Использование нетрадиционных техник рисования с детьми с умственной отсталостью


Асбестовская СКОШИ
15
доклад
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью
Автор: Терещенко Татьяна Ивановна воспитатель, 1 кв. кат.



Доклад по теме:
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью
Автор: Терещенко Т.И.
Воспитатель ГПД
Введение
Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. У детей развивается наблюдательность, смекалка, воспитывается творческая личность.
Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные, В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить, А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослые своевременно должны помогать ему.
Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ. Поэтому передо мной встала цель: создание условий для развития художественно – творческих способностей детей с отклонениями в развитий средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
- учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;
- ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;
- учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;
- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;
- учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;
- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;
- воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;
- учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.
Предполагаемый результат: эффективная система работы, включающая нетрадиционные способы рисования, стимулирующая художественно-творческое развитие детей с отклонениями в развитии.
Основная часть
Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков
Как я уже отметила, изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от нормы, имеет свои специфические особенности. Главное, что отличает их от нормально развивающихся детей - некоторое запаздывание перехода стадий развития рисунка и более выраженная восприимчивость к обучению изобразительной деятельностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Умственно отсталые дети проявляют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности, поэтому при систематическом обучении такие дети могут овладеть техникой рисования. Следует отметить, что на эффективность обучения изобразительной деятельности детей оказывают влияние индивидуальные особенности развития каждого конкретного ребенка, обусловленные дефектом: чем глубже задержка развития, тем менее выражен прогресс в рисовании. Рисование детей с отклонениями в развитии имеет достаточно четкие характеристики в зависимости от вида дефекта. Это дает основание использовать детские рисунки как средство диагностики задержек и отклонений умственного развития ребенка,
При обучении детей с отклонениями в развитии большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы с детьми. Выполнение этого принципа требует от воспитателя знаний об особенностях, присущих каждому ребенку.
Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.
В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.
Что же считается основным в обучении художественному творчеству?
Прежде всего, мне стало понятным, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. На начальном этапе работы я старалась научить детей пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов и т.д.
Но оказывается, дать технические навыки недостаточно. Нужно вложить еще в свое произведение то, что называется душой, а психологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.
Обучение являлось не механической передачей знаний и умений детям. Это двусторонний процесс. Я старалась создать оптимальные условия для каждого ребенка. Заботясь о качестве педагогических методов и приемов, всегда учитывала реакцию детей на процесс обучения. О результатах художественного обучения я судила не только потому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности. Сложной для дошкольников является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы мне помогают нетрадиционные способы рисования.
Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Применение мной нетрадиционных техник способствовало обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. На занятиях дети узнали, что рисовать можно как, красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. пробовали рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони),получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, подлых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.
Как известно, умственно отсталые дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать.
Я вместо образца показываю только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности.
Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Нетрадиционные техники позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Например, в коллективной
работе на тему «Наша улица» можно использовать различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные возможности детей.
Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.
Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Так же я заметила что, у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы умственно отсталых детей в целом.
Важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение графическими навыками. Исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.
Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения
Осуществляя коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, я ставила перед собой следующие задачи:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.
Коррекционно-педагогическая работа проводится мной на занятиях и состоит из трех этапов.
Первый этап
На данном этапе я знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале показываю работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываю о нем, показываю способ выполнения изображений, определяем последовательность производимых действий. Затем предоставляю детям возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники могут создавать, как предметные, так и сюжетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждому ребенку предлагаю сначала нарисовать у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезаем и приклеиваем на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».
Второй этап
На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Я знакомлю детей с такими видами техники рисования, как рисование методом наката, смешивания краски с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д. Я знакомлю детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, методами набрызга и наката.
Третий этап
На занятиях по изобразительной деятельности я использую смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, организующую роль выполняет педагог. Для коллективных работ использую такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дети нашей группы учатся комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.
Необходимо поощрять стремление дошкольников дополнить замысел новыми деталями, образами. Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей нашей группы я провожу в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками
Нетрадиционные техники изображения
Техника «Монотипия»
Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, баночка для воды, подставка для кисти.
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.
Примерные темы для рисования:
«Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки»
Техника «Рисование под музыку»
Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (пластинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, кисти, подставка для кисти, бумага для рисования, баночка для воды.
Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение].. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание придумать название своему рисунку
Техника «печатание листьями»
Оборудование: листья деревьев или кустарников (не засушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть, баночки для воды, подставка для кисти.
Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево. Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.
Примерные темы для рисования:
«Осенний лес», «Дерево осенью»
Техника «рисование нитками»
Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.
Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
Примерные темы для рисования:
«Салют»,«О чем рассказала ниточка»,«Космос»
Техника «печатание бумагой»
Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, емкость для использованных комков бумаги.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску.
Этим комком бумаги нагнести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.
Примерные темы для рисования:
«Волк и семеро козлят»,
«Облака»,
«Пушистый котенок»
Техника «рисование мыльной пеной»
Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть
или смахнуть.
Примерные темы для рисования:
« Воздушные шары »
«Салют»
Техника «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)
Оборудование: бумага для рисования размером A3 или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.
Примерные темы для рисования:
«Осенний лес»,
«Цветы»,
«Зоопарк»,
«Бабочки»,
« Мир животных »,
«Подводное царство»
Техника «Кляксография.»
Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Технология рисования. При обычной кляксографии ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Техника «Восковые мелки или свеча плюс акварель»
Оборудование: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Технология рисования: ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу - на цветном фоне появляется рисунок.

Вывод
Используя на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования, сделала следующие выводы:
художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка;
использование нетрадиционных способов на занятиях рисования действительно стимулирует художественно-творческое развитие детей;
принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, но умелое руководство воспитателя может дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества;
использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму;
занятия рисования, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускает демонстрации образцов и приемов работы, т.к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым;
дети стали более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».
В процессе работы по теме " Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности", мною разработан план занятий, который позволит дополнить содержание «Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей». Предлагаемое тематическое планирование художественно-творческого развития представлено по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний, от простого к сложному.
Литература
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2001.
Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
ГозоваА.П., КулагинЮА., ЛубовскийВ.И., Петрова В.Г., Роза-,нова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. 1983. № б. С. 3-16.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С.Г. Шевченко.-М.: АРКТИ, 2001.
Ч. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996.
Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности //Дети с ЗПР. Под ред. Т.Д. Власовой, Л.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. Гл. 5. С. 70-106.
Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.
Захарова Л.Н. Прикладные вопросы психологии научно-технического творчества. - Горький: Изд. ГГУ, 1989.
Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М.: Педагогика, 1956.
Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М., 1952.
Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980.
Комарова Т.С, Сакулина НЛ., Халезова НД. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1991.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.,1976.