Рабочая программа по Статистике для студентов 2-го курса для специальности Учет и аудит

АJПАРАТТЫJ ТЕХНОЛОГИЯЛАР Ж€НЕ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖІ
КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА



Бекітемін
Утверждаю

Колледж директоры
Директор колледжа




_____________

« » тамыз 20 ж
« » августа 20 г.




Ж`МЫС ОJУ БАBДАРЛАМАСЫ
Рабочая учебная программа



П€Н: Статистика
ДИСЦИПЛИНА: Статистика


МАМАНДЫJ: 0518000 Есеп ж‰не аудит (салалар бойынша)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 0518000 Учет и аудит (по отраслям)


JР БжBМ техникалыK ж‰не к‰сіптік білім беру бойынша арнайы орта буын мамандарCа арналCан 2015 жылCы 15 маусымдаCы № 384 бaйрыCымен бекіткен, негізгі жалпы орта білім беру базасында «Статистика» п‰ні бойынша Типтік оKу баCдарламасы негізінде ‰зірленді. JР БжBМ 2009 жылCы 25 желтоKсандаCы № 595 бaйрыCымен бекіткен, 2009 жылCы 25 желтоKсандаCы № 380 тіркеу, «Статистика» п‰ні бойынша Типтік оKу баCдарламасы негізінде ‰зірленді.
Разработана на основании Типовой учебной образовательной программы технического и профессионального образования для специалистов среднего звена на базе общего среднего образования по предмету «Статистика», утвержденной МОиН РК от 15 июня 2015 года № 384 и Типовой учебной программы по дисциплине «Статистика», утвержденной приказом МО иН РК от 25.12. 2009г № 595, Регистрационный № 380 от 25.12. 2009 г


€зірлеген оKытушы :
Разработал преподаватель: Демидова Л.А.
ОKу уаKытын реттеу (11 сынып негізінде)
Распределение учебного времени (база 11 классов)
Курс
БарлыK саCат саны
Всего часов на весь период обучения
оныS ішінде
в том числе
БаKылау жaмыстары(саны) Контрольные работы
(кол-во)
БаKылау т_рі Форма контроля



ТеориялыK сабаKтар теоретические занятия
ПрактикалыK сабаKтар практические занятия




сем
№ 1

сем
№ 2

сем № 1

сем № 2

сем № 1

сем № 2

сем
№ 1

сем
№ 2

сем
№ 1

сем
№ 2


2
36
36
30
24
6
12


1

сынаK зачет
сынаK зачет

3











БарлыCы Итого

72

54

18

1

2







П‰н келесі топтарда оKытылады
Дисциплина изучается в группах
ОKу жылы
Учебный год
Курс н™мірі
Номер курса
Топ шифры
Шифр группы

20 - 20
2





Жалпы к‰сіби ж‰не арнаулы п‰ндердіS п‰ндік циклдыK комиссиясыныS отырысында Kарастырылды
20 жылCы тамыздаCы № 1 Хаттама
Т™раCасы: ____________________

Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии
общепрофессиональных и специальных дисциплин
Протокол № от августа 20 г
Председатель: ____________________
Пояснительная записка.
Настоящая Рабочая учебная программа разработана на основании Типовой учебной образовательной программы технического и профессионального образования для специалистов среднего звена на базе общего среднего образования по специальности 0518000 Учет и аудит (по отраслям) по предмету «Статистика», утвержденной МОиН РК от 15 июня 2015 года № 384 и Типовой учебной программы по специальности 0518000 учет и аудит (по отраслям) по дисциплине «Статистика», утвержденной приказом МОН РК от 25.12. 2009 г № 595, регистрационный № 380 от 25.12. 2009 г
Настоящая Рабочая учебная программа предназначена для реализации содержания дисциплины «Статистика».
Общий объем учебного времени на базе общего среднего образования – 72 часа, из них:
теоретических занятий –54 час,
практических занятий – 18 час.
При реализации настоящей Рабочей учебной программы в соответствии Рабочим учебным планом предусмотрено проведение:
контрольных работ –1
зачетов –2
Контрольная работа № 1 проводится по темам № 3-6. Зачеты проводится за счет общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины.
При изучении дисциплины рассматриваются вопросы организации статистики всеми статистическими организациями в условиях рыночных отношений.
Рабочая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам «Основы бухгалтерского учета», «Финансы и кредит», «Основы экономической теории», «Математика для экономистов». Предусмотрено проводить интеграцию с дисциплинами «Экономическая информатика и информационные технологии», «Финансовый учет», «Математика для экономистов».
Изучение дисциплины излагается с учетом требований:
- обучающиеся должны знать: законодательные и инструктивные материалы по вопросам организации учета и отчетности, формулы расчета аналитических показателей, методику проведения аналитических процедур, основные части выводов;
- обучающиеся должны уметь: со знанием дела проводить аналитические процедуры, делать правильные выводы, научно обоснованные выводы и оценки о рыночной устойчивости и результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций, подготовить для руководства.
6. Рабочая учебная программа предусматривает проведение различных видов занятий: лекций, комбинированных уроков, практических занятий с применением традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий.
7. Для закрепления теоретических знаний и получения необходимых навыков практической работы предусмотрено использование электронных учебников, компьютерных презентаций, обучающих и контролирующих компьютерных программ.












