Исследовательская работа на тему: 72 школа-территория мира и согласия.

[Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 72

Исследовательская работа по теме

«72 школа - территория мира
и согласия»







Выполнили: ученица 6 «Б» класса
Андросова Зинаида,
ученик 6 «Г» класса
Сажин Никита

Руководитель исследовательской работы:
Симоненко Ирина Александровна

















2016 г. Хабаровск
Тема: «72 школа - территория мира и согласия»
Оглавление
Введение.3
§1. История освоения и заселения Дальнего Востока..5
1.1. Население Хабаровского края с древнейших времен.5
1.2. Заселение края русским населением.....6
1.3. Коренные народы Хабаровского края..7
§2. Население Хабаровского края..11
2.1. Формирование межнационального населения Хабаровского края 11
2.2. Межнациональные отношения в Хабаровском крае в настоящее время12
§3. Исследование состава национальностей в МБОУ СОШ №72 г. Хабаровска.17
Заключение.18
Список литературы.. 20
Приложения21
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время самой большой проблемой мирового сообщества является терроризм и межнациональные конфликты, которые возникают в связи с массовыми переселениями людей с территорий с военным положением (Украина, Сирия, Турция и др.). Это порождает активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. На этом фоне изучение населения Хабаровского края вызывает интерес, так как на территории нашего края проживает 145 национальностей. Здесь возникает вопрос: как при таком количестве национальностей, наш край остается неконфликтным районом, в котором столько народов проживают в мире и согласии? Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт так комментирует развитие межнациональных отношений в нашем крае: «В национальных вопросах мы не стоим на месте, а предпринимаем конкретные шаги по развитию межэтнических отношений. Ведь без нормального микроклимата в обществе не может быть и устойчивой экономики. Эти вещи тесно взаимосвязаны».
Цель исследования – изучить Хабаровский край как межнациональную территорию и рассмотреть взаимоотношения населяющих Хабаровский край народов.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд перечисленных ниже задач:
- изучить историю освоения и заселения Дальнего Востока;
- охарактеризовать население Хабаровского края, как коренные народы, так и переселенцев;
- исследовать факторы, влияющие на формирование межнационального населения Хабаровского края;
- изучить межнациональные отношения в Хабаровском крае в настоящее время;
- провести исследование по установлению количества обучающихся разных национальностей в школе № 72 г. Хабаровска.
Объектом исследования является история Хабаровского края и история его заселения.
Предмет исследования – народы, заселяющие Хабаровский край и их взаимоотношения.
Гипотезу нашего исследования можно сформулировать так: Хабаровский край – межнациональная территория.
Методы исследования. В исследовании применялись такие методы, как сравнительно-исторический метод, который позволил нам сравнить культуры коренных народов и их развитие в зависимости заселяемых районов; метод системного подхода и анализа в определении объекта и предмета нашего исследования; в изложении материала использовался описательно-повествовательный метод; при помощи диалектического метода нам удалось проследить взаимосвязи и взаимовлияния между населяющими наш край народами.
Значимость исследования состоит в получении объемной и полной информации о межнациональном населении нашего края и о взаимоотношениях между народами.
§1. История заселения и освоения Дальнего Востока
1.1. Население Хабаровского края с древнейших времен
История Хабаровского края исчисляется сотнями тысячелетий. Самые первые следы древней культуры человечества на Дальнем Востоке относятся к раннему и среднему палеолиту. О существовании человека на данной территории в нижнем палеолите нам говорят археологические находки, обнаруженные учеными. В этот период люди жили коллективами, приспосабливая под жилье, отвоеванные у животных, различные пещеры и гроты. В позднем палеолите (20–40 тыс. лет тому назад), наши предки научились строить жилища. Судя по раскопкам население нашего края в эпоху палеолита было очень немногочисленным. Оно представляло собой отдельные островки жизни – стоянки людей, осваивавших шаг за шагом земные пространства. Эти стоянки располагались преимущественно по берегам больших рек и озер. В эпоху неолита (новокаменного века) в VIII тысячелетиях до н. э. в Хабаровском крае обитало уже много племен. На берегах великого Амура и других реках и озерах археологами открыты и раскопаны многочисленные поселки, которые состояли из больших общинных жилищ полуземлянок. Раскопки поселения Польце у села Кукелево (Польцевская культура) дали информацию о населении края в период среднего железного века. Так многочисленные поселения и захоронения, оставленные людьми этого времени по берегам Амура и его притокам, свидетельствуют о достаточно высокой плотности населения. Многие китайские исследователи считают, что польцевская культура Приамурья оставлена племенами илоу.
Богатая и широко распространенная польцевская культура не исчезла бесследно. Считается, что она являлась основой культуры мохэских племен. Тунгусо-языческие племена мохэ впервые появляются на территории нашего края в начале первого тысячелетия н. э. По некоторым данным мохэские племена древнейшие предки современных нанайцев, орочей, удэгейцев. Постепенно они оттесняют местные палеоазиатские племена илоу к северо-востоку и полностью овладевают территорией Приамурья и соседними с ними районами Приморья и Маньчжурии. В конце VII в. часть мохэских племен объединилась и основало раннее-феодальное независимое государство Бохай, во владения которого входил ряд районов советского Дальнего Востока. Но в 926 г. государство Бохай было разгромлено киданами, которые относились к монгольской семье.
В Средние века территория современного Хабаровского края была населена в основном народами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В Китае они были известны под собирательным названием «дикие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]–[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Китая неоднократно организовывали экспедиции на нижний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где у нынешнего села [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в низовьях Амура (около 100 км выше устья) они в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] основали свою «Ставку маршала восточных походов», и примерно в то же время возвели кумирню.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у того же села Тыр несколько экспедиций [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под руководством евнуха [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] возвели буддийский храм Юннин и установили стелы (так называемые Тырские стелы, ныне хранящиеся в музее во Владивостоке). Однако подчинение местных племен китайским властям было довольно номинальным. После отбытия китайцев и пожара в храме, он не был восстановлен местными жителями.

