков по русскому языку на тему: Этот загадочный Гоголь, Остап и Андрей.Нравы и обычаи Запорожской Сечи, Удаль, самоотверженность Т.Бульбы, А.С. Пушкин.Станционный смотритель, В.Т. Короленко.Мир обездоленных в расказе

Разработала
Учитель ОШ № 13 города Тореза
Котова Анжела Леонидовна

Литература и кино, живопись и театр формируют отношение человека к действительности, к себе и лишь косвенно, опосредствованно через это – поведение и поступки.
Задача учителя – увлечь учащегося чтением художественных произведений, познакомить с миром литературных героев, научить чувствовать чужую боль, сопереживать, уметь самостоятельно и креативно мыслить, сопоставлять ситуации из литературных произведений с жизненными.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию уроки, которые могут увлечь учащихся, дать им возможность проверить свои знания, проявить творческие способности.
Именно от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих и сложных проблем бытия.
Я разработала разнообразные по форме и содержанию уроки.
Мои разработки помогут сделать уроки более интересными, насыщенными и увлекательными.





Урок- путешествие
Этот загадочный Гоголь
Цель: познакомить учащихся с личностью Гоголя, миром его героев;
показать, как писатель отображает обычаи украинского наро-
да в своих произведениях; развивать художественное видение,
воображение; расширять кругозор учащихся, совершенствовать
связную устную речь; воспитывать интерес к различным
произведениям искусства, интерес к творчеству писателя.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Ход урока
Сегодня у нас необычный вечер. Мы попробуем проследить творческий и жизненный путь великого классика русской литературы И. В. Гоголя.
Давайте повернем время вспять на много лет назад (Вед. переводит стрелки циферблата назад. Звучит мелодия украинской народной песни)
1 ученик.
20 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочины Миргородского уезда, Полтавской губернии родился маленький Николай
Пяти лет от роду Николенька вздумал писать стихи. Никто не понимал, какого рода стихи он писал. Известный литератор В. В. Капнист, заехав однажды к отцу Гоголя, застал его пятилетнего сына за пером. Обратившись к домашним Гоголя, он сказал: «Из него будет большой талант».
2 ученик.
Говоря об Украине, люди разных стран мира вспоминают
Н. В. Гоголя. Рано появилось в нем желание собирать и записывать памятники народного творчества.
Он писал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Я не могу жить без песен.»
Сценка (отрывок «Вечера на хуторе близ Диканьки» Знаете ли вы украинскую ночь)
3 ученик.
Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. Его появление в лицее запомнилось однокашникам как комическое зрелище . Невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения, никому не поверяя своих сердечных тайн. Его затворничество кончилось, когда в гимназии открылся театр .
Сценка (отрывок «Ночь перед Рождеством» Монолог Оксаны перед зеркалом)
4 ученик.
Гоголь окончил гимназию.


Николай Гоголь-Яновский, коллежского асессора Василия Афанасьевича сын, поступивший 1 мая 1821 года в гимназию высших наук кн.Безбородко, окончил в оной полный курс учения в июне месяце 1828г, при поведении очень хорошем, с следующими в науках успехами:
- в законе Божьем – с очень хорошими,
- в нравственной философии с очень хорошими,
- в логике с очень хорошими,
- в российской словесности с очень хорошими,
- в правах: римском с очень хорошими, в российском, гражданском с очень хорошими, в уголовном с очень хорошими,
- в чистой математике с средственными,
- в физике и началах химии с хорошими,
- в естественной истории с превосходными,
- в технологии, в военных науках с очень хорошими,
- в географии всеобщей и российской с хорошими,
- в истории всеобщей с очень хорошими,
- в языках: латинском с хорошими, в немецком с превосходными, в французском с очень хорошими, в греческом (нет отметки), и по окончательном испытании конференции гимназии удостоен звания студента и г.министром утвержден в праве на чин 14-го класса, при вступлении в гражданскую службу, с освобождением его от испытания для: производства в высшие чины, и при вступлении в военную службу через шесть месяцев, в нижних званиях, на чин офицера, хотя бы в полку, в котором принят будет, на тот раз и вакансии не было. В засвидетельствование чего и дан ему, Гоголю-Яновскому, сей аттестат от конференции гимназии высших наук кн.Безбородко, за надлежащим подписанием и с приложением казенной печати.


