Использование элементов логоритмики в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование элементов логоритмики в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реформирование системы коррекционного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре программы и к условиям ее реализации заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание и методы работы с детьми. Необходимо применять гибкие модели и технологии коррекционно – развивающего процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности. Возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами дома – интерната.
Мы работаем с умственно – отсталыми детьми, имеющими системные нарушения речевой функции различной степени тяжести, сложную структуру дефекта. Поэтому необходимо развивать и корригировать неречевые и речевые процессы у таких детей, т.е развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, координацию общих движений, тонкую и мимическую моторику; воспитывать чувство темпа и ритма, т.е. целенаправленно воздействовать на речевое развитие. В этом нам помогает логопедическая ритмика.
Известно, что у детей умственной отсталостью, имеющих сложную структуру дефекта, в ряде случаев речь практически не развивается. Однако чаще имеет место ограничение ее окончательного формирования и запаздывание развития понимания и использования речи в среднем на 35 лет. При этом ребенок понимает речь собеседника в основном с опорой на интонацию, жесты и мимические движения. Экспрессивная речь ограничивается отдельными используемыми в быту словами или короткими предложениями. В дальнейшем, в особенности под влиянием обучения, происходит развитие понимания и говорения. У детей удается выработать умение использовать свою речь в коммуникативных целях. В процессе общения дети научаются просить у сверстников или взрослых нужные им предметы, могут задавать вопросы.
Уровни развития коммуникативной стороны речи варьируют: одни дети могут принимать участие в простых беседах, другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые воспитанники никогда не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У малой части детей обнаруживается отсутствие потребности к общению.
Развитие у детей коммуникативных функций речи необходимое условие расширения их социальных связей. Для этого существуют различные варианты работы: развитие интереса к окружающему; накопление новых слов и овладение несложными фразами-клеше; создание ситуаций побуждения к высказываниям: спросить или попросить что-либо, задать определенные вопросы. Одним из продуктивных путей развития коммуникативной функции речи детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих сложную структуру дефекта является использование различных подходов и элементов логоритмики, т.е. использование триады: движение, музыка и речь.
Цель логопедической ритмики для детей со сложной структурой дефекта заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.  
Одним из приоритетных направлений работы с такими детьми является формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи, при этом распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности воспитанников. При разработке любого логоритмического занятия соблюдается главный принцип достижения эффективности в работе - индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами.
Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
Упражнения на развитие мимических мыщц. Коммуникативные игры и танцы.
Расширение активного словарного запаса.

Приведем некоторые упражнения, используемые на занятиях:
 
Пример 1. Мы идём по кругу.
Мы идём по кругу.                                           Маршировать по кругу.
По-смо-три.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,                                      Двигаться поскоками.
Меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок, скок, скок.
А потом, как аист,                                             Встать на одной ноге.
Встали – и молчок.
 
Пример 2. Опа-опа.
Опа-опа, оп, оп.                    Опа-опа – перекрещенными руками 
Опа-опа, хлоп, хлоп.            дотрагиваться ладонями до противоположных
Опа-опа, оп, оп.                    плеч.
Опа-опа, топ, топ.                 Оп, оп – хлопать по коленям.
Опа-опа, оп, оп.                    Хлоп-хлоп – хлопать в ладоши.
Опа-опа, стоп!                       Топ, топ – топать ногами.
Пример 3. Осень.
Капля – раз, капля – два.                        Идти медленно по кругу.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом                                     Идти ускоряя темп.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,                      Поднять руки над головой.
От дождя себя укрыли.                                    Сложить руки над головой.
 
Пример 4.Весна.
Капля – раз, капля – два,                        Идти медленно, притопывая.
Капля медленно сперва:
Капля – кап, кап, кап, кап, кап.    
Стали капли поспевать,                           Идти, притопывая, ускоряя темп.
Капля каплю догонять.
Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап.
 
 
Пример 5. Ветер.
Ветер по лесу летал –
         ф-ф-ф, ф-ф-ф.                         Качать поднятыми вверх руками.
И с деревьями играл –
         ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Ветви сильно раскачались –
         ух, ух!                                    Сильно качать руками.
И листочки испугались –
         ш ш                                Взмахивать кистями рук.
Задрожали, задрожали –
         ш-ш-ш, ш-ш-ш.                     Быстро взмахивать кистями рук.
Оторвались и упали – ах!              Плавно опускать руки.        
 
Пример 6.  Самомассаж.
Вот на улице мороз                                Точка между бровями.
Эй, потри скорее нос,                              Потереть пальцами нос.
Подбородок отогрей.                             Точка под нижней губой.
Улыбнулись все скорее!
И у глаз потрём дружнее                       Круговые движения у висков.
Веселее, веселее.
Ну-ка взялись все за уши,                       Массаж ушей.
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
 
Пример 7.Чистоговорка «Ч».
Чу-чу-чу – я зерно молочу.
Чу-чу-чу – жернова кручу.
Чу-чу-чу – муку получу.
Ач-ач-ач – испеку калач.
Чо-чо-чо – в печке горячо.
Ачики-ачики – вкусные калачики.
В результате использования логоритмики у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общаться со сверстниками и помогают нашим детям адаптироваться к условиям внешней среды.
15