1.2. Заселение края русским населением
Первые русские поселения на Дальнем Востоке возникли на Охотском побережье в первой половине XVII в. В 1639 г. отряд томских казаков во главе с И.Ю. Москвитиным вышел к Охотскому морю. В устье реки Улья был основан первый острог. Походы В.Д. Пояркова (1643–46) и Е.П. Хабарова (1649–53) положили начало присоединению левобережного Приамурья к Российскому государству, заселению обширных, почти безлюдных территорий.
Процесс освоения края был прерван военными действиями Цинской империи, в результате которых Россия подписала Нерчинский договор (1689 г.), по условиям которого русские покинули левобережное Приамурье почти на 150 лет.
Энергичные шаги по возвращению Приамурья России были приняты в середине XIX в.: экспедиции Н.Н. Муравьёва-Амурского и Г.И. Невельского. Н.Н. Муравьев был активным сторонником укрепления влияния России на Дальнем Востоке. В одном из своих писем он указывал: «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура». Гарантией успеха этого процесса, по мнению генерал-губернатора, должны были служить следующие условия: усиление российской военной мощи в регионе и активная переселенческая политика.
Его сподвижник Г.И. Невельской в ходе экспедиции сделал ряд важных географических открытий. Основным же сведением стал тот факт, что вновь открытые территории не принадлежат Цинскому Китаю. В 1850 г. в устье Амура Г.И. Невельским был основан военный Николаевский пост (ныне г. Николаевск-на-Амуре), а местные жители объявлены подданными Российской империи.
Генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв-Амурский тем временем сосредоточил свои усилия на переустройстве края, организации исследовательских экспедиций и укреплении обороноспособности региона за счет казачества. Казаки представляли реальную силу для заселения и освоения новых земель. В 1851 г. было принято решение о формировании Забайкальского казачьего войска численностью около 48 тысяч человек.
Своевременность мероприятий Н.Н. Муравьева вскоре подтвердили последующие события – обострение русско-французских и русско-английских противоречий, а также последовавшая за ними Крымская война. В связи с этим из Петербурга в Китай было направлено уведомление о намерениях России обеспечить военную защиту приамурских территорий, а также с предложением о пересмотре прежних договоренностей о пограничном размежевании. Полномочия на ведение таких переговоров были даны Н.Н. Муравьеву. И в апреле 1853 г. по решению императора Николая I была определена новая государственная граница России на Дальнем Востоке, в результате чего левобережье Амура объявлялось владением России. Однако вопрос о приамурских землях продолжал оставаться открытым до подписания договора о разграничении территорий в Приамурье (10-16 мая 1858 год, г. Айгун). Окончательное же определение границ между Россией и Китаем произошло 2 ноября 1860 г. по Пекинскому договору.
Таким образом, в середине XIX века был восстановлен суверенитет России на дальневосточных территориях, которые уже являлись ее владениями еще в XVII веке. Это был поворот в исторической судьбе Российского Дальнего Востока, поскольку Россия окончательно закрепила за собой территории, освоенные русскими людьми в XVII-XIX вв., и обезопасила свою территорию от агрессоров. Договоры отвечали национальным интересам Китая, поскольку предотвратили возможное вторжение западных держав с северо-востока, со стороны Амура. Добрососедские отношения между двумя странами создавали прочную основу для дальнейшего сближения и сотрудничества двух государств. Начиналась новая история Дальнего Востока в составе Российской империи.

