Конспект урока по истории России для 7 класса на тему Церковь и власть в 17 веке


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов»





Конспект урока по истории России в 7 классе
на тему:
«Церковь и власть.
Церковный раскол в 17 веке»




Подготовила
учитель истории
Ширяева Наталья Павловна


Сергиев Посад
2013 год




Эпиграф:
История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
М.Сервантес
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная: Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола; подвести учащихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви – как следствие социально-политической нестабильности общества;
Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.
Воспитательная: показать глубину трагедии русского народа, воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям отечественной истории. Воспитание веротерпимости к представителям других религий, патриотизма, толерантности, любви к родине.
Основные понятия: раскол, старообрядцы (раскольники).
Важнейшие даты: 1653-1655 г. – начало церковной реформы Никона; Церковный собор 1666-1667 гг.
Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, протопоп Аввакум. Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс, мультимедийный проектор, персональный компьютер, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Power Point, карта «Россия в XVII веке».
План урока:
Вводный контроль основных понятий, дат;
Проверка домашнего задания;
III. Объяснение нового материала: 1.  Церковь после Смуты; 2. Церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской Православной Церкви: а) предпосылки и причины реформы; б) суть преобразований;
3. Никон и Протопоп Аввакум;
4. Картины русских художников, посвящённых теме раскола;
5. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью;
6. Церковный собор 1666-1667 гг.;
IV. Ответ на главный вопрос урока: «Почему раскол Русской Православной Церкви в XVII веке стал трагической явлением в истории России? (слайд № 3)
V. Закрепление. Домашнее задание.
Предварительная работа:
Класс разделен на три группы, с учетом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлена презентация.
Ход урока: Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы, они являются для нас очень поучительными, так как рассказывают о периоде раскола русского общества в 17 веке. Мы ответим на следующие вопросы:
Каковы причины церковной реформы? Узнаем в чём заключалась церковная реформа Никона, к чему она привела? Заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Выясним, какие же были разногласия между светской и церковной властью? Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
Не случайно эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Сервантеса: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего", так как любое событие, происходящее в нашей стране, и мы не раз в этом убеждались, является примером и поучением для настоящего и предупреждением для будущего!
И в заключение Вам предстоит ответить на главный вопрос урока: «Почему раскол русской православной церкви в XVII веке стал трагической страницей в истории России?»

