Профориентационная работа на уроках СБО как один из путей формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Профориентационная работа на уроках СБО как один из путей формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ильина Альбина Робертовна, учитель социально-бытовой ориентировки МКОУ «Каракулинская школа – интернат»
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Уровень их социальной адаптации является главным критерием в оценке труда педагогов интернатных учреждений.
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Особенно это касается детей-сирот, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях. Как правило, они в большинстве своём отстают в развитии от сверстников, обладают негативным социальным опытом, имеют искажённое представление о современных реалиях экономической ситуации.
Для воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании общеобразовательных учебных заведений.
Выпускники специальной (коррекционной) школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Поэтому профессиональное самоопределение данной категории детей осуществляется под руководством педагогов школы.
Социально-бытовая ориентировка - один из главных предметов коррекционного блока. Цель предмета - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных школ. Повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач, встающих перед выпускниками специальных школ. Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка» дает возможность учителю ознакомить обучающихся со многими профессиями, воспитывать интерес к ним. Ценность уроков социально-бытовой ориентировки в профориентационной работе состоит в том, что здесь воспитанники не только получают определенные знания, но и приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Перед учителем социально-бытовой ориентировки стоит задача так организовать работу, чтобы каждый обучающийся не только испытывал чувство радости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками, но чтобы это переросло в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.
Для умственно отсталого ребёнка характерна завышенная самооценка, не всегда соответствующая уровню возможностей. Одна из задач учителя СБО при изучении раздела «Трудоустройство» состоит в том, чтобы сформировать адекватную реакцию ученика на рекомендации педагогического коллектива.
Изучение тематического раздела «Трудоустройство», входящего в программу по СБО в 9 классе, предусматривает усвоение обучающимися следующих тем.
Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссии, отделы, бюро по трудоустройству молодёжи).
Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.
Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, резюме, объяснительная), правила их составления.Охрана труда несовершеннолетних (преимущество работы по трудовой книжке: социальные гарантии, трудовой стаж, совмещение учебы и работы)
В своей работе по профориентации на уроках СБО я использую следующие методы и приёмы:
Анкетирование в начале и в конце изучения раздела «Трудоустройство».
Тесты, помогающие определить склонности и интересы к той или иной профессии.
Ролевые игры: «Обращение к работодателю»; Я устраиваюсь на работу».
Игровые практикумы, деловая игра «Выбор профессии», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.
Использование на уроках кроссвордов, ребусов, презентаций.
Оформление стенда по профориентации в кабинете СБО.
Составление памяток (например, о чём надо помнить, когда впервые идёшь на работу; документы при трудоустройстве и т.д.)
Практические работы по составлению деловых бумаг.
Определение качеств личности, необходимых для выбранной профессии.
Тренинги («Расскажи о себе»; «Мой имидж»; «Телефонный разговор»)
Экскурсии на предприятия и учреждения (Центр занятости населения, почта, аптека, пекарня, банно-прачечный комбинат, магазин, автовокзал, рынок). Знакомство с профессиями и их профессионально важными качествами при изучении разных разделов:
«Одежда и обувь» – дизайнер, швея, портной, обувщик, сапожник.
«Жилище» - дизайнер, сантехник, слесарь, уборщица.
«Медицина» - медицинские профессии.
«Транспорт» - водитель, кондуктор, стюардесса, кассир.
«Питание» - повар, кондитер, диетолог.
«Торговля» - продавец, кассир, менеджер и т.д.
Обучающиеся не только знакомятся с профессиями, они как бы «примеряют» их на себя, пробуют себя в роли той или иной профессии.
Также ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:
Дисциплинированность (умение приходить на урок до звонка, готовить рабочее место, начинать и заканчивать работу вовремя, подчиняться требованиям учителя, в дальнейшем мастера.)
Ответственность (добросовестное и качественное выполнение всего объёма работы).
Тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем, с взрослыми).
Умение преодолевать трудности, добиваться цели и результата.
Умение работать в бригаде, распределять и выполнять определенные функции, быть многофункциональным, уметь выполнять любую операцию.
Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.
Программный материал по социально-бытовой ориентировке в целом и в частности раздел «Трудоустройство» помогает обучающимся 9 классов подготовиться к осознанному выбору профессии с учетом психофизических возможностей, склонностей и интересов. Освоенная на уроках выпускниками система знаний, необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжить обучение, трудоустроится на работу.
Таким образом, вся система коррекционно–педагогической работы на уроках СБО призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу и государству.
Литература
В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2010. - 247 с.
Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .- 192 с.
Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 302с.