1.3. Коренные народы Хабаровского края
Исторически этническая карта Хабаровского края была чрезвычайно пестрой (Приложение 1). Сотни племен и родов населяли обширную территорию от побережья Северного Ледовитого океана до границ Китая и Кореи. В отчетах русских землепроходцев XVII в. упоминаются чукчи, коряки, эскимосы, камчадалы, юкагиры, тунгусы, алеуты, гиляки, натки, ачаны, гольдики, солоны, дауры, дючеры и другие. В этническом отношении территория расселения дальневосточных аборигенов представляла несколько больших областей (Чукотско-Камчатская область; Охотская побережье, Северо-Восток Азии и север Приамурья; Амуро-Сахалинская область), каждая из которых имеет свою специфику, обусловленную географической средой, процессом исторического развития народов, их принадлежностью к той или иной языковой группе, производственной деятельностью народов и взаимоотношениями. Но поскольку наша задача изучить народы, заселяющие хабаровский край, то остановим наше внимание на Амуро-Сахалинской области, которая охватывает Приамурье, Приморье, Сахалин. Это районы проживания нанайцев (самоназвание – нани, прежнее – гольды),  ульчей (самоназвание – ольчи), удэгейцев (удэ, удэге), орочей (самоназвание – нани), ороков (старое название – ульта), негидальцев (самоназвание – элькан, бэйэниан), нивхов (старое название – гиляки), айнов (Приложение 2).
О корнях народов Приамурья нет единого мнения среди исследователей. Одни считают, что нивхи – исконные обитатели Нижнего Амура и Сахалина, а их тунгусоязычные соседи – ульчи, ороки, нанайцы – очень поздние пришельцы, которые позаимствовали от нивхов основные приемы хозяйственной деятельности и формы быта. Другие говорят о том, что предки нивхов пришли из более северных регионов.
У аборигенов южной части Дальнего Востока активно развивались межэтнические контакты. Нивхи, ульчи, нанайцы занимались обменом сырья и местной продукции. В процессе общения заключались межэтнические браки. Например, у ульчей возникали роды нивхского, нанайского, негидальского происхождения, а у нанайцев – ульчского, нивхского и т. д. В XVII-XVIII вв. усилились миграции, смешение населения как внутри одной группы, так и между различными этносами.
Включение Приамурья в состав Российского государства и его колонизация повлияли на историческое развитие коренного населения. Постоянные контакты с русскими людьми привели к разнообразным изменениям в жизни коренного населения. Эти изменения имели как положительную сторону, так и отрицательную. Если говорить о положительной стороне влияния, то вовлечение полунатурального хозяйства аборигенов во всероссийскую экономику вывело дальневосточные народности из первобытной замкнутости и изолированности. Кроме того, под влиянием русского населения некоторые из аборигенных групп стали заниматься огородничеством и домашним животноводством, которые имели в основном натуральный характер. Многие группы коренного населения постепенно перешли от оленеводства, охоты и рыболовства к охоте на пушного зверя и торговле пушниной в обмен на промышленные товары и европейские продукты, другие, изменив характер оленеводства, перешли от мелкотабунного к крупнотабунному.
Присоединение дальневосточных земель к России имело и отрицательные стороны. В XIX – начале ХХ вв. хозяйства коренного населения были втянуты в сферу капиталистического производства. Появились товарно-денежные отношения. Они способствовали разложению патриархально-родового строя у коренных народов. Распространялась частная собственность. К началу XX в. национальные общины распались на бедных и богатых. Отдельные представители богатой верхушки переселялись в города, порывая со своей национальной средой. Древние обычаи, нормы обычного права, традиции вытеснялись из коренного населения частнособственническими   интересами. Кроме того, политика царизма обрекала аборигенов на жесткую эксплуатацию и материальное прозябание. Непосильный ясак, отсутствие медицинской помощи, антисанитарные бытовые условия, злоупотребления администрации, притеснения со стороны купцов и казаков порождали стремление аборигенов освободиться от угнетения пришлого русского населения. В XVIII – начале ХХ в. произошло несколько крупных столкновений коренных народов с русскими землепроходцами. Безудержный грабеж русских и иностранных предпринимателей отразился на состоянии хозяйства коренных народов Дальнего Востока. В результате упадка традиционного хозяйства не хватало продуктов питания, резко повысилась смертность коренного населения от голода, эпидемий кори и оспы.
Коренное население беззастенчиво эксплуатировали как русские торговцы и промышленники, так и свои собственные. За пушнину и рыбу они расплачивались товарами самого низкого качества; торговые операции часто сопровождались спаиванием аборигенов водкой.
Столь тяжелое положение аборигенов сохранялось и в начале ХХ в. Широкое распространение ранее неизвестных болезней, массовый алкоголизм вели к высокой смертности, умственному и физическому их вырождению. Возможности ведения хозяйства аборигенов дополнительно сократились из-за изъятия и перераспределения угодий в пользу российских и иностранных предпринимателей, торговой эксплуатации коренного населения. Коренное население, не имея возможности прожить за счет исконных промыслов, вынуждено было осваивать новые занятия: работать по найму на добыче и засолке рыбы, заготовке сена и дров, на строительстве. На рудниках и приисках Приамурья, Сахалина появились рабочие из числа коренных жителей.
С конца 1920-х гг. – начала 1930-х гг. коренные народы испытали на себе негативные последствия индустриализации и коллективизации, которые усугублялись непродуманной национальной политикой государства. Одновременно с коллективизацией осуществлялась ликвидация ряда населенных пунктов, насильственное переселение порой в неудачно расположенные селения. В жизнь стал проводиться унифицированный подход, совершенно не учитывались особенности культур, обычаев, образа жизни коренных народов. Эта политика вела к разрушению связи людей с традиционной системой хозяйствования, к потере национально-культурной самобытности народов, к их принудительному включению в другой, чуждый им уклад жизни.
В настоящее время государством проводится политика ориентирования народов на возврат их к самобытной культуре, на возрождение национальных видов хозяйствования. В связи с этим принято немало законодательных актов и различных постановлений. Поддерживается формирование научной, творческой интеллигенции из числа малочисленных народов. Большую роль в этом сыграли высшие учебные заведения, созданные для подготовки национальных кадров: Институт народов Севера, открытый в 1926 г. в Ленинграде, отделение народов Севера при Хабаровском педагогическом институте, открытое в 1934 г. Десятки людей приобрели всемирную известность, среди них такие писатели, как нанаец Г. Ходжер, удегеец Д. Кимонко, ульч А. Вальдю, чукча Ю. Рытхэу, нивх В.Санга, певец и собиратель фольклора народов Севера К. Бельды, доктор филологических наук С. Оненко, доктор исторических наук Ч. Таксами и др.
Таким образом, влияние русских и других переселенцев на развитие коренных народов имеет двойственный характер. Наряду с негативными проявлениями политики насаждения русской культуры, национальные культуры достигли значительных высот.
§ 2. Население Хабаровского края