Вводный контроль основных понятий.
Контроль проводится в виде игры: «учитель-ученик»; «третий лишний»; «знаете ли Вы»; «дострой логическую цепочку».
1.Игра «учитель-ученик»:
Учитель называет дату или событие, имя исторической деятельности, ученик должен соответственно дать ответ:
Дата – событие; событие – дата; имя исторической личности – назвать событие, с которым связана эта личность.
1589 г. - введено патриаршество на Руси;
1597 г. – указ «об урочных летах»;
1509 г. – начало вторжения иностранных войск в Россию;
1598-1613 гг. – «Смута»;
Ф.И. Мстиславский – семибоярщина;
Д.Пожарский и К.Минин народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII в. Ополчение под их руководством освободило Москву и отстояло независимость России.
2. «третий лишний»;
Филарет, Гермоген, Владислав;
Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Ф.И.Мстиславский;
Мануфактура, всероссийский рынок, барщина.
3.«знаете ли Вы»:
Почему события конца XVI - начала XVII вв. в России получили образное название "Смута" ?
СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI начале XVII в., который совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.     
Кто был избран первым патриархом? (Иов)
За какие заслуги патриарха Гермогена Русская православная церковь причислила к лику святых?
Предполагаемый ответ: Россия оказалась в состоянии хаоса. В ней одновременно действовало несколько правительств: боярское, польского королевича Владислава, первого ополчения. Из Троице-Сергиева монастыря шли по стране призывы к единению сил в борьбе за независимость и сохранение православной веры. Настаивал на активном противоборстве с врагами Отечества патриарх Гермоген, которого поляки держали в заточении. В начале 1612 г. его уморили голодом.)
4.дострой логическую цепочку»:
Путивль – Кромы - Коломенское – Калуга – ? (Тула);
Учитель: О каком событии идёт речь? (выступление под предводительством Ивана Болотникова); Показать на карте движение восставших.
Михаил Фёдорович – Алексей Михайлович -? (Фёдор Алексеевич)
Учитель: мы постепенно подошли к теме домашнего задания.
Опрос:
1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски);
2. Какие цели преследовала политика первых Романовых;
3. Охарактеризовать центральную и местную систему управления в России в XVIIв. (слайд № 6,7) Изучение нового материала.
Задание №1. «Проблемное задание» Охарактеризовать положение церкви после Смуты и выделить причины церковной реформы.
 Изучение этого вопроса организуется по историческим источникам в группах. Формируются три группы, каждая получает текст, с которым работает 5-7 минут (на это время фиксируется устойчивое внимание даже у слабых учеников). Задания для групп дифференцированы по степени сложности:
Первая группа работает с текстом учебника и отвечает на вопрос: В каком положении находилась церковь после смутного времени (учебник, стр. 56);
Вторая группа в результате работы с текстом (учебник, стр. 56-57) характеризует причины церковной реформы. Затем названные причины выводятся на экран (слайд № 15выполняется учителем заранее). 
Третья группа на основе опережающего задания и работы с текстом учебника раскрывает основные направления церковной реформы (слайд заранее выполняется учителем).
2.Коллективное заполнение таблицы:
«Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в." (слайд №17)

До реформы - "староверы" (сторонники Аввакума)
После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами
Земной поклон
Двукратное пение "аллилуйя"
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу
Написание имени Христа: Исус
Крещение тремя перстами
Поясной поклон
Троекратное пение "аллилуйя"
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца
Написание имени Христа: Иисус


2. Учитель: Каков же результат церковной реформы? Общество раскололось 
На сторонников церковной реформы Никона и его противников.
Запись в тетради:
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона. 
3.Характеристика исторических личностей - участников процесса осуществления церковной реформы, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Опережающее задание – выступления с сообщениями
4. Картины русских художников, в которых отражена тема церковного раскола в России в XVII веке (выступление учащейся с презентацией);
5. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью (рассказ учителя);
6. Церковный собор 1666-1667 гг.

Проверь свои знания: (Слайд 30)

1.Руководителем старообрядцев являлся:
а) Никон;
б) Аввакум;
в) Филарет;
г) Иларион
2. Соборное уложение это... а) свод законов; б) представительный орган при царе; в) порядок продвижения по государственной службе;
г) указ о закрепощении крестьян

3.Противниками церковной реформы Никона, проведённой в XVII веке, были:
а) протестанты;
б)стрельцы;
в) старообрядцы;
г) католики

4.Церковная реформа Никона началась:
а) 1613-1645 гг.;
б)1676-1682 гг.;
в)1653-1655 гг.;
г) 1645-1676 гг.
5. Закончите предложение:
Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя, - .(самодержавие);
6.К XVII веку относится:
а) опричнина;
б) церковный раскол;
в) Ливонская война;
г) падение монголо-татарского ига.
7. Современниками были:
а) Алексей Михайлович Романов;
б) Иван Болотников;
в) патриарх Никон;
г) Иван Грозный;
IV. Ответ на главный вопрос урока.
Заключительное слово учителя.
Да, раскол - это трагическое явление в истории нашей страны. Это слово  на долгие столетия сохранило ужас в сердцах людей и оставило свой след на судьбах многих семей. Нам необходимо извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий в истории нашего государства.
Главный урок этого события состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении каких-либо проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов.
V. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7 читать. Написать короткое эссе на тему: «Почему раскол русской православной церкви в XVII веке стал трагической страницей в истории России?».
















































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215