Рабочая программа для детей 3 класса со сложной структурой дефекта


ПРОГРАММА
специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы (VIII вида) для детей 3 класса
со сложной структурой дефекта
2013 – 2014 учебный годЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(4 часа в неделю)
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Образование и чтение сложных структур. Практическое различение при чтении согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
Составление и чтение слогов и слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с ь знаком.
Осознание и правильное чтение слов по слогам.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГООтветы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин. Элементарная оценка прочитанного.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к относительно самостоятельному пересказу.
Разучивание коротких стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Небольшие по объему тексты, отрывки из произведений о жизни детей в школе, о хороших и плохих поступках детей; о дружбе; о семье, о труде взрослых и детей; о знаменательных событиях; о природе; о жизни животных и растений в разное время года; русские народные сказки, сказки русских и зарубежных писателей в адаптированном варианте. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
читать по слогам предложения, короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-4 коротких стихотворения, читать их перед классом.
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(5 часов в неделю)
ЗВУКИ И БУКВЫ
Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв. Букв, сходные по начертанию, их различение.
Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные ударные и безударные, их различение. Постановка ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и й, их различение.
Слова с и, е, ю, я, ё в начале слова и после гласных.
Звонкие и глухие согласные, артикулярно сходные (р-л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я, ё.
Буква ь для обозначения мягкости согласных.
СЛОВО
Слово, слог как часть слова.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомых предметов;
умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке;
заканчивание простого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме в разбивку.
Написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Списывание с классной доски, списывание с рукописного и печатного текстов слов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Списывание предложений, состоящих из 3-4 слов.
Списывание слов со вставкой пропущенной буквы.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из 3-4 слов, написание которых не расходится с произношением.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, слога и т.д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов и их запись.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Составление простых предложений по вопросам учителя, по предметным и сюжетным картинкам.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответе на вопросы учителя и составление предложений. Использование предлогов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста слова, простые по структуре предложения после предварительного анализа;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять предложения по вопросам учителя, по предметным и сюжетным картинкам.
МАТЕМАТИКА
(4 часа в неделю)
Название, обозначение чисел от 1 до 10. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Присчитывание, отсчитывание по 1 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
Десятичный состав чисел 11-20. Числа однозначные и двузначные. Сопоставление чисел 1-10 с рядом 11-20. Счет от заданного числа до заданного.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Приемы сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пр. 20 без перехода через разряд.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Число 0 как компонент сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Единицы (меры) стоимости - копейка, рубль.
Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка.
Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение длины отрезка. Вычерчивание отрезка заданной длины.
Единицы времени – сутки. Неделя – семь суток, порядок дней недели.
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Элементы угла: вершина, стороны. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Часы, циферблат, стрелки. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
счет в пределах 20 по единице;
количественные числительные в пределах 20;
состав числа 10 из двух слагаемых;
десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в числе;
линии – прямую, кривую, отрезок;
элементы угла, виды углов;
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на».
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пр. 20, присчитывать, отсчитывать по 1;
определять состав однозначных чисел с помощью предметов;
выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания, на счетах;
решать (с помощью учителя) примеры на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка;
узнавать, называть углы – прямой, тупой, острый;
чертить прямую линию, чертить и измерять отрезки с помощью учителя;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным учителем вершинам;
узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
определять время по часам с точностью до 1 часа.