2.1. Формирование межнационального населения
хабаровского края
Население хабаровского края формировалось под влиянием определенных факторов и условий. Больше половины жителей Хабаровского края составляют неместные уроженцы. Основным фактором формирования межнационального населения является переселение людей из других регионов. Рассмотрим, как же происходило заселение Хабаровского края.
Со второй половины XIX в. началось заселение территории русскими переселенцами. В основном они были из Сибири и Европейской части России. В 1857 г. началось переселение нескольких сот семей забайкальских казаков с целью организации вдоль берега Амура казачьих селений (Приложение 3). Кроме того, население края пополнилось за счет притока ремесленников, рабочих-отходников, каторжан и ссыльных. Еще одним фактором, способствовавшим увеличению численности местного населения, стало открытие золотоносных месторождений. Также в основе переселения лежали и религиозные факторы. Поселившиеся в 1859 г. сектанты, переписываясь со своими родными и знакомыми, оставшимися на местах, сообщали им не только о тех материальных выгодах, которые представляло переселение, но и о той религиозной терпимости администрации и местного населения, которые они здесь нашли. Эти слухи были заманчивыми для сектантов и раскольников, которые не пользовались в других местах религиозной свободой и служили сильным толчком, побуждающим к переселению (Приложение 4).
Наряду с пришлым (русским) и коренным населением в Хабаровском крае также проживали иностранцы, главным образом китайцы и корейцы. В основном это были сезонные рабочие (Приложение 5). В 1890-е гг. начинает практиковаться массовое заключение контрактов с квалифицированными рабочими из Европейской России, главным образом для привлечения трудовых ресурсов на крупные стройки. Так, например, из Европейской России переводили рабочих для строительства и эксплуатации железных дорог. Таким образом, уже к 1897 г. в социальной структуре стали численно преобладать русские (68%). Численность же коренного населения составляла около 40 тысяч человек.
Самая массовая миграция и заселение пришлых на Дальний Восток наблюдалась в период индустриализации СССР (Приложение 6). По путевкам приезжали молодые специалисты, часть которых оседала на постоянное место жительство в Хабаровском крае. В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство, укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий.
Еще одним фактором, повлиявшим на формирование  населения Хабаровского края в эти года, являются репрессии, поскольку определенную часть поселенцев составляли ссыльные и репрессированные. Основная их масса прибыла на Дальний Восток в период 1937-1954 гг. К январю 1989 г. русское население составляло уже 86,4 %. Следует отметить, что в этот год по данным переписи в крае была зафиксирована самая высокая численность населения, которая составляла 1 597 743 человек (Приложение 7).
Согласно переписи населения 2002 г. в национальном составе населения Хабаровского края преобладают русские (89,8%), далее следуют украинцы(3,4%), татары (0,8%), корейцы (0,7%), белорусы (0,6%). Малочисленные народы Севера составляют 1,6%, из них нанайцы – 0,8%, эвенки – 0,3%, ульчи – 0,2%, нивхи – 0,2%,эвены – 0,1% (Приложение 8). Всего насчитывается 20 этносов. По данным переписи 2010 года процентное преобладание русских возросло до 91, 8% (Приложение 9).
На сегодняшний день по данным Госкомстата России численность населения составляет 1 333 610 человек. Состав населения многонациональный. В крае проживают представители почти всех народностей Дальнего Востока (нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, эвены, эвенки и др.), а так же пришлые и иностранцы.  При этом Хабаровский край – один из самых малонаселенных регионов России, что обусловлено, во-первых, общим экономическим упадком постсоветского времени, а во-вторых – суровостью местного климата, сравнимой с районами Крайнего Севера. Численность населения края из-за отрицательного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] постоянно уменьшается.
Как видим, население Хабаровского края довольно неоднородно по своему составу: помимо представителей малых народов, здесь в разное время поселялись казаки, русские крестьяне, старообрядцы из Забайкалья и «румынские» старообрядцы, украинцы, белорусы, а также представители других национальностей.
 
