Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в МОУ «Большекрутовская школа — интернат»



Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Большекрутовская школа-интернат»
Выступление на совещание директоров
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в МОУ «Большекрутовская школа - интернат»

Педагог - психолог:
О. П. Гарина
д. Большие Круты
2016
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.Обучение в школе – интернат направлено на формирование полной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно – развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого я строю свою работу в данном учреждении.
Группа школьников с ОВЗ в школе не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с нарушением интеллектуального развития, дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевыми направлениями моей работы с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа, профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребенка
- системность и доступность
- непрерывность
- вариативность
- принцип создания ситуации успеха
- принцип психологической комфортности
- гуманность и реалистичность.
Программа коррекционной работы в школе включает себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание.
1 Диагностическое направление.
Диагностическая работа ведется с целью составления социально – психологического портрета учащихся; определение путей и форм оказания помощи тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении, общении, психическом самочувствии.
2 Коррекционно – развивающее направление.
Данный вид работы с учащимися является безусловным приоритетом в работе педагога – психолога. Поэтому в течение всего учебного года планируются и ведутся курсы коррекционных занятий:
- занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
- занятия по развитию эмоционально – волевой и личностной сферы
- занятия по адаптации при поступлении в школу в 1 класс, при переходе в среднее звено.
- занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся группы риска.
- занятия по профессиональному самоопределению.
Все перечисленные занятия проводятся в групповой форме, но коррекционные занятия могут быть индивидуальными. В 2015-2016 учебном году 7 учащихся посещают индивидуальные коррекционные занятия.
В ходе занятий я стараюсь скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия направлены на развитие познавательных процессов, на решение проблем в эмоционально – волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьника.
Хочется еще раз отметить, что доминирующим видом деятельности педагога – психолога в данном учреждении, является коррекционно – развивающая работа.
3 Консультативно просветительское и профилактическое направление.
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам, родителям и учащимся помощи. Я разрабатываю рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, провожу мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, родителей и учащихся.
В школе стало традиционным проводить день психологического здоровья и неделю психологии, с целью повышения уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
В рамках профилактической работы изготавливаются буклеты и памятки по определенным темам.
4 Организационно – методическое направление
Данное направление деятельности включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в мероприятия, а так же оформление документации.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!