Круглый стол «Эффективные инструменты личностного роста и саморазвития школьников»

Круглый стол «Эффективные инструменты личностного роста и саморазвития школьников»

Гуманистическое воспитание можно представить в виде двух компонентов, как воспитание гуманистически ориентирующее (то есть, ориентирующее обучающегося на гуманистические ценности) и как гуманистически ориентированное (то есть, ориентированное на учащегося как базовую для воспитателя ценность).
Следовательно, в цели воспитания должна быть отражена направленность педагога на развитие гуманистических ценностных ориентаций обучающегося, а также должно быть отражено ценностное отношение педагога к нему. На этом основании нельзя признать гуманистичной такую цель как формирование по какому-то стандарту воспитанности. Некоторые учащиеся, не смотря на усилия педагогов, не могут достичь этого стандарта - и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или особенностей своего физического или интеллектуального развития. Помимо этого, определение такого стандарта влечёт за собой сравнение воспитанников друг с другом («один лучше, другой хуже»), что также негуманистично – сравнивать необходимо не с другими, а только с самим собой, подчёркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в человеке за тот или иной промежуток времени.
Желательно избегать определения неконкретных целей гуманистического воспитания. К примеру, трудно понять, каково содержание «всестороннего развития личности учащегося». Сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этой цели или нет? Цели должны быть чёткими, а их достижение диагностируемо в вопросе воспитания личности.
Данная тема обсуждалась в рамках Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, где появилась идея – рассматривать в качестве цели и результата гуманистического воспитания личностный рост обучающегося.
Для определения этого понятия, обратим внимание на то, что личность принято рассматривать через её отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе – отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) или антиценностными (негативными). В таком случае личностный рост учащегося можно определить как развитие ценностного отношения к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
В этом случае возникает вопрос, какие именно объекты окружающей нас действительности признанны ценностями в нашем обществе и развитие каких ценностных отношений способствует личностному росту ребёнка?
Опираясь на мнение доктора педагогических наук В.А. Караковского можно представить структуру ценностей современного общества по возрастанию: человек, семья, Отечество, земля, мир, знания, труд, культура. Основополагающей ценностью гуманизма – является ценность Человека, которая складывается из ценности человека, как ценности своего собственного «Я» и как ценности другого человека. Развитие ценностного отношения обучающегося именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.
Ценностное отношение человека к миру – может проявляться в его ценностном отношении к Семье, выражающемся в уважении своих родителей, младших членов семьи, в поддержании семейных традиций, в гордости за свой род; ценностном отношении к Отечеству, выражающемся в гражданственности и патриотизме; ценностном отношении к Земле, выражающемся в любви к природе, бережном отношении к её богатствам; ценностном отношении к Миру, выражающемся в миротворчестве, неприятии насилия; ценностном отношении к Знаниям, выражающемся в любознательности; ценностном отношении к Труду, выражающемся в трудолюбии и стремлении к творчеству; ценностном отношении к Культуре, выражающемся в таком особом человеческом качестве как интеллигентность, противостоящем бескультурью, хамству, вандализму. Ценностное отношение обучающегося к другим людям может проявляться в милосердии, альтруизме; ценностном отношении к человеку как представителю иной расы, национальности, веры (3).
Ценностное отношение человека к самому себе – может проявляться в его ценностном отношении к своему телесному Я, что выражается в заботе о своём здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни; в его ценностном отношении к своему духовному Я, что выражается в самостоятельности, самоопределении, самореализации.
Таким образом ценностные компоненты личностного роста (1) образуют своеобразную «трилогию»: ценностное отношение обучающегося к себе, ценностное отношение к другим и ценностное отношение к миру.
Опираясь на научно-педагогические мнения личностный рост ребёнка – это развитие ценностных отношений. Но развитие личности представляет собой процесс качественных изменений, которые могут быть как позитивными, так и негативными, следовательно, гуманистическое воспитание должно быть направлено именно на позитивные изменения личности учащегося.
Содействуя личностному росту обучающегося, необходимо подчёркивать значимость для воспитания позитивной динамики развития личности – то есть развития ценностного отношения к людям, своему отечеству, труду и т.д., а не соответствия её какому-либо эталону, стандарту, норме (т.е. быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного уеника стать чуть лучше, не причисляя его к разряду девиантных, «трудных».
Обзорный анализ проводимых исследований среди учащихся МОУ СОШ № 82 г. Ульяновска, касающийся их отношения к школе, школьным мероприятиям, значению проводимой воспитательной работы для их становления и развития (по результатам диагностики «Индивидуальная карта учащихся», «Мой взгляд на школьную жизнь», «Потребность в достижениях») показал:
«Лучше всего я себя чувствую»
- когда могу проявить свои творческие способности (48,8%);