2.3. Межнациональные отношения в настоящее время
Государственная национальная политика Российской Федерации в Хабаровском крае проводится специалистами отдела по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями управления по реализации государственной национальной политики главного управления внутренней политики Губернатора и Правительства края.
В год проводится более ста мероприятий, которые способствуют укреплению дружбы между представителями национальных и религиозных объединений (Приложение 10). Это совещания, круглые столы, тематические и информационные встречи, научно-практические конференции, дни родного языка, родительские собрания по воспитанию толерантности, спартакиада народов и многие другие.
Органы исполнительной власти края регулярно проводят встречи с руководителями национальных и религиозных объединений по вопросам гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
В 2009 году был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе Хабаровского края. Члены Совета ежеквартально проводят заседания, где обсуждают вопросы профилактики межконфессиональных конфликтов и содействия социальной и культурно-просветительской деятельности религиозных объединений.
9 июля 2011 года состоялась встреча руководителей национальных объединений, в ходе которой представители 13-ти национальных объединений края единогласно проголосовали за создание новой организации. 
Так, была создана региональная общественная организация – филиал Ассамблеи народов России в Хабаровском крае, в состав которой вошли 13 национальных объединений – диаспоры, землячества, ассоциации Еврейская национально-культурная автономия г. Хабаровска «Мизрах», Хабаровская городская национально-культурная автономия татар «Хабар», некоммерческая автономная организация «Белорусское землячество», «Хабаровский краевой центр немецкой культуры «Корн», региональное отделение «Союз армян России», Хабаровская краевая общественная организация «Ватан», Ассоциация коренных малочисленных народов севера Хабаровского края, Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский Конгресс», Постоянное представительство Республики САХА (Якутия) по ДФО в г. Хабаровске, Хабаровская краевая общественная организация по защите прав и свобод «Союз Узбекистана», Ассоциация корейских организаций Сибири и Дальнего востока, два украинских землячества – Общественная организация «Общество украинской культуры Хабаровского края «Зеленый клин» и Общественная организация Хабаровского края «Украинское землячество «Криниця» и другие. Возглавил филиал профессор, доктор медицинских наук Сулейманов Салават Шейхович. 
3 ноября 2011 года в ходе проведения «круглого стола» при Губернаторе Хабаровского края члены филиала приняли свою Декларацию – документ, отражающий основополагающие принципы работы организации. 
23 октября 2012 года филиал был преобразован в Хабаровскую краевую общественную организацию «Ассамблея народов Хабаровского края». В течение 2012–2013 гг. в состав Ассамблеи вошли новые организации – «Национально-культурная автономия чувашей в ДФО», Общественная организация Хабаровского края «Бурятское землячество «Гэсэр», Хабаровская краевая общественная организация «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья», Представительство Республик Северной Осетии Алания в ДФО, Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный конгресс татар», а также Городское казачье общество «ФОРТ ДВ» Окружного казачьего общества Хабаровского края Уссурийского казачьего войска. 2 октября 2015 г. на должность председателя Совета ХКОО «Ассамблея народов Хабаровского края» единогласно избран Сергей Нестерович Скоринов – ректор Хабаровского государственного института искусств и культуры.
С 2012 года ежеквартально выходит краевой журнал «Ассамблея народов Хабаровского края», а с мая 2014 года  газета «Вести Ассамблеи». На страницах данных изданий освещается деятельность органов власти, научных сообществ и общественных организаций в сфере реализации в Хабаровском крае государственной национальной политики РФ.
Ежегодно при участии членов Ассамблеи проводится более 50-ти мероприятий – дни единения народов и дни национальных традиций, выставки национального декоративно-прикладного искусства, фестивали и фольклорные праздники, литературно-музыкальные вечера, мастер-классы, конкурсы, викторины, дегустации национальных блюд и другие. В августе-сентябре 2013 года члены Ассамблеи приняли активное участие в борьбе с высоким паводком на р. Амур.  А 9 августа 2015, жители Хабаровска смогли стать зрителями фестиваля, посвященного празднованию Международного дня коренных народов мира. По словам хабаровчан, такой фестиваль – это еще один повод сплотиться и почувствовать себя одним целым. «В Хабаровском крае проживает около 23 тысяч [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которыми мы гордимся и которых очень ценим, – подчеркнул С. Луговской (вице-спикер парламента края). – Сегодня и Правительство региона, и депутаты Законодательной думы Хабаровского края не перестают работать над улучшением качества жизни коренных народов, – продолжил он. – Только за последние годы почти в полтора раза выросло количество участков для традиционного рыболовства и охоты. У коренных народов появилась возможность самостоятельно реализовывать свои проекты по сохранению традиционного образа жизни, воспитанию молодежи, сохранению культуры и языка».
С 2011 по 2014 год при Правительстве края действовала Рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений, члены которой вели системный анализ процессов, происходящих в национальных диаспорах, в высших учебных заведениях, изучали влияние иностранных граждан на криминогенную обстановку в крае, готовили рекомендации по реализации в крае государственной национальной политики и профилактике межэтнических конфликтов. С 2015 года эта группа вошла в состав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В расширенном заседании Совета по межнациональным отношениям под председательством Губернатора Хабаровского края принял участие Представитель РСО-Алания в Дальневосточном федерального округе Валерий Хидиров, который выразил уверенность в том, что независимо от национальности людей, их вероисповедания и убеждений межэтнические конфликты не найдут поддержки у жителей Хабаровского края.
Об этом говорят и недавние исследования, проведенные среди молодежи. В результате опроса более тысячи студентов выяснилось, что большая часть молодежи готова к активному выстраиванию межнационального сотрудничества. Наблюдается устойчивый интерес у молодежи к культурам, традициям и обычаям народов Хабаровского края. В этой связи особую популярность могут приобрести совместные молодежные проекты, где будут представлены разные культуры. Площадкой для них должна стать Молодежная ассамблея народов Хабаровского края, которая объединит представителей свыше 20 национальных общин и диаспор.
Заседание было приурочено ко Дню рождения Ассамблеи народов Хабаровского края. Сегодня на территории Хабаровского края проживают представители 145 национальностей. В регионе действует 36 национальных центров и более 80 этнических объединений, 22 из которых входят в состав Ассамблеи.
Следует отметить, что, несмотря на большое количество проживающих народов на территории Хабаровского края, между ними нет конфликтов на национальной почве. Об этом говорит заместитель председателя правительства Хабаровского края Виктор Марценко перед началом правительственного заседания по вопросам межнациональных отношений. Для того чтобы и в будущем у нас не было межнациональных конфликтов, мы должны проводить постоянную профилактическую работу. Это особенно важно в свете последних печальных событий, происходящих в мире. По мнению Виктора Марценко, у нас достаточно эффективно работает система воспитания молодежи в интернациональном духе, духе уважения к иной вере и культуре. Большой вклад в эту работу вносит Ассамблея коренных малочисленных народов Севера, общественные организации, объединяющие представителей различных диаспор. Эти организации – уважаемые в крае, и для жителей края уже привычным стало совместное празднование национальных праздников Навруза, Сабантуя и Ысыах, Дней культуры народов, и многих других. Все эти праздники, фестивали и мирные состязания служат укреплению дружбы между народами, позволяя каждому народу раскрыться на всем доступном языке.

