Материалы к педсовету, родительскому собранию по теме Роль учителя географии в социальной адаптации учащихся

Н.Н.Наговицына
Роль учителя географии
в социальной адаптации учащихся.

В школьный период жизни ребенок должен не только приобрести определенный объем положенных программой знаний и умений, но и подготовиться к дальнейшей жизни в обществе. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что для этого нередко оказываются более важны не знания как таковые, а умения строить гармоничные отношения с другими людьми, находить свое место в социуме. Между тем именно в школе, где ребенок проводит почти все время в коллективе сверстников, имеются большие потенциальные возможности для такой работы. Особую роль может сыграть учитель географии.
В 8-11-х классах очень ценным для ребят является общение с одноклассниками и с учителями, понимающими и помогающими детям. Также необходимое звено – родители.
На родительских собраниях и в индивидуальных беседах идут разговоры на данную тему. Наглядным примером реализации подхода является экскурсионно-туристическая деятельность. Начиная с малого: «Лудорвай», Сарапул, Воткинск. Далее вся программа строится в соответствии с возрастом, с необходимостью, потребностью учащихся, в соответствии с программой по предметам. 7-8 класс –«Кунгурские пещеры. Пермь. Национальный парк УР «Нечкинский». Дальнее направление «Золотое кольцо России», Москва, Нижний Новгород.
Ребята сталкиваются с моделированием новых жизненных ситуаций. В силу особенностей возраста проблемы социальной адаптации становятся все сильнее. Пока учащиеся в среднем звене это сводится к бытовым трудностям: заправить кровать, приспособится к нетрадиционной домашней обстановке самостоятельно. Можно организовать поездки дальнего направления, например в город Екатеринбург, в ближнее зарубежье - Киев. Роль классного руководителя, учителя географии становится более очевидна. Приходится индивидуально разговаривать о смысле жизни, о взаимоотношениях между девочками и мальчиками, о будущей профессии. Именно различные дальние поездки дают такую возможность. И после этого заметны всегда изменения в лучшую сторону.
Далее в 9 классе вопросы социальной адаптации сочетается с низкой мотивацией учебной деятельности, отсутствием четких жизненных перспектив, неумением брать на себя ответственность в случае неудач. Класс оказывается для ребят тем местом, где можно беззаботно и комфортно провести годы жизни, занимаясь не столько учебой и жизненным самоопределением, сколько общением с приятелями.
Здесь для помощи можно использовать замечательную поездку в Санкт-Петербург от центра научно-образовательных инициатив «Среда». Профессиональные преподаватели, новые методы и приемы в преподавании, новые технологии, более высокий, качественный уровень изменили многих моих ребят в лучшую сторону. Открылся перед ними новый мир, совершенно не похожий на тот в котором они жили. Учащиеся посещают Русское географическое общество. На примере изучения сильных личностей географов-путешественников ребята по-новому смотрят на самих себя, осознанно показывают интерес, дополнительно читают литературу.. Заметна их легкая приспособленность к условиям жизни в столичном городе. Делаются выводы о продолжении своей будущей учебы далеко от дома. Интерес к ВУЗам Петербурга раскрывается также в посещении С-П Университета.
Выбор профессий, ориентир в выборе профессий в нашем городе, в Удмуртии также может быть заложен в учебную программу по географии. Для учащихся организуются экскурсионные поездки в г. Глазов, в Балезино. Посещаются предпритяия – Керамическая фабрика, Спиртзавод. Местное производство на «Автозаводе», завод «Пластмасс», завод «Минерально-фруктовых вод», «Механический завод». Ребята изучают частично наш рынок труда.
Также организуются поездки в соседний Татарстан. Посещение завода «КАМАЗ», города Набережные Челны, столицы - Казани (в честь 1000-летия). Им также предлагается набор профессий, востребованных в соседней республике. Представлена сеть учебных заведений, в том числе Казанский университет, Казанский химико-технологический институт.
Если подвести итог работы по данному направлению, то вопросы социальной адаптации учащихся в работе учителя географии занимают важное место и успешно реализуются на практике. Все основные научные, культурные центры европейской части и Урала представлены учащимся как в теории, так и на практике. Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив – это помощь, оказанная школой нашим учащимся. Поездки помогают установлению контактов с другими людьми и решают проблемы приспособления к условиям реальной действительности. Они получают навыки: позитивного общения; самооценки и понимания других; управления эмоциями; продуктивного взаимодействия; самостоятельное принятие решений; работы с информацией. Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности.




15