- когда участвую в интересных делах школы и класса (24,4%);
- когда меня ценят одноклассники и педагоги (19,5%).
«Свою школу я люблю за»
- спортивные победы (67%);
- школьные праздники (55%);
- классные мероприятия (48,8%);
- победы на конкурсах (51%).
«Успех в школе для меня – это»
- борьба за честь школы (78,8%);
- поддержка одноклассников и учителей (54%);
- участие в делах школы и класса (47%)
Успешными учащиеся считают себя тогда, когда реализуют свои способности и их оценивают по достоинству (75 %); когда одерживают победу на олимпиадах, районных и областных конкурсах, спортивных состязаниях (69%); когда добиваются расположения и уважения ребят из других классов (18%); когда их ценят учителя, классные руководители, администрация школы (58%); когда школьный успех пригодится в будущем (80%).
Эффективные инструменты личностного роста и саморазвития:
1. Дневник самонаблюдений
Этот документ необходим для самопознания. Неважно, какая у него будет форма – обычной толстой тетради или виртуального блога. Главное, что с его помощью автор сможет анализировать свои мысли и поступки. А это, в свою очередь, даст возможность отслеживать и отсеивать негативные или шаблонные проявления в них.
2. Банк личных идей. Нужно приучить себя записывать в него ценные мысли, как только они будут приходить в голову. Взятая на карандаш, идея уже никуда не денется. Многие творческие личности признаются, что всегда держат записную книжку на своем ночном столике.
3. Полное приятие своего «Я»
Л личностный рост и саморазвитие предполагают выработку бесстрастного отношения к самому себе, которое сродни позиции стороннего наблюдателя. Вместо концентрации внимания на собственных «тараканах», нужно искать конструктивные решения предлагаемых обстоятельств. Для этого психологи рекомендуют задавать себе вопросы: почему я так поступил? можно ли было пойти другим путем? есть ли шанс теперь все изменить?
4. Выход из зоны комфорта
Каждый из нас лучше всего чувствует себя в привычной среде. Она кажется наиболее безопасной. Все новое, неизведанное, с чем мы никогда не сталкивались, всегда таит в себе угрозу. Поэтому вызывает страх и тревогу.
Между тем, только нехоженые тропы ведут к личностному росту и саморазвитию. Поэтому чаще выталкивайте себя из зоны комфорта: тихие заводи могут превращаться в застойные болота. Старайтесь пересилить страх перед неизвестным, соглашайтесь на все новое. Именно здесь находится зона развития, мобилизующая новые личностные ресурсы, дающая мощный толчок к совершенствованию.
Уровень потребности в достижениях свидетельствует о том, насколько ребята стремятся превзойти уже достигнутый ими уровень исполнения или реализации своих целей, соревнуясь в этом и с самим собой и с другими. Потребность в достижениях лежит в основе настойчивости при преодолении препятствий и влияет на личностный рост. Личностный рост должен являться процессом постепенного вхождения растущего человека в мир, определение своего места среди других людей и восхождение к своей собственной свободе. Педагогически создаваемые ситуации в процессе развития учащегося должны быть «точками» личностного роста, ведь «научение» – это развитие, и ещё не личностный рост, а рост будет тогда, когда человек проявит свою активность в связи с тем, чему его научили. Проблема личностного роста – это чередование продвижения и кризисов, и преодоление кризисов – важный момент личностного роста учащегося (2).
Таким образом, можно сформулировать основные педагогические условия, которые будут способствовать личностному росту обучающихся:
Формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов.
Формирование нового уровня мышления, сознания личности, нацеленного на достижения и совершенствование.
Помощь в осознание своего «Я», развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии, развитие и укрепление чувства взрослости.
Развитие внутренних критериев самооценки, форм и навыков личностного общения, ценностных качеств личности
Следовательно, процесс социального и нравственного становления личности следует осуществлять в таких сферах как общение, деятельность, самопознание и осознание своего «Я».
Литература:
Иванова Н.В. Разрешение ценностного противоречия как условие личностного развития педагога// Гуманизация воспитания в современных условиях/ Под. ред. О.С. Газмана. – М., 1995.
Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М., 1995.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
Донина О.И., Кондратьева Т.А. Совершенствование профессиональной деятельности школьного психолога в условиях профилизации образования: Учебное пособие. – М. – Ульяновск: УлГУ, 2006. – 230с.