§3. Исследование состава национальностей в МБОУ СОШ №72 г. Хабаровска
Тема нашей работы пробудила интерес к количеству и составу национальностей обучающихся в нашей школе, МБОУ СОШ №72. В связи с чем, было проведено исследование, которое можно считать доказательством многонациональности общества нашего края. Исследование было проведено следующим образом:
Анализ национальностей учащихся с 1-го по 11-ый классы.
Получение информации о численности учащихся в данном учебном заведении.
Анкетирование учащихся по вопросу толерантности в каждом классе (Приложение).
В результате проведенной работы мы выяснили, что большую часть обучающихся составляют русские – 84% (Приложение 11). Остальные 16% составляют такие национальности, как украинцы, узбеки, нанайцы, азербайджанцы, татары, грузины, армяне, евреи, белорусы, таджики, буряты, корейцы, ульчи, японцы. Следует отметить, что национальный состав старшего звена обучающихся менее разнообразен (Приложение 12). В связи с чем, можно сделать вывод, что десять лет назад приток переселенцев из других стран и регионов был меньше, чем в настоящее время. Состав среднего и начального звена по количеству национальностей одинаковый (Приложение 13, 14).
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наше анкетирование помогло выяснить, на каком уровне находятся отношения между детьми в школе. По его результатам можно сделать вывод, что дети, не смотря на различие культур, языков, религии очень дружны между собой. А также отзывчивы и добры по отношению друг другу. Такие отношения достигаются благодаря тому, что в школе на классных часах нас знакомят с традициями разных национальностей, проводят совместные праздники с использованием элементов народных костюмов. Кроме того мы разучиваем национальные танцы и знакомимся с национальными блюдами. Все это помогает воспитывать в нас уважение к обычаям других народов, доброжелательное отношение друг к другу. Мы – за дружбу между людьми различных национальностей. И мы можем сделать нашу жизнь лучше, помогая друг другу в трудную минуту, следуя просьбе-совету добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».

