Разработка урока по предмету история Казахстана на тему Казахское ханство в период правления хана Абылая


Тема: Казахское ханство в период правления хана Абылая.
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока:
- находить причинно-следственные связи прошлого с настоящим;
- проводить анализ исторического материала;
- делать выводы, обобщая изученный материал.
Цель урока: Выявление роли хана Абылая в становлении казахской государственности
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Урок - исследование
Методы урока: Активные, интерактивные.
Оборудование урока: Интерактивная доска, карта Казахстана
Предварительные знания: Учащиеся имеют представления о казахско-джунгарских войнах, начале присоединении территорий Казахстана к России, о казахской дипломатии.
Предметная лексика и терминология: Протекторат, подданство, империализм, колониальная политика
Серия полезных фраз для диалога (письма): Я предполагаю…
Безусловно, из этого следует…
С уверенностью можно утверждать…
Ход урока
І. Орг. момент.
Преподаватель здоровается, проверяет количество учащихся
ІІ. Вызов классу. Показ видео об Абылае.
Преподаватель просит учащихся высказать предположения о теме урока. Учащиеся высказывают предположения о теме урока.
Преподаватель демонстрирует тему урока. Слайд №1
Учащиеся сравнивают свои ответы с темой урока предложенной учителем.
Преподаватель предлагает высказать предположения о цели урока.
Учащиеся пишут свои ответы на флипчарте.
Слайд №3 демонстрирует цель урока.
Учащиеся сравнивают свои ответы с преподавателем.
ІІІ. Мозговой штурм. Вопрос: «Назовите направления деятельности лидера, стоящего во главе государства?»
Идет работа в 4-х группах. Учащиеся работают в группе, составляют варианты ответов. Ответы пишут на листах формата А-3 и развешивают на стенах.

Предположительные ответы:
Внутренняя политика (реформы внутри государства)
Внешняя политика (дипломатия и войны)
Развитие культуры в государстве
Экономическое развитие
Талантливый полководец
Воплощение мечты
Преподаватель вместе с учащимися выбирает из вариантов 4 темы для групп.
Внутренняя политика хана Абылая.
Внешняя политика хана Абылая.
Экономическое и культурное развитие Казахского ханства.
Воплощение мечты Абылая.
Преподаватель распределяет задания, организовывает работу в группах, предлагает познакомиться с новыми словами и терминами в словаре (ноутбук), и при выступлении использовать фразы: « Я предполагаю…» «Безусловно, из этого следует…» « С уверенностью можно утверждать…»
В группе ребята самостоятельно выбирают вид презентации: на ноутбуке, в Powerpoint, кластер, постер. Готовят сообщение.
IV. Преподаватель вместе с учащимися разрабатывают критерии оценки ответов. Примерные критерии оценивания:
-научность
-доступность
-интересные факты
-лаконичность
-ораторское искусство
-вывод
Перед выступлением учащиеся определяют, что они будут оценивать в виде «две звезды и одно пожелание»
V. Организация выступлений 4-х групп. Презентация и оценивание.
На интерактивной доске 1. Внутренняя политика хана Абылая
2.Внешняя политика хана Абылая 3.Экономическое и культурное развитие Казахского ханства
4.Воплощение мечты хана Абылая
Группы презентуют свои выступления, оценивают каждое выступление по технике «Две звезды, одно пожелание».
Ответы групп:
1 группа: Внутренняя политика хана Абылая .Вся внутриполитическая деятельность была направлена на создание централизованного и независимого государства. Несмотря на всенародное признание и титул хана 3-х жузов власть Абылая не была абсолютной. А для сильного государства, для выживания в тяжелой внешнеполитической ситуации нужно было создать централизованное государство. Каждое родоплеменное объединение было автономно и управлялось своими биями и родоправителями. Для усиления централизации власти Абылай стал назначать султанов. Он несколько ограничил суд биев. Он пошел по пути усиления судебной власти хана. Опираясь на батыров он создал боеспособную армию, жестоко расправлялся со своими противниками в самом ханстве, с теми кто выступал против его личной власти. Присвоил себе право приговаривать преступников к смертной казни (этим занимались раньше только судьи). Таким образом с уверенностью можно сказать, во-первых ему удалось создать централизованное государство. Во-вторых он пошел по пути усиления судебной власти. В-третьих Абылаю удалось прекратить междоусобные столкновения и барымту среди казахских родов и племен.
2 группа: Внешняя политика хана АбылаяС уверенностью можно утверждать, что внешняя политика Абылая отличалась гибкостью и дальновидностью. Главная цель хана обеспечить неприкосновенность территории Казахстана и укрепить независимость Казахского ханства.
Во взаимоотношиях с Россией хан проводил политику добрососедства. Поддерживал с ней дипломатические и торговые связи. Хотя в 1740 году хан Абылай дал присягу на верность России, он проводил независимую внутреннюю и внешнюю политику. В 1778 году он отказался поехать на торжественную церемонию присяги России. Потому что считал, что ханом его избрал народ.
Одновременно с Россией, Абылай хан в 1757 – 1760 годы принимает подданство Китая в целях сохранения территориальной целостности.
