Урок на тему: Правление Абылая


Тема: Правление Абылая
Цель: - Формирование знаний о деятельности и достижениях хана Абылая как полководца и политического деятеля- воспитывать осознание причастности к судьбе своего государства- формировать чувства патриотизма, ответственности,- развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.Оборудование: электронный учебник, слайды, флипчарты, маркеры, интернет-ресурсы.Ход урока:
1. Организационный момент: «Разминка»
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем урок, давайте встанем в круг и проведем разминку.  Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.1.Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.3.Если вы уверены в своих силах, топните ногой.4.Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.5.Если вы уверены в своих силах, топните ногой.6.Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши. 7.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
8. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.9. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.А теперь можете пройти на свои места.2. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос учащихся: \учащиеся заносят баллы в листы результативности\
-В какие годы царизм в целях усиления зависимости Казахстана проводил свою колониальную политику? \в 50-60-х годах 18 века\
-Какие казачьи войска были созданы на территории Казахстана? Назовите их.
\Уральское, Сибирское, Оренбургское, а также были изъяты у коренного населения кочевья, строились военно-опорные базы на Урале, Есиле, Иртыше и других районах обширной степи\
-С какой целью, с каким замыслом проводилась такая колониальная политика на территории Казахстана? \укрепить колониальные позиции Российской империи. Замысел правительства заключался в том, чтобы постепенно вытеснить местное население с родовых кочевий и заселить освободившие земли казаками. Ослабить влияние местной аристократии, лишить их экономического могущества, начать заселять земли в пользу казачьих семей.\
Учитель: То есть, ребята, политика России, результатом которой было сужение традиционных кочевий казахов, положило начало завоеванию Казахстана.
3. Тема нашего урока : «Правление Абылай хана». 
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и деятельностью хана Абылая как полководца и политического деятеля. А сейчас приступим к работе.
Ребята, подойти ко мне и мы с помощью геометрических фигур, поделимся на группы. Как вы уже поняли, ребята, вам предстоит работа в группах, где вы должны будете помогать друг другу, выполняя задания.Каждой группе достается одна из тем, которую нужно проработать и составить постер. \использовать метод «Карусель»\ Затем по постеру нужно будет рассказать о своей теме, для того, чтобы участники других групп с ней познакомились. В кластере нужно записать самое основное.4. Работа в группах.1 группа – Абылай как полководец и политический деятель 2 группа – Казахское ханство в период правления АбылаяПредставление постера.5. Работа с учебником: прием «Инсерт».
Сейчас вы прочитаете текст о хане Абылае. Какая-то информация вам возможно уже знакома, поэтому рядом с такими предложениями вы поставите галочку – «v», а рядом с той информацией,  которую вы не знали, только что прочли, вы ставите «+». Если вы думали иначе, ставите «-» , а если хотите что-то уточнить, то знак вопроса «?».Чтение с пометками.
Учитель: Оказывается, вы много знаете о хане Абылае, молодцы, а  сегодня узнали еще больше. Сейчас вам предстоит выполнить задания, но прежде чем их начать давайте немного разомнемся, чтоб выполнять задания было легко.6. Физминутка: «Веселый бегемотик»
7. Учитель: А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы запомнили полученные сведения  о хане Абылае. Я вам раздаю задания, работаем по-прежнему в группах. Если кто-то  из участников группы затрудняется, то можно ему немного помочь. Задания выполняется на розданных листочках.
Задание 1: 1 группа:1. Исправьте ошибки: Абылай \Абулмамбет \, сын султана Среднего жуза Вали, родился в 1731 году. С 10-летнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.
\Абилмансур, 1711, 15\
2. В конце августа 1750 года Абулмамбет, влиятельный султан Абылай и сопровождавшие их аристократы присягнули на верность Китаю в городе Орске. Во время переговоров обе стороны обсудили вопросы расширения казахско-китайской торговли и другие. Абулмамбет сумел сплотить казахов для борьбы против реальной угрозы со стороны Уйгурского ханства. Все эти факты – подтверждение возросшего авторитета молодого Вали, свидетельство его дипломатического таланта.