Заключение
Подводя итоги, следует сказать, что Хабаровский край традиционно является территорией межнационального мира и согласия. В регионе проживают 145 национальностей, свыше 23 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Мы живем в обществе, в котором приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества, укреплять дружбу и согласия между народами. У нас в крае этому способствует созданная организация, Ассамблея народов Хабаровского края, насчитывающая 20 национальных объединений.
Закончить исследование хочется обращением Губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта к молодежи: «Особо хочу обратиться к молодежи. Именно вам предстоит продолжить дело отцов и дедов. Дальше строить и украшать наш общий дом – Хабаровский край. Берегите его историю. Приумножайте его богатства. Уважайте традиции народов, населяющих наш многонациональный край» (Приложение 15).


Сноски:
[1] Дальний Восток развивает межнациональные отношения // Постоянное представительство Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[2] Линь Шушань. Предварительное исследование этнической принадлежности илоу // Древняя и средне- вековая история Восточной Азии: к 1300-летию образования государства Бохай. Владивосток: ДВО РАН, 2001. С. 314.
[3] Присоединение Приамурья к России во второй половине XIX века – новая страница в истории региона // Правительство Амурской области. Официальный портал [Электронный ресурс]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[4] Праздник лета отметили коренные народы в Хабаровске // Новости Хабаровска: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[5] Дальний Восток развивает межнациональные отношения // Постоянное представительство Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[6] Конфликтов на национальной почве между народами в Хабаровском крае нет // AmurMedia.ru:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[7] Конфликтов на национальной почве между народами в Хабаровском крае нет // AmurMedia.ru:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[8] Конфликтов на национальной почве между народами в Хабаровском крае нет // AmurMedia.ru:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Список литературы
Ассамблея Хабаровского края, URL: http://assembly-khv.ru/index/0-2
В. Шпорт: Хабаровский край – территория межнационального мира и согласия // Официальный сайт Правительства Хабаровского края, URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дальний Восток развивает межнациональные отношения // Постоянное представительство Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ, URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История Дальнего Востока с древнейших времен до XVII в. – М., 1989.
История Российского Дальнего Востока XVII-XX вв.: Учебное пособие / Н.Н.Билим. – Хабаровск, 1999.
Конфликтов на национальной почве между народами в Хабаровском крае нет / Хабаровск, 18 ноября 2015, AmurMedia, URL: // AmurMedia.ru:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коренные народы Дальнего Востока // Тихоокенский государственный университет, URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Линь Шушань. Предварительное исследование этнической принадлежности илоу // Древняя и средне- вековая история Восточной Азии: к 1300-летию образования государства Бохай. Владивосток: ДВО РАН, 2001. С. 314–318.
Очерки истории родного края. – Хабаровск, 1993.
Праздник лета отметили коренные народы в Хабаровске // Новости Хабаровска, URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Присоединение Приамурья к России во второй половине XIX века новая страница в истории региона // Правительство Амурской области. Официальный портал, URL: http://www.amurobl.ru/wps/wcm/connect/Web+Content/AMUR/Main_site_area/siteArea_amurObl/istor/prisxx?presentationTemplate=print_staticPage_pt

