Конспект по окружающему миру Что такое почва


Тема урока: Что такое почва.
Цели:
формировать у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, электронная презентация
Ход урока
1.Организационный момент.
-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же. Мы не привыкли отступать, Нам расколоть его поможет. Стремленье вечно познавать.

2. Актуализация знаний .

- Сейчас проверим домашнее задание . Если вы правильно ответите на все вопросы, то получите оценку «5», допустите 1 ошибку, получите «4», 2 ошибки «3», а 3 ошибки – это уже «2», но надеюсь, что у вас такого не случится и вы все получите положительные оценки. Если же вы всё-таки плохо подготовились, то у вас есть возможность в течение урока её повысить.

Тест «Как разрушаются камни?»
1.Твёрдые тела при нагревании
А) сжимаются
Б) расширяются
В) лопаются

2.Твёрдые тела при охлаждении
А) сжимаются
Б) расширяются
В) лопаются

3.Что образуется в камнях из-за изменений температуры?
А) полоски
Б) глина
В) трещины

4.Что ещё играет роль в разрушении камней?
А) воздух, ветер, дождь
Б) Вода, ветер, растения
В) Вода, ветер, животные

5.Что образуется в результате разрушения камней?
А) песок и глина
Б) Слюда и гранит
В) глина и гранит

Проверка детьми своих работ(самоконтроль)
-Кто не допустил ошибок? Молодцы, 5.

3.Постановка проблемы.
-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их.
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

4.Открытие нового знания.
Учитель: Что мы называем почвой?
Работа в учебнике с.65
-Рассмотрите рисунок, прочитайте определение.
Запись определения в тетрадь с.
-Какое же её главное свойство?

-Что это значит , как вы думаете?

Чтение определения в толковом словаре

-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.

Практическая работа. Состав почвы.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
За правильные ответы ставить плюсики на листочках. (Дети сами, кому скажет учитель)
Если дети не могут сами сделать вывод, читаем постепенно текст учебника с.66
Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради.
(Дети делают запись в рабочих тетрадях)
Инструктаж по ТБ
-Все остальные опыты самостоятельно не проводить. К лабораторному столу подходить только после разрешения. Можно обжечься или порезаться стеклом.
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее)
Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем .Что произошло?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле,чтение вывода,запись в тетрадь)
. Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки.Можно это делать?
- Этого делать нельзя.Почему?(Вредный дым)
-Что нужно сделать, чтобы принести пользу?
-Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.
- Как же они там образуются? Как вы думаете?
-Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки.

2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли.
Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.
Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей
Экологический момент
-Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна.Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.
-Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот)
Выходят дети
-Полезное отодвинем налево, а вредное направо.
-Давайте предоставим им самим слово.
-Я - бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет.
-Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар.
-Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух.
-Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают.
-Правильно ли мы распределили?
5.Закрепление
Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.


Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Вывод: Что полезно и что вредно для почвы?
Василий Васильевич Докучаев замечательный русский учёный. Он создал науку о почвах- почвоведение. Слайд 10
- Объясните, почему Докучаев называл почву «живое- мёртвое»тело?
-Это домашнее задание. Запишем этот вопрос в тетрадь.
Подведение итогов
-О чём говорили на уроке?

-Что узнали нового?

-Что запомнилось?

-Чего вы никогда не будете делать?

-Что такое почва?

- Назовите её главное свойство.

-Из чего она состоит?
Выставление оценок

Подсчёт по листочкам с комментированием

Домашнее задание

-Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»

















ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

















проведён учителем
начальных классов
МОУ СОШ № 8
с.Ульяновка
Калугиной Л.А.

2008г










15