Абылай ясно понимал, что цель русских и китайских правителей – это ослабление, а возможно и гибель Казахского ханства в войне с джунгарами.
Хан хотел сохранить Джунгарию в роли буфера между Казахстаном и Китаем, но чтобы Джунгария была под влиянием казахов. В 1753-1754 годы совершает походы в Джунгарию, которые завершились победой.
В 1765, 1770 годы Абылай объявляет войну против киргизов. В результате – граница Казахского государства расширилась.
В 1771 году он разгромил едильских калмыков. Границы страны во время хана Абылая были намного шире настоящих.
Правители Ташкента, Ходжента были вынуждены платить налоги. Казахи вернули города Туркестан, Шымкент, Созак. В результате международной позиции Казахского ханства значительно расширились.
3 группа: Экономическое и культурное развитие Казахстана
Хан успешно решал также и экономические проблемы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью России и государств средней Азии, Абылай поощрял развитие земледелия. ОН содействовал переходу автохтонного населения к земледелию на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор. Хан поощрял занятие казахов сенокошением, рыболовством. Хан всячески поддерживал в Степи караванную торговлю. также он выступил инициатором строительства кузниц в степи. В 1761 году в письме к Екатерине II Абылай просил прислать мастеров- строителей деревянных домов и 200-300 пудов земли.
По характеру был остроумен и находчив среди своих современников, был известен как человек слова, блестящего ума, честный и справедливый правитель. Безусловно, хан был прекрасным оратором, знатаком обычного права казахов и шежире. Вокруг себя он сумел собрать самых авторитетных, уважаемых и честных людей. Он многое сделал для развития духовной культуры казахского народа. Сам создал более 20 кюев, например «Ақ толқын», «Дүние қалды», «Қайран елім», «Қара жорға». Он поддерживал поэтов, музыкантов-акынов.
4 группа: Воплощение мечты Абылая.
В 2013 году отмечали 300-летие со дня рождения хана Абылая. В связи с этим событием в печати была опубликована статья Президента РК Н. Назарбаева «Воплощение мечты Абылая». Здесь говорится: «Судьба не раз одаривала казахов великими личностями: ханами, батырами, биями, которые сыграли огромную роли в сохранении и укреплении нашего государства. Среди них выдающаяся роль принадлежит хану Абылаю».
Эпоха Абылая была эпохой великих личностей, это был период когда стоял вопрос жизни и смерти, когда решалась судьба казахского народа. Рядом с ним находились его верные соратники, бестрашные батыры, мудреци-бии, советники. Их имена мы должны знать и помнить, потому что, пишет Президент « Народ, сделавший выводы из прошлого, не сможет достичь успехов в настоящем».
«Молодое поколение должно знать роль Абылая в истории Казахстана. Его жизнь пример для всей нации, пример любви к своей Родине, к своему народу. Потому что только такое поколение достигнет намеченной цели, которое знает свою историю. История- это урок жизни» Есть притча,- пишет Президент, где говорится, что у Абылая было 3 мечты:
Чтобы было мирное небо над государством.
Построить город
Сохранить единство народа
С уверенностью можно утверждать, что современный Казахстан есть воплощение мечты Абылая. Динамично развивается Казахстан, построен прекрасный город Астана, в едином государстве мирно и дружно проживают более 130 наций и народностей, главными их лозунгами является дружба и единство. Все это мы достигли благодаря независимости, мудрой и целенаправленной деятельности нашего Елбасы, Президента РК.
VI. Подведение итогов. Пишут эссе на тему «Мечты Абылая и современный Казахстан»
VII.Авторский стул. Учащиеся по желанию читают эссе.
Эссе «Мечты Абылая и современный Казахстан»
Казахский народ многое пережил в своей жизни: войны, поражения, голод. Но благосклонная судьба всегда помогала народу, одаривала великими личностями ханами, батырами, биями, которые смогли самоотверженно защитить народ и стать опорой нации. Среди них величайшая фигура – Абылай хан. Вся его жизнь посвящена борьбе против захватчиков, борьбе за независимость и свободу народа. Он смог сохранить территориальную целостность Казахстана. Укрепить казахскую государственность, обеспечить единство народа. Абылай возглавил объединительные процессы казахов и способствовал централизации государственной власти в степи. Я думаю, что Абылай смог спасти Казахское государство от исчезновения. Мы, молодое поколение должны хорошо знать свою историю, своих мудрых правителей, потому что, как писал Президент в своей статье, посвященной Абылаю «История – это урок жизни. Только поколение которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, сможет успешно достичь намеченной цели». Современный Казахстан – есть воплощение мечты Абылая. Шаг за шагов Казахстан приближается к самым высоким стандартам в области экономики, науки, демократизации и прав человека. Мы построили новую столицу, которая стала символом и гордостью Казахского народа, где проводятся мероприятия планетарного масштаба. Казахстан - родной дом для 140 этносов и 17 конфессий. У нас царит мир и политическая стабильность. Все это благодаря кропотливой и целенаправленной деятельности нашнго народа.VIII.Рефлексия. Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Преподаватель резюмирует итоги урока.
IX. Домашнее задание. Материалы урока. Учебные пособия. Фильм «Кочевники»