ПОДПИСЬ (Нежин 1829г. Января 25 дня.)
1 ученик.
По окончании Гоголь решил ехать в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» написанная, очевидно, еще в гимназии встречает убийственные отклики рецензентов. Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню.
Все это заставляет его внезапно уехать из Петербурга в Германию.
Сценка (отрывок «Ночь перед Рождеством». Разговор Вакулы с Оксаной).
2 ученик.
По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю, наконец удается определиться на службу. Гоголь продолжает писать. Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Сценка (отрывок «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
3 ученик.
1834-1835год. Гоголь активно публиковался. Писал. Над эпопеей о Тарасе Бульбе и его сыновьях писатель работал долго: начал, вероятно, в 1833 году, в 1835-м повесть увидела свет.
Сценка (отрывок «Тарас Бульба» речь Тараса)
4 ученик.
Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом. Глубокая внутренняя комфортность (как в «Тарасе Бульбе»).
Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», который ставится на сцене театра.
Сценка (отрывок «Ревизор» «Над чем смеетесь»)
Но зрители не поняли его. Гоголь был сердит на зрителей, на себя самого. Душа требовала уединения, хотелось убежать .
1836-1839г. Гоголь провел за границей.
1 ученик.
Известие о смерти Пушкина сильно подействовало на Гоголя. Он говорил своему другу: «Ты знаешь, как я люблю свою мать, но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше»
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет
2 ученик.
1839-1840г. Гоголь снова в России. Пробует писать «Мертвые души»
Сценка «отрывок «Мертвые души» Характеристика Манилова, Плюшкина)
1840-1841г. снова за границей.
1841-1842г. Привозит 1-й том «Мертвых душ». Отдает рукопись в печать и снова заграничные скитания: путешествие к «святым местам», Россия, Одесса. К этому времени здоровье Николая Васильевича пошатнулось. После выхода 1-го тома «Мертвых душ» работа над 2-м томом протекала особенно напряженно и мучительно. Он сжигает рукопись, снова ее восстанавливает.
3 ученик.
1848г. Гоголь вернулся к себе в усадьбу. Последние годы своей жизни работал над 2-м томом «Мертвых душ»
В ночь с 11 на 12 февраля, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает 2-ой том. Через несколько дней, утром 21 февраля 1852г он умирает.
(звучит тихая музыка)

4 ученик.
Гоголь умер
– Какую русскую душу не потрясут эти два слова?
- Он умер
Это к нему в полной мере применимы слова Пушкина:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Свидетельство тому – празднование .-летия
со дня рождения Н. В. Гоголя.





















Тема: Остап и Андрей. Нравы и обычаи Запорожской сечи.

Цель: сделать сравнительную характеристику двух братьев; ознакомиться с условиями новой для Остапа и Андрея жизни; помочь учащимся понять поступки героев; развивать жизненную компетентность учащихся, умение анализировать и выделять главное в уроке, развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к изучаемому произведению.

Оборудование: тексты повести; иллюстрации к ней.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Ход урока

І. Актуализация опорных знаний учащихся.
- вступительное слово учителя (работа с кроссвордом)






2
Т
а
р
а
с














7
и
с
п
ы
т
а
н
и
е











5
А
н
д
р
и
й













4
О
с
т
а
п











1
п
о
в
е
с
т
ь








3
и
н
т
е
р
ь
е
р





6
З
а
п
о
р
о
ж
с
к
а
я

с
е
ч
ь



1. По характеру развития действий сложнее рассказа, по менее развернут, чем роман (повесть).
2. Как зовут главного героя повести? (Тарас Бульба)
3. Читая первых 2-ве главы, что помогает нам лучше представить особенности исторического времени, понять характер героя? (интерьер)
4. Как звали старшего сына Тараса Бульбы? (Остап)
5. Как звали младшего сына Тараса Бульбы? (Андрий)
6. Что станет домом для Остапа и Андрия, а также для тех, кто приехал с ними? (Запорожская Сечь)
7. Что ждет впереди наших героев? (испытания)
Обратите внимание на кроссворд. Какое ключевое слово появилось там? – СЫНОВЬЯ