2. Планируемые результаты обучения дисциплины
Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе
Результаты, запланированные в Рабочей учебной программе

Обучающие должны обладать следующими компетенциями
В результате изучения дисциплины обучающие обладают следующими компетенциями

Базовыми:
Базовыми:

БК 1. Общее понятие о статистике. Основные значения термина «статистика». Принимать решения на основе критически осмысленной информации;
Знают:
- законодательные и инструктивные материалы по вопросам организации статистики;
Умеют:
- работать на персональном компьютере;
Приобрели навыки:
- работы на прикладных программах;

БК 2. Самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранить, интерпретировать информацию, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий.


Профессиональными:
Профессиональными:

ПК 1. Знание истории возникновения и развития статистики как науки, основные значения термина «статистика», задачи, функции и категории статистики, предмет и методы статистического исследования;
Знают:
- функции и категории статистики, предмет и метод статистического исследования;
Умеют:
- различать виды статистического наблюдения;
- составлять программно-методологические и организационные вопросы плана статистического наблюдения;
- дать понятие видам группировочных признаков, сводок и статистических группировок;
- составлять статистические таблицы и схемы;
- проводить статистический анализ, делать выводы из статистических данных;
- использовать экономико-математические методы и компьютеры при выполнении статистических расчетов;
- вести операции со статистическими данными;
Приобрели навыки:
- квалифицированно производить анализ статистических показателей;

ПК 2. Знание структуры государственных органов статистики Республики Казахстан, их основные задачи и функции;


ПК 3. Знание определения статистического наблюдения, форм, видов и способов, основных программно-методологических и организационных вопросов плана статистического наблюдения;


ПК 4. Знание определения сводки и группировки, видов группировочных признаков, видов сводок и группировок, определение статистической таблицы и графика, их видов;


ПК 5. Знание отличия между абсолютными и относительными величинами, форму расчета различных видов относительных величин;


ПК 6. Знание понятия об индексах, их видов, методики расчета;


Специальными:
Специальными:

СК 1. Определение форм и видов статистического наблюдения, сбор информации, определение ошибок наблюдения, использование мер, обеспечивающих достоверность данных. Иметь навыки определения видов статистического наблюдения;
Знают:
- формы и виды статистического наблюдения;
Умеют:
- рассчитывать показатели, характеризующие финансовое состояние организации и быть компетентными в вопросах анализа финансовой деятельности организации;
- проводить аналитические процедуры;
- рассчитывать средние уровни, показатели рядов динамики, строить ряды с нарастающими итогами, иметь навыки расчета показателей рядов динамики, анализа расчетов;
- подготовить для руководства оптимальные управленческие решения, принятие которых будет способствовать росту производства и повышению его эффективности;
Приобрели навыки:
- расчета индексов;
- анализа расчетов финансовых показателей4

СК 2. Построение рядов распределения, графиков, таблиц. Иметь навыки обработки информации;


СК 3. Расчет относительных величин, иметь навыки анализа относительных величин;


СК 4. Расчет среднего уровня ряда и показателей ряда динамики, построение ряда с нарастающим итогом, иметь навыки расчета показателей рядов динамики, анализа расчетов;


СК 5. Применение формул при расчетах индексов, иметь навыки анализа расчетов.




3.Тематический план учебной программы дисциплины.


п/п
Наименование тем
Всего
часов
в том числе




теоретические
практические


1
2
3
4

1
Тема 1. Предмет и метод статистики
4
4
-

2
Тема 2. Задачи и организация статистики в условиях рыночной экономики.
2
2
-

3
Тема 3. Статистическое наблюдение
6
6


4
Тема 4. Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Статистические таблицы и графики. Ряды распределения.
10
8
2

5
Тема 5. Абсолютные и относительные величины в статистике.
12
8
4


Зачет по темам № 1-5
2
2


6
Тема 6. Средние величины и показатели вариации
10
6
4

7
Контрольная работа № 1 по темам № 3-6
2
2


8
Тема 7. Ряды динамики. Показатели рядов динамики.
10
6
4

9
Тема 8. Индексы.
12
8
4

10
Зачет по курсу
2
2



Итого:
72
54
18


4. Содержание учебной программы дисциплины.

