Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях специального (коррекционного) образовательной школы-интерната I-II вида

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях специального (коррекционного) образовательной школы-интерната I-II вида
Работу выполнила Кудрявцева Надежда Алексеевна
учитель ОГКОУ школы-интерната I-II вида
стаж работы 5 лет
Мною проводится работа на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Занятия посещают обучающиеся начальной школы и среднего звена с разной степенью нарушения слуха, а так же после кохлеарной имплантации.
Коррекционнао-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми осуществляется по следующим направлениям:
диагностика;
работа по формированию произношения (работа над речевым дыханием, голосом, артикуляцией, темпо-ритмической стороной речи, звукопроизношением, слитностью, силой и высотой голоса, интонацией);
работа по развитию слухового восприятия (выработка условно двигательной реакции на звук; восприятие и различение неречевых и речевых сигналов, а так же речевого материала);
уточнение и расширение лексического запаса;
формирование грамматического строя речи (предупреждениями аграмматизмов);
развитие психических функций детей (особенно логического мышления).
На занятиях обязательно используется имеющийся остаточный слух детей, который усиливают с помощью специальной аппаратуры.
При обучении детей учитывается не только степень нарушения слуха, но и речевые возможности ребенка. Широко используется предметная деятельность, обучение дактилю и речи на основе зрительного восприятия.
Но обучение и развитие детей не должно ограничиваться стенами школы, оно должно продолжаться в семье, в социуме. Для этого необходима тесная взаимосвязь семьи-педагогов-воспитателей, создание слухо-речевой среды. В некоторых, отдельных случаях это является затруднительным. Развитие речи и слуха происходит более интенсивно в естественных условиях, создать которые не представляется возможным в стенах образовательного учреждения.
С возрастом интерес обучающихся к занятиям утрачивается, поэтому педагогу необходимо прикладывать много усилий для поддержания мотивации ребенка, изменять виды деятельности.
В школе-интернате традиционно проводятся конкурсы и мероприятия, а это хорошая возможность для работы над выразительностью речи детей, и здесь приходится прикладывать много усилий для преодоления скованности детей и развития импровизации.
15