ІІ. Объявление темы и целей урока (запись в тетрадях)
Какова тема нашего урока? Цели урока?
- Судьба Остапа и Андрия (озвучиваю цели)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности школьников.
- вступительное слово учителя
Тарас Бульба герой, и его мужество проявляется не только на поле брани. Он – атаман, он – отец, духовный батько целого полка запорожцев. Он приводит на сечь своих детей, чтобы обучить трудной науке – боевому товариществу. Какие же его сыновья?

IV. Восприятие учащихся учебного материала. (стремясь закрепить в сознании учащихся прием противопоставления, начнем урок о судьбе двух братьев с описания их смерти.
1 ученик: читает сцену смерти Андрия.
2 ученик: читает сцену смерти Остапа.
Вывод: противоположны.

Работа у доски (ассоциативный куст). Учащиеся разбиваются на 6 групп.
1-2 группы – записывают существительные, которые характеризуют Остапа и Андрия; 3-4 группы – прилагательные; 5-6 группы – глаголы.

1. Задания учащимся по группам.
1 группа.
- Каким мы видим Остапа?
Рассказать об Остапе, выделив основные моменты жизни. (Вывод)
2 группа.
- Каким мы видим в Андрия?
Рассказать об Андрие, отметив важные для формирования личности черты характера (Вывод)( По вопросам: 1. Остап и Андрий в родительском доме; 2. Годы обучения; 3. Жизнь на сечи. 4. Постижение военной науки.)
3 группа.
Написать письмо. Письмо-раскаяние Андрия к своему отцу.
4 группа
Сочинить стихотворение, прославляющее Остапа (Ф.минутка)

Выступление учащихся по группам.

1 группа: Выступление учащихся
Вывод записывается в тетрадях.
2 группа: Выступление учащихся.
Вывод записывается в тетрадях.


Остап. Вывод: Остап мог повторить военный путь своего отца. Остап – верный сын родины. Любовь к отчизне помогает ему вынести страшные пытки. Он гибнет как истинно прекрасный человек.

Андрий.Вывод: Андрий, младший сын Тараса Бульбы, по характеру являет собой полную противоположность своему брату. Андрий – враг запорожцам, он изменил родине. Он гибнет бесславно, «как подлая собака». Но «чем бы не казак был?» - восклицал Тарас Бульба.
3 группа: Чтение письма, обсуждение. Никогда в жизни не бывает, говорит учитель, чтобы человек неожиданно становился героем, совершал подвиги или становился предателем. Всегда существуют какие-то истоки, предпосылки в обстоятельствах жизни, в характерах: поэтому очень важно, как формируется характер, чем живет человек, что для него главное в жизни. В Андрии много неустойчивого, меняющегося. Он прежде всего думает только о себе.
4 группа: Чтение стихотворения.
- Остап «никогда ни в каком случае не выдавал своих товарищей»

V. Подведение итого урока.

Игра «Брейн-ринг»
(вызываются 2 ученика. В течение одной минуты пытаются доказать классу, что каждый из братьев заслуживает уважения и понимания)

VI. Домашнее задание
Стих-ние кто сможет.( творческая группа )
Выучить наизусть фрагмент из 9-й главы – речь Тараса Бульбы о товариществе (от слов: «Нет уз святее товарищества» до слов: «Нет, так любить никто не может») Составить план сравнительной характеристики братьев. Записать вывод в тетрадь.
Тема: Удаль, самоотверженность Тараса Бульбы и его сподвижников.

Цель: помочь учащимся увидеть в батальных сценах бесстрашие казаков, оптимизм, заключенный в стремлениях героев сделать свободной свою землю; продемонстрировать связь текста с украинскими народными думами; развивать умение находить и выделять главное в уроке; воспитывать уважение к героям произведения.
Оборудование: тексты повести; иллюстрации к ней.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Ход урока

Наука убивать – кровавая наука;
но если враг глумиться над тобой,
над женщиной, ребенком – эта мука
ведет казаков на священный бой.
Ж. Пилипенко.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Вступительное слово учителя. О ком эти слова? «Нет из вас никого, равного ему в доблести!»
Это слова Бовдюга о Тарасе Бульбе.
Действительно, в образе Тараса Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к родине, готовность на подвиг, верность товариществу, широту души.