\1740, России, русские, Абылай, Джунгарского,Абылая\
2 группа: 1. Осенью 1756 года российские войска вторглись в казахские земли. Одним из организаторов отпора врагу становится султан Вали. Напряженная ситуация, сложившаяся в приграничной зоне, побудила хана Абулмамбета, его сына Абулфеиза и султана Вали начать переговоры. Они пытались не допустить превращения первых столкновений в кровавые сражения и дипломатическим путем вернуть казахские земли, раннее захваченные Китайским ханством.
\Весной, китайские, Абылай, Джунгарским\
2. Несмотря на сложность ситуации, Абылай придерживался правильной политики, старался сохранить мирные отношения как с Джунгарией, так и с Китаем. В 1756-1760 годах в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абулмамбет принимает в Пекине подданство Джунгарии. Заявив о подданстве обоим соседям, фактически никому из них не подчинялся.Это был дипломатический ход хана. В 1791 году умер хан Старшего жуза Вали. Знаменитые бии, известные султаны, крупные полководцы поддержали Абулмамбета. Избрание Абулмамбета ханом стало признанием его выдающихся заслуг в деле консолидации джунгарских земель.
\Россией, Абылай, Китая,1771, Среднего, Абылая, Абылай\
Работа на местах, после выполнения – обмен листочками по кругу, совместное выполнение у доски, проверка заданий соседа.
Учитель: Молодцы ребята. Справились с заданием.(формативное оценивание)
Задание 8: Составление 5-5-1:
Ребята, а сейчас составьте сначала 5 основных предложений, в которых вы напишите то, о чем вы узнали о хане Абылае;
-а теперь выпишите из этих 5 предложений 5 основных слов
- а теперь выпишите из этих пяти слов одно ключевое слово
Составление на доске кластера.
Рефлексия: Написание синквейна.
Первая строка – имя существительное
Вторая строка – два прилагательных
Третья строка – три глагола
Четвертая строка – фраза
Пятая строка – ключевое слово.
Чтение учащимися пятистишия о хане Абылае.
Домашнее задание: написание эссе о хане АбылаеТема: Правление Абылая
Цель: - Формирование знаний о деятельности и достижениях хана Абылая как полководца и политического деятеля- воспитывать осознание причастности к судьбе своего государства- формировать чувства патриотизма, ответственности,- развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.Оборудование: электронный учебник, слайды, флипчарты, маркеры, интернет-ресурсы.Ход урока:
1. Организационный момент: «Разминка»
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем урок, давайте встанем в круг и проведем разминку.  Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.1.Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.3.Если вы уверены в своих силах, топните ногой.4.Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.5.Если вы уверены в своих силах, топните ногой.6.Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши. 7.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
8. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.9. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.А теперь можете пройти на свои места.2. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос учащихся: \учащиеся заносят баллы в листы результативности\
-В какие годы царизм в целях усиления зависимости Казахстана проводил свою колониальную политику? \в 50-60-х годах 18 века\
-Какие казачьи войска были созданы на территории Казахстана? Назовите их.
\Уральское, Сибирское, Оренбургское, а также были изъяты у коренного населения кочевья, строились военно-опорные базы на Урале, Есиле, Иртыше и других районах обширной степи\
-С какой целью, с каким замыслом проводилась такая колониальная политика на территории Казахстана? \укрепить колониальные позиции Российской империи. Замысел правительства заключался в том, чтобы постепенно вытеснить местное население с родовых кочевий и заселить освободившие земли казаками. Ослабить влияние местной аристократии, лишить их экономического могущества, начать заселять земли в пользу казачьих семей.\
Учитель: То есть, ребята, политика России, результатом которой было сужение традиционных кочевий казахов, положило начало завоеванию Казахстана.
3. Тема нашего урока : «Правление Абылай хана». 
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и деятельностью хана Абылая как полководца и политического деятеля. А сейчас приступим к работе.