Тема 1. Предмет и метод статистики.
Общее понятие о статистике. Возникновение и развитие статистики как науки. Основные значения термина «статистика». Задачи статистики. Категории статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, статистическая закономерность, признак, статистический показатель, система статистических показателей. Предмет исследования статистической науки. Методы статистического исследования: статистическое наблюдение, статистическая сводка и группировка, вычисление обобщающих показателей и их анализ. Взаимосвязь статистики с другими науками.
Требования к знаниям: знать историю возникновения и развития статистики как науки, основные значения термина «статистика», задачи, функции и категории статистики, предмет и методы статистического исследования.
Требования к умениям: уметь давать определения, видеть отличие между предметом и методом.

Тема 2. Задачи и организация статистики в условиях рыночной экономики.
Единая система учета и статистики в национальной экономике, ее совершенствование в соответствии с требованиями международной практики. Задачи статистики в современных условиях. Организация статистики в РК. Закон «О государственной статистике». Структура, основные задачи и функции органов государственной статистики в РК.
Наглядные пособия:
Схема «Структура органов государственной статистики в РК»
Закон РК «О государственной статистике»
Требования к знаниям: знать структуру государственных органов статистики в РК, их основные задачи и функции.
Требования к умениям: уметь работать с Законом РК «О государственной статистике».

Тема 3. Статистическое наблюдение.
Основные этапы статистического наблюдения. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования. Понятие о статистическом наблюдении и его организация. Объект статистического наблюдения, единица наблюдения. Планирование статистического наблюдения. Программно-методологические и организационные вопросы плана. Требования, предъявляемые к статистическому наблюдению: полнота, достоверность, единообразие и сопоставимость данных. Формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованные статистические наблюдения, регистры. Формы отчетности и требования, предъявляемые к отчетности. Виды отчетности. Специально организованные статистические наблюдения, их необходимость и значение. Виды статистического наблюдения: текущее, периодическое, единовременное, сплошное и не сплошное. Выборочное наблюдение – наиболее совершенный вид не сплошного наблюдения. Способы статистического наблюдения: непосредственного наблюдения, документальный, корреспондентский. Ошибки статистического наблюдения и способы проверки данных статистического наблюдения. Арифметический и логический контроль. Пути предупреждения, способы выявления и исправления ошибок.
Практические занятия: Заполнение формуляра переписи населения 2009г данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент времени.
Наглядные пособия:
Схема «Формы и виды статистического наблюдения»
Бланки форм статистической отчетности
Формуляры для переписи населения
Требования к знаниям: знать определение статистического наблюдения, формы, виды и способы статистического наблюдения, основные программно-методологические и организационные вопросы плана статистического наблюдения.
Требования к умениям: иметь навыки определения видов статистического наблюдения.

Тема 4. Сводка и группировка данных статистического наблюдения.
Статистические таблицы и графики. Ряды распределения.
Понятие о статистической сводке как втором этапе статистического исследования. Задачи сводки. Простая и сложная сводка. Группировка – основа обработки данных статистики. Применение статистической группировки для изучения общественных явлений. Выбор группировочного признака. Понятие об интервале, выбор интервалов. Виды группировки: простые, комбинационные, типологические, структурные, аналитические.
Статистический ряд распределения. Виды рядов: вариационный, атрибутивный, ранжированный. Статистические таблицы как способ изложения результатов сводки. Значение таблиц в статистике. Виды таблиц. Требования, предъявляемые к построению статистических таблиц. Понятие о графическом изображении статистических данных. Виды графиков: диаграммы, аналитические карты.
Практические занятия:
Группировка явлений по признакам. Построение рядов распределения и статистических таблиц.
Построение статистических графиков (диаграмм, картограмм, картодиаграмм).
Требования к знаниям: знать определение сводки и группировки, виды группировочных признаков, сводок и группировок, определение статистической таблицы и графика, их виды.
Требования к умениям: уметь строить ряды распределения, графики и таблицы.
Требования к навыкам: иметь навыки обработки информации.