II. Объявление темы и целей урока (запись в тетрадях)
Урок наш посвящен главному герою повести Тарасу Бульбе. Запишите в тетрадях чего вы ждете от этого урока. (записывают)
Каковы цели нашего урока (учащиеся отвечают)
III. Восприятие учащихся учебного материала.
1. Давайте совершим с вами небольшое путешествие во времени. Мы отправимся туда, где сейчас находятся главные герои повести.
- Да на Запорожскую Сечь: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»
Главный закон Сечи – верность товариществу. Суровые наказания и казни справедливы (жестокость оправдана временем), потому, что направлены против тех, кто нарушил этот закон. (Выходит ученик в образе Тараса и читает речь (9 глава), которая ярче всего выражает главную идею Сечи).
- Чем дорог и близок нам Тарас Бульба? (Работа по группам)
1 группа.
Составить цитатный план, раскрывающий наиболее важные черты личности Тараса:
2 группа.
На кого из былинных богатырей похож Бульба?
3 группа.
О чем думал каждый казак, выпивая за славу свою и всех христиан? (ф.минутка)

Выступление учащихся по группам.
1 группа.
- «Нет уз святее товарищества! Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле.
Не было таких товарищей».
- «Нет из вас никого, равного ему в доблести».
Вывод: 1 2 тезисы говорят о верности Тараса товариществу, львиной храбрости, его таланте полководца и предусмотрительности.
- « так любить, как русская душа Нет, так любить никто не может!»
Вывод: Этот тезис показывает не только Тараса – патриота, но и Тараса – отца, всю глубину, всю силу его отцовского чувства.
2 и 3 группы. (произвольные ответы учащихся)
- Как вы думаете, кто больше рисковал жизнью – те, кто бросился вслед за татарами, или те, кто остался?
Все, кто остался, не ушел догонять татар, все до конца испили смертную чашу. Остапу предстояла казнь, Бульбе предстояло испытание видеть казнь сына. Лютую смерть приготовили ляхи Тарасу.
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила. Которая пересилила русскую силу!»

IV. Подведение итогов урока.
- Как погиб Тарас Бульба! (12 глава от слов: Четыре дня бились и боролись казаки» до конца абзаца.
- (Учитель показывает казацкую люльку Тараса.) Вот что от него осталось.
Для чего Гоголь изобразил эту деталь?
Потому что она приобретает значение эпического символа.
Выражаясь словами Гоголя, в запорожском быту люлька была неразлучной спутницей казака на море и на суше, в походах и дома. Это значение люльки передают предания.
Тарас Бульба – человек с огромным сердцем и неизмеримо глубокой душой. Давайте и мы попробуем подарить Тарасу частичку своего сердца.
У вас на партах маленькие сердца. На доске портрет Тараса Бульбы. Напишите на сердце послание Тарасу и прикрепите его к портрету.
А теперь вернемся к рабочим тетрадям. В начале урока вы записывали чего ждали от этого урока, а теперь запишите оправдались ли ваши надежды.


V. Домашнее задание.
Написать сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на одну из тем: (задание по группам)
1 (а) «Остап Бульба – настоящий казак, гордость Тараса Бульбы.»
2 (б) «Тарас Бульба - воплощение образа истинного борца за независимость родины.»

Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Драматизм судьбы героини. Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга.


Цель: работать над анализом произведения; дать оценку поступкам героини; развивать творческие способности; воспитывать чувство сострадания, сопереживания..
Оборудование: тексты повести; иллюстрации к ней.

Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Ход урока

Человек рожден для счастья,
Как птица для полета.
В. Короленко

I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа.
Почему мы не остаемся равнодушными, читая о Самсоне Вырине?
Что трогает нас во всей этой истории?
(Взаимопроверка текста. Работа в парах. Учащиеся поворачиваются друг к другу и, задавая вопросы по повести «Станционный смотритель», отвечают на них)

II. Мотивация учебной деятельности школьников.
- вступительное слово учителя.
- Ребята! Мне в руки случайно попало вот это письмо. (Звучит тихая музыка, а учитель читает письмо)
Вот это письмо:
Прости свою дочь неразумную, батюшка. Вот я, твоя грешная Дуня. А в чем мой грех? Может быть в том, что хотела быть счастлива? А может в том, что полюбила? Ты, батюшка, моя радость и моя отрада.
Ты самое лучшее, что было у меня. Ты мне и матушка и няня и подруга, ты мой светлый луч. Но я грешна. Я полюбила. Любовь слепа И я ослепла. Я, которая была частичкой твоего сердца, слепо вырвалась из него и тлеющей искоркой полетела в свет, полный интриг, зависти и униженья. Но слепцы глупы. И в этом их грех
Прости свою Дуню если сможешь, батюшка.

- Как вы думаете, кто написал его? Кому оно адресовано?
- Действительно! Оно адресовано Самсону Вырину. Что толкнуло Дуню на этот шаг? Отчаянье? Чувство вины?...

III. Объявление темы и целей урока.
Об этом мы узнаем на протяжении нашего урока. (учащиеся определяют тему и цели урока. Записывают в тетрадь)

IV. Восприятие учащимися учебного материала.
- Беседа (дополнительно)
1. Когда мы впервые видим Дуню?
2. Чем она нравиться проезжающим, которые на некоторое время задерживаются в доме смотрителя?
3. Чем заканчивается повесть?
(подвести учащихся к тому, что Дуня лежала на могиле своего отца и плакала, никого не стесняясь. Как это называется? РАСКАЯНИЕ)
Сенкан
раскаянье;
заботливая, трудолюбивая любознательная;
любила. Верила, мечтала;
испытывала чувство ответственности за судьбу отца;
исповедь у могилы, раскаянье.
(подведение итого. После учащиеся определяются как будут работать дальше: по группам, индивидуально или в парах)
- А сейчас попробуем составить более полную характеристику Дуни.
1 группа. (работа с учебником)
Составить цитатную характеристику.
2 группа. Какие вопросы вы задали бы главной героине?
3 группа.
Какие вопросы задал бы Дуне Минский?
4 группа.
Какие вопросы задал бы Дуне ее отец? (при условии что встреча состоялась)
РАБОТА В ПАРЕ ( придумать свой конец повести со слов «Наконец к вечеру приехал ямщик один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром»)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. (2 учащихся попытаются назвать плюсы и минусы главной героини)
Физ. минутка.
- Выступление учащихся.
1 группа. (цитатная характеристика Дуни)
2 группа. (учитель вызывает учащуюся, которая, «играя Дуню», будет отвечать на вопросы)
3 группа и 4 группа (аналогично)
Индивидуальная работа. Учащиеся называют плюсы и минусы Дуни (чаша весов)
Перед вами весы. У каждого из вас на парте лежит маленький шарик. На весах плюс и минус. Подумайте Кто оправдывает нашу героиню – кладет шарик на плюс. И наоборот. Делаем вывод.
- В чем драматизм судьбы Дуни?
Ее не бросили, не обманули. Она богата, счастлива, имеет детей, живет барыней Но нет!...
Конец повести печальный, нет в нем радости.
Почему?... Почему все так!... Может быть, она стеснялась своего отца. А может, зависела от мужа? Но то, что Дуня думала об отце, страдала это точно, она ведь приехала. Была на кладбище.
А если бы на ее месте были вы? Какой урок вынесли для себя? (Запись в тетрадь, озвучивание. Обратить внимание на эпиграф)
А может можно было что-то изменить в судьбе героев? Но как?
Работа в паре (учащиеся записывают придуманный конец повести. Класс сравнивает. Анализирует, делает выводы)

V. Подведение итогов урока. (творческое задание)
На доске висит чистый лист бумаги. У вас на парте кисточки и краски. Ваша задача заполнить этот лист бумаги. Изобразить тот цвет, который соответствует вашему настроению после прочтения повести.( обсуждение )

VI. Домашнее задание.
1 группа. Раскрыть связь идеи повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне.
2 группа. В чем заключается гуманизм повести?
3 группа. (творческая) составить стихотворение на тему: «Мой Пушкин»



















Тема: В.Т. Короленко. Мир обездоленных в рассказе «В дурном обществе». Знакомство с героем. Вася и Отец.