Ребята, подойти ко мне и мы с помощью геометрических фигур, поделимся на группы. Как вы уже поняли, ребята, вам предстоит работа в группах, где вы должны будете помогать друг другу, выполняя задания.Каждой группе достается одна из тем, которую нужно проработать и составить постер. \использовать метод «Карусель»\ Затем по постеру нужно будет рассказать о своей теме, для того, чтобы участники других групп с ней познакомились. В кластере нужно записать самое основное.4. Работа в группах.1 группа – Абылай как полководец и политический деятель 2 группа – Казахское ханство в период правления АбылаяПредставление постера.5. Работа с учебником: прием «Инсерт».
Сейчас вы прочитаете текст о хане Абылае. Какая-то информация вам возможно уже знакома, поэтому рядом с такими предложениями вы поставите галочку – «v», а рядом с той информацией,  которую вы не знали, только что прочли, вы ставите «+». Если вы думали иначе, ставите «-» , а если хотите что-то уточнить, то знак вопроса «?».Чтение с пометками.
Учитель: Оказывается, вы много знаете о хане Абылае, молодцы, а  сегодня узнали еще больше. Сейчас вам предстоит выполнить задания, но прежде чем их начать давайте немного разомнемся, чтоб выполнять задания было легко.6. Физминутка: «Веселый бегемотик»
7. Учитель: А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы запомнили полученные сведения  о хане Абылае. Я вам раздаю задания, работаем по-прежнему в группах. Если кто-то  из участников группы затрудняется, то можно ему немного помочь. Задания выполняется на розданных листочках.
Задание 1: 1 группа:1. Исправьте ошибки: Абылай \Абулмамбет \, сын султана Среднего жуза Вали, родился в 1731 году. С 10-летнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.
\Абилмансур, 1711, 15\
2. В конце августа 1750 года Абулмамбет, влиятельный султан Абылай и сопровождавшие их аристократы присягнули на верность Китаю в городе Орске. Во время переговоров обе стороны обсудили вопросы расширения казахско-китайской торговли и другие. Абулмамбет сумел сплотить казахов для борьбы против реальной угрозы со стороны Уйгурского ханства. Все эти факты – подтверждение возросшего авторитета молодого Вали, свидетельство его дипломатического таланта.
\1740, России, русские, Абылай, Джунгарского,Абылая\
2 группа: 1. Осенью 1756 года российские войска вторглись в казахские земли. Одним из организаторов отпора врагу становится султан Вали. Напряженная ситуация, сложившаяся в приграничной зоне, побудила хана Абулмамбета, его сына Абулфеиза и султана Вали начать переговоры. Они пытались не допустить превращения первых столкновений в кровавые сражения и дипломатическим путем вернуть казахские земли, раннее захваченные Китайским ханством.
\Весной, китайские, Абылай, Джунгарским\
2. Несмотря на сложность ситуации, Абылай придерживался правильной политики, старался сохранить мирные отношения как с Джунгарией, так и с Китаем. В 1756-1760 годах в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абулмамбет принимает в Пекине подданство Джунгарии. Заявив о подданстве обоим соседям, фактически никому из них не подчинялся.Это был дипломатический ход хана. В 1791 году умер хан Старшего жуза Вали. Знаменитые бии, известные султаны, крупные полководцы поддержали Абулмамбета. Избрание Абулмамбета ханом стало признанием его выдающихся заслуг в деле консолидации джунгарских земель.
\Россией, Абылай, Китая,1771, Среднего, Абылая, Абылай\
Работа на местах, после выполнения – обмен листочками по кругу, совместное выполнение у доски, проверка заданий соседа.
Учитель: Молодцы ребята. Справились с заданием.(формативное оценивание)
Задание 8: Составление 5-5-1:
Ребята, а сейчас составьте сначала 5 основных предложений, в которых вы напишите то, о чем вы узнали о хане Абылае;
-а теперь выпишите из этих 5 предложений 5 основных слов
- а теперь выпишите из этих пяти слов одно ключевое слово
Составление на доске кластера.
Рефлексия: Написание синквейна.
Первая строка – имя существительное
Вторая строка – два прилагательных
Третья строка – три глагола
Четвертая строка – фраза
Пятая строка – ключевое слово.
Чтение учащимися пятистишия о хане Абылае.
Домашнее задание: написание эссе о хане Абылае