Тема 5. Абсолютные и относительные величины в статистике.
Понятие об абсолютных и относительных величинах, их значение в статистике. Единицы измерения абсолютных величин. Применение относительных величин в статистике. Основные виды относительных величин: динамики, планового задания, выполнения плана, структуры. Основные виды относительных величин: интенсивности, уровня экономического развития, координации и сравнения.
Практические занятия:
Исчисление различных видов относительных величин.
Требования к знаниям: знать отличие между абсолютными и относительными величинами, формулы расчетов относительных величин.
Требования к умениям: уметь рассчитывать относительные величины
Требования к навыкам: иметь навыки расчета относительных величин, анализа расчетов.

Тема 6. Средние величины и показатели вариации.
Понятие о средних величинах. Средняя как обобщающая характеристика однородной совокупности явлений по определенному признаку. Виды средних величин: средняя арифметическая простая и взвешенная, средняя гармоническая. Средняя из интервального ряда. Средняя квадратическая, средняя геометрическая, структурные средние: мода и медиана из интервального ряда. Порядок исчисления средних величин.
Показатели вариации и их значение в статистике. Размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Наглядные пособия: таблицы расчета средних величин.
Практические занятия:
Исчисление средних величин.
Исчисление средних величин, моды и медианы.
Исчисление показателей вариации.
Требования к знаниям: знать понятие средней величины, виды средних величин.
Требования к умениям: уметь применять формулы средних величин, моды и медианы, показателей вариации при расчетах.
Требования к навыкам: иметь навыки расчета средних величин, анализа расчетов.

Обязательная контрольная работа № 1 по темам № 3 – 6.

Тема 7. Ряды динамики. Показатели рядов динамики.
Понятие о рядах динамики и их значение в статистике. Виды рядов динамики: моментный, интервальный. Динамические ряды абсолютных, относительных и средних величин. Динамические ряды с нарастающим итогом. Уровни ряда динамики. Определение среднего уровня интервального и моментного ряда. Показатели анализа рядов динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, средний темп роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста.
Наглядные пособия:
Схема «Ряды динамики» (моментный, интервальный, с нарастающим итогом).
Практические занятия:
Определение видов динамических рядов, исчисление средних уровней в интервальном и моментном рядах.
Исчисление показателей рядов динамики: абсолютного прироста, темпов роста и прироста, средних темпов роста и прироста.
Требования к знаниям: знать определение динамического ряда, их виды, показатели рядов динамики.
Требования к умениям: уметь рассчитывать средние уровни, показатели рядов динамики, строить ряд с нарастающим итогом.
Требования к навыкам: иметь навыки расчета показателей рядов динамики, анализа расчетов.

Тема 8. Индексы.
Понятие об индексах. Индивидуальные индексы, их виды. Общие индексы. Методы исчисления общих индексов. Понятие об индексируемой величине и весах индекса. Содержание числителя индекса, его знаменателя и разности между ними. Агрегатный индекс – основная форма экономического индекса. Агрегатный индекс товарооборота, цен, физического объема товарооборота, себестоимости, производительности труда и др. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязь. Среднеарифметический и среднегармонический индексы.
Наглядные пособия:
Схема расчетов отдельных видов экономических индексов.
Практические занятия:
Исчисление индивидуальных и общих индексов.
Исчисление среднеарифметического и среднегармонического индексов.
Исчисление индексов.
Требования к знаниям: знать понятие об индексах, виды индексов, методику их расчетов.
Требования к умениям: уметь применять формулы при расчетах индексов.
Требования к навыкам: иметь навыки анализа расчетов.


5.Контроль планируемого результата
При реализации настоящей Рабочей учебной программы предусмотрено проведение:
- контрольных работ –1
- зачетов –2
Контрольная работа № 1 проводится по темам 3- 6. Зачеты проводится за счет общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины.
Для проверки уровня усвоения обучающимися содержания программного материала используются современные средства и методы контроля: тесты и тестовые задания, письменный и устный опрос, контрольная работа и другие.

6. Литература и средства обучения.
1. Закон РК «О государственной статистике», 2010г
Толстик Н.В. Статистика. Ростов на дону, Феникс, 2000.
Елисеева И.И. Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М, Финансы и статистика, 2004г
Рябушкин Г.В., Ефимова Г.Р. Общая теория статистики., М, Финансы и статистика, 2002г
Бендина Н.В. Общая теория статистики. М, «ПРИОР», 2000
Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. М., «ИНФРА-М», 2000г
Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики, М., «Финансы и статистика», 1999
Шокаманов Ю.К. Рабочая тетрадь по статистике . Алматы, 2003г
Периодическая печать









13PAGE 15








·15