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя; показать жизнь обездоленных в Княж-городке, помочь осмыслить отношения, сложившиеся у Васи с отцом после смерти матери; развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно анализировать и делать выводы; воспитывать любознательность.
Оборудование:учебники; наглядный материал, творческие задания.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Ход урока

Каждый идет своей дорожкой, и кто знает может быть, это и хорошо

Актуализация опорных знаний учащихся (приветствие)

Постановка целей и задач урока.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему.
Вопрос
Какие цели на этом уроке мы можем себе поставить? (отвечают и записывают в тетрадь)
Обратите внимание на эпиграф (читают самостоятельно в слух) мы еще вернемся к нему позже. А сейчас (стук в дверь) Входит ученик в образе В. Короленко и рассказывает «свою биографию»
- Когда умер писатель? (1921г)

III. Работа над темой урока.
- Диктант викторина.
1. Год рождения Короленко (1853г)
2. Кем был его отец? (уездный судья)
3. В каком городе Короленко поступил в реальную гимназию? (г.Ровно)
4. В каком году В. Короленко поступил в Технический институт? (в 1871г.)
5. Где прожил последние годы своей жизни Короленко? (в Полтаве)
6. В каком году умер писатель? (в 1921г)
- Обмениваемся тетрадями и проверяем. Ответы на доске. Выставляем оценки. Один ответ 2 балла.)
- Вступительное слово учителя. Детские воспоминания писателя о тяжелой жизни бедняков легли в основу рассказа «В дурном обществе».
Сл. Работа. А что же значит это слово – общество? (зачитывает ученик)
Общество – собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями.
Посмотрите на доску. Вот это слово. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в нашем обществе? (Коллективная работа)
О – тветственность (обходительность)
Б – лагоразумие (бдительность)
Щ – едрость
Е – стественость
С – держанность
Т – ерпимость (трудолюб, творческ)
В – заимовыручка (взаимопонимание)
О – ткровенность (открытым)

А вот почему наш рассказ называется «В дурном обществе» это мы выясним в ходе его детального изучения. (Физ.минутка)
- Беседа с учащимися.
Что можно сказать о жизни в Княж-городке, если его «лучшим украшением» было здание тюрьмы? (работа с книгой. Найти и выписать в тетрадь прилагательные, с помощью которых автор описывает город. «Сонные заплесневевшие пруды»; «серые заборы»; «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»; мост «точно дряхлый старик»; ребята «ползающие в уличной пыли»)
Какие чувства испытываете вы, читая эти строки? А вам хотелось бы жить в таком городе? Первым жителем этого города, с которым мы сегодня познакомимся, есть Вася. Кто это?
Почему Вася оказался одиноким в своей семье?
- Работа по группам
1 группа, 2 группа. Перед вами цитаты взятые из текста. Ваша задача распределить их в нужной последовательности и заполнить таблицу на доске.
ОТЕЦ СЫН
ВАСЯ СОНЯ
3 группа. Обобщающая беседа. Ответить на вопросы (учитель дает вопросы учащимся) и сделать вывод.
Вопросы:
Почему Вася чувствовал себя одиноким в семье?
Как относился отец к сыну? Почему?
Страдал ли Вася из-за такого отношения?
Были ли моменты, когда Вася пытался сделать шаг навстречу отцу? Чем заканчивались эти попытки?
Какие чувства вызывает у вас Вася? Жаль ли вам его? (подтвердить цитатами из текста.
4 группа. Творческая группа (подумать. Можно ли изменить взаимоотношения между сыном и отцом? Как?)

