Конспект урока математики, 5 класс. Тема:Умножение и деление на 100(школа VIII вида)


Тема: «Умножение и деление на 100».
Цели:
 Образовательная:
-закреплять полученные знания учащихся по умножению и делению чисел на 10 и на 100;
- закреплять знание таблицы умножения;
- повторять названия компонентов умножения и деления;
 Коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетическую функцию мышления, целенаправленное внимание, зрительную память, развивать активный и пассивный словарь учащихся.
 Воспитательная: содействовать созданию положительного эмоционального настроя, формированию интереса и потребности в получении математических знаний, уверенности, выдержки, патриотизма.
Оборудование: названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения, деления; карточки с изображением танков, парашютов, названия и эмблемы родов войск Российской армии, карточки с примерами для самостоятельной работы, карточки с задачей, таблица с буквами и цифрами для проверки примеров, словарное слово – полигон, картинка с изображением ручной боевой гранаты.
I Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Начинается урок математики.
Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.
- Сегодня на уроке у нас гости – учителя нашей школы. Они искренне желают вам удачи.
II Основная часть.
1. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, скажите, а какой сейчас месяц? (Февраль.)
- А какой большой праздник будет отмечать наша страна в феврале? (23 февраля – День Защитника Отечества).
- Правильно, 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии. А вы знаете, что без математики в армии никуда. Нужно уметь правильно вести расчёты, анализировать различные ситуации и делать необходимые выводы.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова, которые написаны в первом столбике, проанализируйте и сделайте вывод, какое слово лишнее. (На доске слова: произведение, множитель, слагаемое, множитель) – Лишнее слово слагаемое. Почему? Слагаемое не является компонентом умножения.
- Прочитайте слова второго столбика. (Частное, вычитаемое, делимое, делитель). Какое слово лишнее? Почему? (Вычитаемое не является компонентом действия деления).
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме «Умножение и деление на 10, 100», будем повторять таблицу умножения и деления, решать примеры и задачи, а также узнаем, какие рода войск есть в нашей армии.
Имеющиеся у вас знания, помогут вам справится со всеми заданиями.
2. Устный счёт.
Начинаем с устного счёта.
1. «Внимание, танки!»
Как говорил наш великий полководец Суворов: «Трудно в учении, легко в бою!»
В нашей армии постоянно проводятся учения, определяется условный противник. И наши солдаты должны его уничтожить. Так и вы сейчас, должны уничтожить танки условного противника. (На доске прикреплены танки, у каждого свой номер)
Чтобы уничтожить танк, вы должны придумать пример на умножение или деление, ответ которого будет равен числу на танке. Кто быстрее придумает пример, тот и уничтожил танк. (Дети придумывают примеры и снимают с доски картинки)
- Ребята, войска у которых есть на вооружении танки называются – танковыми войсками. (На доске эмблема и название танковых войск).
2. «Безопасное приземление!»
- Посмотрите, высаживается «числовой десант».
Есть такой род войск - воздушно-десантные войска. Основным способом доставки ВДВ является парашютное десантирование. Десантники часто высаживаются в тылу врага, для выполнения различных задач. Очень важно приземлится именно в том квадрате, который был намечен.
Вот и вы сейчас, должны правильно приземлить число, на нужный пример. (Ученики соединяют парашют с нужным примером).
Мы повторили таблицу умножения, она необходима для изучения более трудных тем.
III Основная часть.
1. Решение примеров у доски.
Какой ещё род войск есть в армии, вы узнаете решив примеры. Рядом с примером находится буква. После того, как пример будет решён, надо эту букву поставить под таким же числом в таблицу, чтобы потом мы могли прочитать слово.
1000 5 10 900 700 3 10 40
г ра н и ц а .

7х100= и500:100=р
300:100= ц90х10=н
100:10= а 100х100=г
1000:100= а 400:10= .
- Как называются военные, которые несут службу на границе? (Пограничники.) (На доске надпись – пограничные войска, эмблема)
- Да, ребята, в любую погоду, и днём и ночью пограничники охраняют свою Родину.
2. Физминутка.
Преодолеваем полосу препятствий.
Сколько точек в этом круге.
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зеленых.
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь кружков
Столько сделаем прыжков.
Дружно звездочки считаем
Столько вместе приседаем.

3. Решение задачи.
На полигон для проведения учений привезли 10 больших ящиков гранат по 50 штук в каждом и 20 маленьких ящиков по 10 штук в каждом. Сколько всего гранат привезли на полигон?
-Прочитайте задачу тихонько.
-Прочитайте вслух.
- Про что решаем задачу? (Про гранаты)
Учебные гранаты используются для проведения учений. Все военные от сержанта до генерала должны уметь метать гранату. Посмотрите, вам в задаче встретилось слово полигон. Кто знает, что обозначает это слово. Полигон – специальный участок земли, моря или неба, предназначенный для проведения учений военных и испытания вооружения.
- В чём привозили гранаты? (В ящиках)
- Какие были ящики? (Большие и маленькие).
Составим краткую запись задачи.(1 ученик работает у доски).
- Что сказано про большие ящики?
- Что сказано про маленькие ящики?
- Какой главный вопрос задачи?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нам не известно?
-Можно узнать, сколько гранат в больших ящиках?
- Каким действием это можно узнать?
-Как узнать сколько гранат в маленьких ящиках?
-Теперь можем ответить на основной вопрос задачи?
-Какое нужно выполнить действие?
4. Самостоятельная работа. Решение примеров на карточках.
100 – 500 :100=
3х10+150=
100х7-300=
50+200:100=
4х10+200=
100х6-300=
Взаимопроверка.
IV Итог урока.
- Какие действия учились выполнять сегодня на уроке? – На какие числа учились делить и умножать? (На 10 и на 100).
- Какое задание вызвало сегодня наибольший интерес?
- Какое задание было самым трудным?
- С какими родами войск познакомились на уроке?
Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Не забудьте поздравить с праздником День защитника Отечества ваших пап, дедушек, братьев и всех, кто связан с армией.
 Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
 Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
 Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
 Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
 Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
 Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
 У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
 У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
 Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
 На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
 Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вила №1»
Открытый урок по математике
в 5 классе.
Умножение и деление на 100.Учитель: И. Н. Дятчина2014-2015 учебный год