Презентация по истории на тему Культура России в XVII веке


Завершение формирования русской народности иединого русского языка (на основе московского говора) Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церквиРазрушение религиозного мировоззренияАпелляция к разуму Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний Расширение культурных связей с Европой, возрастает число культурных заимствований Культура России XVII в.:основные тенденции Фольклор Главный жанр – историческая песня (песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, песни о Ермаке, песни о Степане Разине).Пословицы и поговорки (охватывали все стороны жизни народа).Преодолевается разрыв между фольклором и письменной литературой. Рост грамотностисреди дворян и посадских людей Оживление торгово-промышленной деятельностиРост государственного аппарата Домашнееобучение Школы прицерквях имонастырях 1665 г. – школа грамматическогоучения при Заиконоспасском монастыре(Симеон Полоцкий) 1687 г. – Славяно-греко-латинскоеучилище (академия)(С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды) Учебныепособия 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев)1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий)1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель)1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин) Просвещение Новый жанр – сатирическая повесть«О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»,«Повесть о Фоме и Ереме» Биографическая повесть –«Повесть об Улиане Осоргиной»Автобиографическая повесть – «Житие» протопопа Аввакума Публицистика (об отсталости России):«Словеса дней» И.Хворостинина«Описание Московского государства» Г.Котошихина«Политика» Ю.Крижанича. Сочинения Авраама ПалицинаИсторическая повесть – герои обычные люди. . Симеон Полоцкий: основы русского стихосложения (силлабического)Сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» + стихотворные пьесы В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича появилсяпервый театр в России («Артаксерксово действо») Литература Симеон Полоцкий До середины XVII в. –шатровый стиль Патриарх Никон в 1652 г.запретил строительствошатровых храмов- образец храм Гроба Господня в Иерусалиме В конце XVII в. –нарышкинское(московское) барокко Церковь Покрова в Филях(1690-1695) Нарядность, элегантность декора,строгая симметричность, многоярусность, сечетание красного и белого цветов Церковь Троицы Живоначальнойв Троицком-Голенищеве 1644-1645 ) Архитектура Теремной дворец Алексея Михайловича (реконструкция) Симон Ушаков(1626-1686 гг.)Мастер Оружейной палатыИнтерес к изображениючеловеческого лица Парсуны(портреты, написанныев иконописной манере ииконной технике – на доске яичными красками) Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна Спас Нерукотворный. 1678 г. Живопись Симон Ушаков. Икона Архангела Михаила попирающего дьявола. 1676. ГТГ Специальные знания XVII век – эпоха великих русских географических открытий1648 г. – экспедиция Семена Дежнева – пролив между Азией и Сев. Америкой1649 г. – Ерофей хабаров - карта ПриамурьяВладимир Атласов – обследовал камчатку и Курильские островаАнисим Михайлов – «Устав ратных, пушечных и других дел» - сведения по математике, физике, химии Выводы по культуре XVII в. Русская культура находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времениНаблюдается постепенный переход от религиозного к рациональному объяснению мираУсиливается взаимосвязь с западноевропейской культуройИдет процесс формирования русской национальной культурыПроцесс обмирщения противоречив – светское начало переплетается с традициями религиозного мировоззрения http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9 симион гордый http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%85 Список литературы http://www.hramy.ru/regions/r77/zao/troicgol/troicgol.htm