Приложение 1. Карта хабаровского края
Приложение 2. Коренные народы Хабаровского края


















Приложение 3. Казаки Хабаровского края

Приложение 4. Старообрядцы

Приложение 5. Корейцы – рабочие на железной дороге

Приложение 6. Переселение русских в период индустриализации.

Приложение 7. Всё и городское население (его доля) по данным всесоюзных и всероссийских переписей (1939 г.  без учёта Амурской, Камчатской, Сахалинской и Еврейской автономной областей, 19591989 гг. без учёта Еврейской автономной области):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 8. Национальный состав населения Хабаровского края по результатам переписи населения, 2002.


Национальность
Численность
(чел.)
% от общего

Русские
1 290 264
89,82%

Украинцы
48 622
3,38%

Нанайцы
10 993
0,77%

Татары
10 972
0,76%

Корейцы
9 519
0,66%

Белорусы
8 840
0,62%

Эвенки
4 533
0,32%

Азербайджанцы
4 463
0,31%

Китайцы
3 815
0,27%

Лица, не указавшие национальность
3 521
0,25%

Мордва
3 399
0,24%

Немцы
3 166
0,22%

Ульчи
2 718
0,19%

Армяне
2 666
0,19%

Нивхи
2 452
0,17%

Евреи
2 370
0,16%

Чуваши
2 225
0,15%

Башкиры
1 458
0,10%

Якуты
1 454
0,10%

Молдаване
1 360
0,09%

Эвены
1 272
0,09%

Узбеки
1 257
0,09%

Поляки
918
0,06%

Таджики
844
0,06%

Казахи
841
0,06%


Приложение 9. Национальный состав по переписи населения 2010г.
Русские  1 183 292 (91,8 %)
Украинцы  26 803 (2,1 %)
Нанайцы  11 009 (0,8 %)
Корейцы  8 015 (0,6 %)
Татары  7 836 (0,6 %)
Белорусы  4804 (0,4 %)
Эвенки  4654 (0,4 %)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  3 898 (0,3 %)
Азербайджанцы  3 618 (0,3 %)
Узбеки  3 212 (0,2 %)
Евреи  3 044 (0,2 %)
Армяне  2 943 (0,2 %)
Ульчи  2 621 (0,2 %)
Нивхи  2 149 (0,2 %)
Немцы  2 098
Мордва  1 409
Чуваши  1 398
Башкиры  1 265
Якуты  982
Молдаване  886
Цыгане  807
Удэгейцы  620
Эвены  575 (0,04 %)
Негидальцы  480 (0,04 %)
Орочи  441 (0,03 %)
Тазы  430
Лица, не указавшие национальность  55 038 (4,09 %)
Приложение 10. Мероприятия проводимые Ассамблеей народов в России в Хабаровском крае.
Международный день родного языка
· 



Праздник лета, отмеченный коренными народами



Приложение 11. Исследование состава национальностей в школе №72
г. Хабаровска
Приложение 12. Исследование национальностей старшего звена школы № 72 г. Хабаровска


Приложение 13. Исследование состава национальностей начальной школы МДОУ СОШ № 72.



Приложение 14. Исследование состава национальностей среднего звена МДОУ СОШ № 72.
















Приложение 15. Заседание совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Хабаровского края.


 Дальний Восток развивает межнациональные отношения // Постоянное представительство Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Линь Шушань. Предварительное исследование этнической принадлежности илоу // Древняя и средне- вековая история Восточной Азии: к 1300-летию образования государства Бохай. Владивосток: ДВО РАН, 2001. С. 314–318.
 Присоединение Приамурья к России во второй половине XIX века – новая страница в истории региона // Правительство Амурской области. Официальный портал [Электронный ресурс]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Праздник лета отметили коренные народы в Хабаровске // Новости Хабаровска: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 

 Дальний Восток развивает межнациональные отношения // Постоянное представительство Республики Северная Осетия-Алания при президенте РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Конфликтов на национальной почве между народами в Хабаровском крае нет // AmurMedia.ru:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Конфликтов на национальной почве между народами в Хабаровском крае нет // AmurMedia.ru:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 В. Шпорт: Хабаровский край – территория межнационального мира и согласия // Официальный сайт Правительства Хабаровского края: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515