Презентация к уроку русского языка Имя прилагательное как часть речи


Имя прилагательное как часть речиЛ.М. Рыбченкова. Русский язык. 5 класс, ч.2. Отрывок из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Правдин (взяв книгу): «Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?» Митрофан: «Много. Существительна да прилагательна...» Правдин: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан: «Дверь, котора дверь?» Правдин: «Котора дверь! Вот эта». Митрофан: «Эта? Прилагательна». Правдин: «Почему же?» Митрофан: «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». А между тем разницу между прилагательным и существительным Митрофан ухватил. Имя прилагательное действительно само по себе не существует: оно приложено к предмету, помогает отличить один предмет от другого, похожего. Потому и называется – п р и л а г а т е л ь н о е. А как мы ответим на вопрос, что такое имя прилагательное? Материал для наблюдений развесистый клен. развесистая береза. развесистое дерево.развесистые деревья.летний ветерлетнего ветра летнему ветрулетний ветер летним ветромо летнем ветре С какой частью речи связано прилагательное?С существительнымПочему? Существительное обозначает предмет, а прилагательное — признак предметаВ чем выражается грамматическая связь прилагательного с существительным?В числе, роде и падеже Выделите имена прилагательные как члены предложения. 1. Свежий и прозрачный воздух ароматом трав дурманит.2. Шёпот ветра слабый и ласковый. Какими членами предложения являются прилагательные в тексте? Определением и сказуемым.Как правильно определить, какой член предложения выражен прилагательным?Прилагательное-определение стоит обычно перед существительным, к которому оно относится, а прилагательное-сказуемое – после существительного. Прилагательное в виде сказуемого может стоять только и именительном падеже. Анализируем языковой материал, делаем вывод, составляем ответ в форме рассуждения. Читаем текст правила в рамке (учебник, стр.30).Сравниваем свою формулировку с текстом учебника. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие этого шоссе Представьте себе летнюю поляну Как она радует глаз! Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, узорные, тонкие, алые, бархатные, длинные, жёлтые, круглые, белые и т. д.Всё это разнообразие передается с помощью…прилагательных.Именно они делают нашу речь… живописной. Проверим! Наблюдения над некоторыми особенностями языка двух текстов.Прочитайте первый текст, а затем второй и сравните. Июль. Летний знойный день. Растения заметно утомились на душном воздухе, который пропах разнотравьем, пряным, чуть-чуть горьковатым. Но вот подул лёгкий ветер, и травостой, красивый и весёлый, ожил. Июль. День. Растения заметно утомились на воздухе, который пропах разнотравьем. Но вот подул ветер, и травостой ожил. Какой текст понравился больше? Проблемный вопрос:Зачем используются прилагательные в речи? Transitional Page