IV. Итог урока.
Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочитаем. Можно его применить к нашим героям?
Как вы думаете, почему в рассказе нет портрета Васи?
Давайте попробуем составить словесный портрет Васи?
Влияет ли общество на формирование личности?
(Бедность их делает изгоями жизни. Для богатых они никто.
Они лишь существуют. Поэтому обречены на прозябание и нищен-
ское существование, без всякой возможности на достойное развитие и образование.)
V.Домашнее задание.
1.Сравнительная характеристика девочек.
2.Выразительное чтение понравившегося эпизода.
3.Сочинение- рассуждение.( Мое отношение к прочитанному)











Тема: Искусство быть волшебником. Новелла О’Генри «Дары Волхвов»

Цель: ознакомить учащихся с новеллой О’Генри «Дары Волхвов»; показать моральную ценность поступков героев, их самоотверженной любви; развивать умение креативно мыслить; воспитывать чувство уважения друг к другу.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Ход урока

Как песчинки с мокрой твоей кожи
Тихо переходят на мою,
Наши души переходят тоже
Я уже свою не узнаю.

I. Актуализация опорных знаний учащихся.
Сл. Работа.
Новелла – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу.
Чаше всего в новелле изображаются один-два эпизода из жизни одного или нескольких лиц. Отличие новеллы состоит в том, что это произведение с острым, захватывающим сюжетом.

II. Объявление темы и целей урока.
Записать тему урока и сформулировать цели урока. Тема зашифрована (собери).
5 1 16 3 14 11 21 3 14 3
Д А Р Ы В О Л Х В О В

III. Восприятие учащимися учебного материала.
- Слово учителя.
Когда в марте 1895 г. Сидни Портера отстранили от работы. В семье наступили трудные времена В кармане у Портера были лишь прекрасные часы – подарок президента банка. В один прекрасный день Портер посмотрел на часы и сказал жене, что через час у них будут деньги. Его жена Атолл тоже думала о том, где достать денег. Она подумала о том, что проблему поможет решить парикмахерская - решила пожертвовать своими волосами, ведь у нее они так быстро растут. Что напомнила вам эта история из жизни писателя?
- Действительно «Дары волхвов»
Сл. Работа.
Волхв – чародей, колдун; дар – подарок, пожертвование; способность талант.
Время действия – канун Рождества. О чем эта новелла?
Герои пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами . Так могли поступить люди с огромным сердцем в груди.
Вот таким огромным
(учитель показывает сердце, сделанное из бумаги). А что на нем написано. (читает и вешает на доску.) Эпиграф к уроку. Подходит он к нашим героям? Давайте попробуем разобраться.
- Работа по учебнику.
1. Кто такие Дела и Джим?
2. Какие два сокровища были у четы Джеймс Диллингхем Юнг? (зачитать)
3. Как автор описывает волосы Деллы? (зачитать)
4. Для чего Деле и Джиму понадобились деньги?
5. Как по-вашему, почему Дела истратила деньги на цепочку, а не на более существенную вещь? (она приобретает именно ту, у которой два качества – скромность и достоинство)
Ф. Минутка.
И вот дела снова дома.
1. Почему, услышав, что муж пришел, она побледнела?
2. Прочитайте текст от слов: «Дверь отворилась.» и до конца следующего абзаца.
3. Прочитайте в лицах диалог. Прокомментируйте его.
4. Какие изменения произошли с героями после предъявления подарков?
5. По-вашему, какое слово наилучшим образом характеризует поступки героев: подарок, пожертвование, любовь, способность, талант?
6. Чему, как вам кажется, можно поучиться у героев этой новеллы?
- Вернемся к нашему сердцу. Если бы вам пришлось встретиться с героями новеллы, чтобы вы им пожелали. У вас на парте листочки. Напишите пожелания нашим влюбленным. Учащиеся пишут, зачитывают и оставляют пожелания в кармане, который находится на сердце (сердце висит на доске)

IV. Подведение итогов урока.
Какой вывод можно сделать после изучения этой новеллы?
(учащиеся записывают в тетрадь, зачитывают)
Вывод: жизнь утратит свою привлекательность и смысл, если кого-то из них вдруг не станет рядом.

V. Домашнее задание.
Творческое задание
Представьте, как сложиться жизнь Джима и Деллы через 10 лет.
Подготовить иллюстрации к новелле «Дары Волхвов»