Специфика работы учителя образовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа пос. Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области
Специфика работы учителя образовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Разработчик: Аверьянова Неля Геннадьевна
учитель географии


пос. Кировский, 2013
Характеристика учащегося, находящегося на индивидуальном обучении Учащийся посещает данное учебное заведение с 5 класса. На протяжении всего периода обучения у него отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. Недостаточно сформированы пространственно-временные представления, знания об окружающем мире весьма ограниченны.
Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Учащийся затрудняется в применении приёмов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении географии.
Внимание неустойчиво. Учащийся не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время урока рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. У ребёнка бедный, недифференцированный словарный запас. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям.
У учащегося не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь учителя и охотно использует её, самостоятельно преодолеть трудности не может. Работоспособность низкая. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится раздражительным.
Требования к уровню подготовки учащегося с ОВЗ по географии.
Называть (показывать):
стороны горизонта;
объекты на местности, пользуясь условными знаками;
основные формы рельефа Земли;
части реки;
виды облаков;
приборы и инструменты, необходимые для метеонаблюдений на местности;
правила поведения на природе.
Приводить примеры:
природных зон;
адаптации человека и его хозяйственной деятельности в разных природных зонах;
источников загрязнения сфер Земли;
крупнейших по площади стран;
связей между элементами погоды;
характерных природных явлений;
искусственных водоёмов.
Определять (измерять):
температуру воздуха, направление ветра;
фенологические сроки начала времён года;
различие гор и равнин по высоте;
направление течения реки (по карте и плану);
азимут на местности и плане.
Описывать:
географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почва, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком.
Объяснять:
смену дня и ночи;
смену времени года;
возникновение ветра.
Применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Календарно-тематическое планирование на 2 четверть и коррекционно-развивающая работа
Тема «Литосфера» (8 часов).
Содержание
учебного
материала Коррекционно-развивающие цели обучения Используемые КРУ, приёмы обучения
1.Строение земной коры. Изучение земной коры Систематизация знаний (с опорой на межпредметные связи) Фронтальная беседа о земной коре (по плану учителя)
Тренировка зрительного восприятия, развитие оперативной памяти Просмотр видеофильма «Строение Земли»
Тренировка слухового анализатора «Отгадай загадки» (по теме «Строение Земли»)
Коррекция восприятия и внимания Какие две буквы лишние:
Л А И Т О С З Ф Е РА
2.Породы, слагающие земную кору. Изменение горных пород. Развитие познавательного интереса. Тренировка зрительного анализатора, развитие сенсорики и речи Урок-игра «Путешествие Ивана Царевича»: «Возьми, рассмотри и опиши» (ученик берёт горную породу, рассматривает и характеризует), например:
- гранит - розовый, твёрдый,…
- песок - жёлтый, сыпучий,…
Коррекция восприятия и внимания Играем в «Домино».
Выдаются карточки, которые необходимо составить в нужном порядке
3.Движения земной коры. Землетрясения Развитие сенсомоторикиНачертить обеими руками одновременно вертикальные (или горизонтальные) волны. Продублировать их 3 раза, закрыв глаза
Коррекция внимания. Тренировка зрительного восприятия, развитие оперативной и ассоциативной памяти «Восстановить тему урока» (Ученику объясняется, что в результате землетрясения тема урока, записанная с помощью карточек, рассыпалась по доске. Необходимо восстановить запись.) Просмотр видеофрагмента «Землетрясения» (после просмотра обсуждение увиденного)
4.Вулканы, горячие источники, гейзеры Развитие навыков самоконтроля Решение кроссворда (повторение пройденного материала, самоконтроль)
Развитие креативных способностей «Покажи (без слов) природное явление»
Тренировка произвольного внимания с опорой на сигнальные метки При показе «огненного кольца» нашей планеты на настенную карту наносятся красные кружки
5.Рельеф. Горы суши. Изменение гор во времени Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления «Расшифруй тему урока, записанную с помощью цифр»:
2134 8657 (2-г, 1-о, 3-р, 4-ы, 9-с, 6-у, 5-ш, 7-и: ключ записывается заранее на доске)
Развитие логических навыков «Найди лишнее слово»:
-вулкан, гейзер, река;
-гора, холм, хребет, равнина;
-мантия, ядро, земная кора, нефть
Формирование ориентировочной основы действий Практическая работа (определение географического положения гор)
6. Равнины суши, изменения их во времени Развитие конвергентного мышления «Закончи записи наблюдений»: при восхождении на гору группа исследователей производила измерения температуры, но часть данных была утерена. Помоги восстановить записи (ºС): +25, +22, +19, …, …, +10, …
Концентрация внимания и памяти Подготовка к диктанту по понятиям:
-выпуклая форма рельефа, с хорошо выделенной вершиной, подошвой, склонами – это …
-отверстие на вершине вулкана-…
Алгоритмизация действий Практическая работа (определение географического положения равнин)
7. Рельеф дна Мирового океана Формирование ориентировочной основы действий Работа с опорным конспектом по материалу урока
8.Обобщающее повторение Обобщающий урок по теме «Литосфера» (проводится в форме игры) «Мозговой штурм» (диктант по изученным понятиям; самоанализ):
-гранит – это не метаморфическая горная порода, а …
-основные формы поверхности сушу - …
Учебно-методический комплекс
№ п/п
Пособие Краткая аннотация
1 Начальный курс географии. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. Учебник для 6 класса
2 Методическое пособие по географии 6 класс Издание содержит разработки уроков, дополнительную информацию к темам, кроссворды, игры, схемы, таблицы
3 Электронное приложение к учебнику Диск содержит набор иллюстраций (слайды, видео, интерактивные карты), отражающих объекты, процессы, явления по курсу географии
4 Атлас. География 6класс.- М.: Дрофа, 2010. Содержит набор карт, рисунков, теоретический материал
5. Атлас Самарской области. Роскартография, 1999. Содержит фотографии, рисунки, тематические карты
6 Журнал «География в школе»